Карта сайта
19 марта 2013, 09:25

Законопроект укрепляет принципы федерализма в стране

Фото: ER.RU
Фото: ER.RU
Власть пришла к гармоничному решению, по которому субъекты самостоятельно будут устанавливать порядок губернаторских выборов

Государственная дума РФ во вторник, 19 марта рассмотрит во втором чтении поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в части определения региональным законодательством порядка избрания высшего должностного лица субъекта федерации.

Судя по январскому опросу, проведенному «Левада-центром», 68% россиян хотят выбирать глав своих регионов самостоятельно. Такая пропорция мнений преобладает во всех федеральных округах: за прямые выборы высказались 59% опрошенных жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, 63% – Приволжского, 68% – Сибирского и 69% – Уральского. В Центральной России и на Дальнем Востоке предпочли выборность 74% и 80% респондентов соответственно. В тоже время, значительная часть участников опроса считает «региональное разнообразие наделения полномочиями губернатора» вполне разумным.

Понятно, что в основе поправок в федеральный закон лежит вполне обоснованная обеспокоенность за регионы, где процесс выборов может существенно обострить внутреннюю ситуацию и вызвать дестабилизацию обстановки. В первую очередь, это относится к кавказским республикам, где, помимо прочего, существует опасность воздействия на выборный процесс со стороны соседних государств.

По мнению председателя парламента Северной Осетии Алексея Мачнева, отказ от «схемы назначения» глав регионов приводит к «накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности».

«Считаю, что необходимо предоставить возможность выбора кандидатов в губернаторы политическим партиям, представленным в законодательном собрании региона. Они могли бы предлагать президенту РФ несколько кандидатур, предварительно прошедших обсуждение с региональными отделениями всех политических партий, зарегистрированных в соответствующем субъекте Федерации», - говорит глава республиканского парламента.

В тоже время депутат Госдумы от Карачаево-Черкесии Ахмат Эркенов уверен в том, что все регионы, в том числе, северокавказские республики имеют право жить по единым для всей России правилам. «Если мы строим демократическое общество, люди должны иметь право выбора». Однако ему возражает лидер регионального Общероссийского народного фронта, глава местной общественной палаты Вера Молдованова, заявляя, что прямые выборы главы республики не нужны.

Интересно, что по некоторым данным уже поступили заявления от ряда регионов с просьбой отменить прямые выборы.

«Обращения по этому поводу (по поводу отмены прямых выборов - прим. ред.), которые я видел, поступают в основном из национальных республик. Там это действительно предельно деликатный вопрос. Потому что по факту люди часто голосуют там, прежде всего, за «своих», т.е. по национальному признаку. Условно говоря, если представителей одной этнической группы 51%, а другой – 49%, то у меньшинства может возникнуть опасение, что им к руководству в республике не прийти никогда. Это создаёт реальное напряжение. Люди же конфликтов не хотят. Так что их просьбу, согласитесь, можно понять», - рассказал депутат Госдумы Дмитрий Саблин.

Примечательно, что ряд экспертов указывают на определенные риски, существующие не только в Северокавказских субъектах РФ, но и в мононациональных областях и краях России. И, в частности, отмечают, что демократические прямые выборы не в состоянии обеспечить принятие решения, действительно отражающее волю большинства.

«Лауреат Нобелевской премии по экономике Эрроу в теореме, носящей его имя, математически строго доказал, что никакая процедура коллективного выбора – а такие выборы один из устоев демократии – не в состоянии оптимально отразить индивидуальные предпочтения избирателей», – заявляет, например, политолог Олег Юрьев.

Эксперты во многом справедливо указывают на то, что в основном выборы происходят в виртуальном пространстве, а люди ориентируются не на человека и его работу, а на то, что говорится о нем в СМИ. Если добавить к этому возможную конъюнктурность предлагаемых кандидатом программ, например, экономически необоснованное повышение зарплат, пенсий и т.п., это может привести к дисбалансу в региональной экономике и, в конечном счете, к ухудшению качества жизни самих избирателей.

Стоит отметить, что даже наиболее последовательные адепты прямых выборов признают определенную «разумность» нового законопроекта, хотя и указывают на его «слабые места». Особенно ясно этот момент отражается в комментариях из регионов России.

«Сразу внесем ясность: обсуждаемый федеральный законопроект не вводит институт назначения губернаторов, а дает право субъектам федерации выбрать модель — выборы или назначение, - подчеркивает заместитель председателя законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко. - При этом надо понимать, что для национальных республик, где представительство проживающих народностей не равнопропорционально, этот вопрос очень актуален, ведь еще с советских времен руководителей таких регионов назначали, что называется, по очереди. С другой стороны, появление такой инициативы я рассматриваю как укрепление федерализма в стране, усиление роли регионов. Ведь если регион настроен на модель прямых выборов, он ее и сохранит. Что касается Красноярского края, то все краевое законодательство перенастроено на выборы губернатора. Если же люди выступят с инициативой о необходимости назначения, то мы должны будем организовать широкое обсуждение этой идеи. Я лично разделяю позицию выборов, более того — хожу на все выборы».

Схожую позицию занимает мэр города Новоуральска (Свердловская область) Владимир Машков. По его мнению, «власти пришли к гармоничному решению, по которому субъекты самостоятельно будут устанавливать порядок губернаторских выборов». «Я думаю, это сделано в основном из-за традиций некоторых национальных регионов, поскольку их главы исторически определялись тейпами (родами). Таким образом, достигалась некая стабильность, потому что, так или иначе, власть была равно распределена».

Как считает Машков, «государственная власть приходит к решению больше доверять регионам, и это дорогого стоит». «Хотя мы же все равно понимаем, что будут консультации с полпредствами, с администрацией президента, с соответствующими кураторами. Но это уже теневая сторона аппаратной работы, которой не избежать. В любом случае, законопроект – это мудрый шаг, золотая середина между двумя крайностями».

Пожалуй, наиболее всесторонне отношение к новому законопроекту выразил депутат заксобрания Красноярского края Андрей Колесников, который заявил, что не видит никакой «политической трагедии» в законопроекте.

«На самом деле по этому поводу какой-то категоричной позиции не занимаю. Считаю, что иногда и прямые выборы бывают не совсем в интересах людей. То есть на людей можно повлиять. Через пиар-технологии, через средства массовой информации. И люди могут выбрать, грубо говоря, не совсем квалифицированного, не совсем достойного человек, - рассуждает он. - Мне, например, нравится, что в нынешнем законопроекте на должность губернатора может выдвигаться представитель любой партии. На мой взгляд, этот принцип более гибкий, более демократичный. Никакой политической трагедии я в этом не вижу. Наверное, надо испытывать разные системы. Нет какого-то идеального варианта выборов — или назначением, или всеобщим голосованием. Большинство не всегда может быть квалифицированным в этом вопросе».

Иными словами даже в регионах, где в идеале высказываются за прямые выборы, все же имеет место прагматичный подход к вопросу: чего копья ломать – жизнь покажет и подскажет, какая система для нас лучше. Именно поэтому для всех принята одна и та же норма, в рамках которой регионы сами выбирают вариант избрания высшего должностного лица субъекта федерации.

Ссылка для блогов
сюжеты
Весенняя сессия Госдумы Фракция «Единой России» в Госдуме
темы
Общество Регионы Законодательство
последние новости