Карта сайта
16 января 2012, 16:01

Плигин: Законопроект о выборах губернаторов дает возможности для их отзыва, но и защищает от произвольных действий

Владимир Плигин: Законопроект устанавливает право и процедуры отзыва губернатора не ранее, чем через год после его вступления в должность
Владимир Плигин: Законопроект устанавливает право и процедуры отзыва губернатора не ранее, чем через год после его вступления в должность
Президент России внес в Госдуму законопроект о выборах глав субъектов РФ

Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник, 16 января, внес в Государственную Думу законопроект об изменении порядка наделения полномочиями глав регионов. Этот законопроект – еще один шаг по развитию демократических институтов в России, заявил на брифинге председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, передает ER.RU. В проекте закона, с одной стороны, повышаются требования к губернаторам и основания для их отзыва. С другой стороны, вводятся ограничения при отзыве, защищая глав регионов от произвольных действий.

Плигин отметил, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесен в Государственную Думу «в рамках развития положений, которые были высказаны президентом в послании Федеральному Собранию, и предметно затрагивает правила создания института глав субъектов Российской Федерации».

«Некоторое время назад мы очень последовательно обсуждали систему, которая подразумевала переход к системе избрания глав субъектов Российской Федерации законодательными и представительными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. В свою очередь, предложения президента Российской Федерации делалось на основании предложения политических партий, которые выигрывали на выборах в субъектах Федерации», - напомнил Плигин и добавил, что эта «процедура была и есть сложная, интересная, демократичная».

Переход к ней был обусловлен в свое время «целым рядом трагичных обстоятельств, которые происходили в России, а также тем, что часто имели место нарушения в использовании права в организации выборов губернаторов», отметил он. «Это было связано с жестким влиянием, в том числе, финансовых групп. Поэтому была необходимость систематизации российского государственного аппарата», - сказал Плигин.

Он заявил, что сегодня многие цели, поставленные в свое время, решены, «поэтому в экспертном сообществе, в политических кругах обсуждался вопрос перехода к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации». «Эта идея и реализуется проектом, который внесен президентом Российской Федерации, - сказал Плигин. – Процедура, несомненно, способствует развитию демократических институтов в Российской Федерации».

Он подчеркнул возрастание роли политических партий, обусловленное законопроектом. Согласно ему, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. «При этом выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ, который будет определять этот порядок», - добавил Плигин и обратил внимание на то, что в настоящее время в Госдуме в стадии работы находятся и другие инициативы президента.

«Эти инициативы касаются собственно возможности регистрации политических партий в РФ, уменьшения числа подписей, необходимых для выдвижения кандидатов. Таким образом, данный законопроект комплексно продолжает систему демократических предложений, сделанных президентом в Послании», - заявил Плигин.

Речь идет обо всех политических партиях, зарегистрированных в РФ, а не только о парламентских партиях, добавил глава комитета. «Это повышает роль политических партий, одновременно стимулирует активных представителей общества к участию в политическом процессе – они получают возможность оказывать существенное влияние на формирование института кандидатов на должность высшего лица субъекта РФ», - сказал Плигин.

Он обратил внимание, что процесс сбора подписей за кандидатов будет координировать сам субъект. «Количество и порядок подписей определяются субъектом Российской Федерации. В законопроекте, в том числе, очень часто идет отсылка к законам субъекта, таким образом, повышается роль субъектов в решении ряда значимых вопросов организации деятельности самого субъекта», - отметил председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.

Плигин сообщил, что законопроектом «сохраняется возможность лишения губернаторов полномочий в случае утраты доверия президента РФ». «С моей точки зрения, это очень важное обстоятельство. Президент – гарант Конституции, и в любом федеративном государстве очень важно, чтобы существовали одновременно правила, которые обеспечивают защиту интересов государства как целого. Но законопроектом вводятся дополнительные правила: вводится основание утраты доверия президента РФ. Оснований два: выявление в отношении губернатора фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов как правонарушений», - заявил Плигин.

Он особо подчеркнул постоянно проводимую «корреляцию с законодательством о противодействии коррупции», в котором и установлено понятие не урегулированного конфликта интересов, даются определения, связанные с правонарушениями в сфере коррупции.

В то же время, список оснований, предложенный законопроектом, носит закрытый характер, сообщил Плигин, и будет проходить обсуждение в Государственной Думе.

«Над ним необходимо думать, его нужно дополнительно анализировать. С моей точки зрения, необходимо расширение возможностей президента по реагированию на те вещи, на которые должны реагировать высшие органы власти. Но это не есть автоматическое ограничение демократических процедур», - заявил Плигин.

Также он обратил внимание, что законопроект устанавливает право и процедуры отзыва губернатора не ранее, чем через год после его вступления в должность. Одновременно там прописаны и ограничивающие основания.

«Это нарушение высшим должностным лицом законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен судом. И неоднократное без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом своих обязанностей, также установленное судом. Очень взвешенные основания: с одной стороны, повышаются требования, появляются возможности отзыва. Но этот институт не может быть использован в рамках произвольной борьбы, он должен базироваться на понятных, предметных основаниях, связанных с нарушением законодательства и, при этом, с установлением этих фактов судом. На мой взгляд, взвешенный институт: создает возможности отзыва и защищает от произвольных действий», - заявил Плигин.

Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству рассказал, что после рассмотрения Госдумой законопроект о выборах губернаторов должен вступить в силу со дня его официального опубликования. При этом уже действующие губернаторы будут работать до окончания срока полномочий. «Таким образом, сохраняется стабильность института», - отметил Плигин.

Также он рассказал, что законопроект пока не поступил в комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, но поступит на днях. Депутаты профильного комитета определят «к нему свое отношение к следующему заседанию Совета Думы 23 января».

Плигин подчеркнул также, что законопроект отнесен к числу приоритетных, и будет рассмотрен в течение весенней сессии Госдумы. Однако, учитывая, что формат работы палаты парламента, возможно, будет изменен в феврале в преддверии президентских выборов, то, скорее всего, в действие законопроект вступит уже после 4 марта.

Ссылка для блогов