Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Бережливая поликлиника: что значит новый стандарт обслуживания пациентов

24 июля 2020, 17:31
Слово «бережливый» применительно к системе здравоохранения не связано с процессами экономии

Речь в данном случае идет о повышении эффективности работы медицинских учреждений за счет внедрения современных технологий, перераспределения нагрузки на медиков, введения новых стандартов организации работы, повышения внимания к пациентам.

Понятие бережливости пришло в российское здравоохранение из-за рубежа, где в свое время внедрялись принципы «бережливого производства». Оно нацелено на максимальное снижение всех видов потерь. Один из примеров – организация работы современных автозаводов в Японии и Германии.

В медицине «бережливость» подразумевают использование особого управленческого подхода, который позволяет повысить эффективность организации здравоохранения за счет оптимизации целого ряда внутренних процессов, отметил в разговоре с ER.RU доктор медицинских наук, депутат Госдумы Борис Менделевич («Единая Россия»).

«Бережливые технологии» способствуют повышению удовлетворенности пациентов, сокращению очередей, сроков ожидания медпомощи и снижению потерь ресурсов. При этом эффективность работы медицинских работников также повышается за счет грамотной организации логистики», - пояснил он.

Задача «бережливой поликлиники», по его словам, заключается в том, чтобы пациенты получали помощь быстрее и качественнее. Конечная цель работающих по такому стандарту организаций – сокращение в три-пять раз времени ожидания в регистратуру, к участковым и узкопрофильным специалистам.

«Зачастую при внедрении принципа «бережливости» повышается эффективность использования ресурсов и структурируется работа поликлиники. Речь идет о механизмах, которые позволяют записаться заранее к врачу без посещения медучреждения, прийти к конкретному времени и именно в это время получить необходимую консультацию или медпомощь», - отметил парламентарий.

Необходимый результат достигается благодаря совокупности используемых инструментов: разделению пациентов на тех, кому нужен плановый прием, и тех, кто нуждается в неотложной помощи; переводу в «цифру» всего документооборота; внедрению онлайн-записи к врачам; организации электронной очереди для пациентов и ряда других.

Особое внимание при переводе поликлиники на «бережливый» стандарт уделяется оптимизации внутреннего пространства. Если это уже имеющееся здание, то в нем проводится переустройство: кабинеты располагаются более удобно, по возможности расширяются коридоры, помещения, лестницы и проходы адаптируются для маломобильных и пожилых людей, посетителей с детьми.

Сегодня, рассказал Борис Менделевич, первопричиной многих жалоб на плохую работу поликлиник является уже не столько качество медицинских услуг, сколько недостаточная организация внутренних процессов. Оптимизировать их – одна из главных задач «бережливого» стандарта. Однако без комплексного подхода достичь поставленной цели вряд ли удастся, отметил депутат.

«Данные технологии, к примеру, в Татарстане реализуются с 2016 года и уже показали свою эффективность. Однако пилотный проект продемонстрировал эффективность инструмента в тех медучреждениях, где он используется правильно, в совокупности с другими. Самостоятельно «бережливые» поликлиники не решат вопросы кадрового дефицита, отсутствия ремонта и финансирования», - подчеркнул законодатель.

Он обратил внимание на то, что конечная цель распространения «бережливых» технологий на поликлиники по всей стране заключается не во внедрении самой системы, а в повышении эффективности оказания медпомощи.

«Это действительно эффективный инструмент работы, значимость которого в своем в послании Федеральному Собранию отмечал Президент Владимир Путин, - сказал Борис Менделевич. - При этом надо понимать, что он эффективен только при грамотном использовании всех имеющихся ресурсов».

Спикер
Менделевич Борис Давыдович
Менделевич Борис Давыдович

Общественная приемная