Карта сайта
12 ноября 2011, 17:05

Децентрализация бюджета – в интересах россиян

Процесс децентрализации денежных потоков идет в русле главных задач России сегодняшнего дня: выполнения всех социальных обязательств перед гражданами и повышения качества жизни россиян
Процесс децентрализации денежных потоков идет в русле главных задач России сегодняшнего дня: выполнения всех социальных обязательств перед гражданами и повышения качества жизни россиян
Руководство «Единой России» рассказало о планах работы по развитию межбюджетных отношений в России

Децентрализация бюджетных процессов позволит регионам зарабатывать собственные деньги и тратить их на повышение собственной социальной ответственности перед жителями территорий. Это – один из главных моментов в дальнейшем развитии межбюджетных отношений в России, о необходимости которого заявил на заседании Президиума Госсовета лидер списка «Единой России», президент РФ Дмитрий Медведев. Как отметили представители «Единой России» на пресс-конференции на тему «Справедливые межбюджетные отношения» в субботу, 12 ноября, процесс децентрализации денежных потоков идет в русле главных задач России сегодняшнего дня: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами и повышения качества жизни россиян, передает ER.RU.

В пресс-конференции приняли участие секретарь Президиума Генсовета «Единой России» Сергей Неверов, руководитель ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Воробьев, первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Железняк, первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия» Андрей Исаев и заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Неверов напомнил, что 11 ноября «в Хабаровске состоялось заседание президиума Госсовета по повышению доли регионов в развитии экономики». В ходе заседания президент Медведев, в частности, заявил о необходимости  распределения бюджетных средств в пользу регионов и муниципалитетов. «Абсолютно согласен, что территориям нужна понятная и прозрачная система финансовых стимулов, и ввести их нужно и можно, прежде всего, через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между ветвями власти», - отметил он. При этом, по словам главы государства, губернаторы должны повышать ответственность за модернизацию в регионе. «В конечном счете, именно губернатор отвечает за благоприятный деловой и социальный климат, он координирует действия представителей власти на территориальном и межведомственном уровнях», - подчеркнул Медведев.

«Сегодня мы поговорим о том, как мы видим эти процессы, что «Единая Россия» предполагает в этом отношении делать. Нам необходимо определить четкие и понятные критерии для всех заинтересованных сил: регионов, муниципалитетов. Нам нужна четкая, понятная схема финансирования стимулов, которые должны получить регионы. Партия «Единая Россия» готова к разработке данного механизма. В течение всего лета мы с регионами обсуждали эти вопросы. А сегодня провели видео-конференцию со всеми регионами нашей страны, от Камчатки до Калининграда. Мы попросили регионы еще раз высказать свои предложения, внести эти предложения в разработку критериев, понятных для всех механизмов, чтобы мы смогли, не откладывая, приступить к реализации предложения президента», - сообщил Неверов.

Воробьев выразил уверенность в «крайней актуальности» предложения президента Медведева. «Для регионов это очень хорошая новость. После этого предложения очевидно, что на территориях будет оставаться больше средств. А больше средств – значит, больше возможностей. Значит, территории смогут планировать повышение заработных плат тем категориям бюджетников, на которых до сих пор, к сожалению, не находилось средств. Это сферы дошкольного образования, культуры, социального обеспечения», – отметил Воробьев.

Даже дороги во дворах до сих пор финансируются из федерального бюджета, продолжил он. «Предложение президента позволит направить на нужды людей, которые живут на той или иной территории, собственные источники субъекта. У территорий появятся новые, значительные возможности», - сказал Воробьев.

Конечно, специалисты бюджетов процессов «должны будут внимательно посмотреть, поработать, чтобы механизм перераспределения был понятным, простым и стимулировал территории для привлечения новых предприятий в экономику», добавил руководитель ЦИК Партии.

«Очевидно, что предложение, которое озвучил лидер нашего списка, президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, это, в том числе, и итог того многомесячного обсуждения, которое происходило во всех регионах страны при подготовке Народной программы и сбора предложений в Народный бюджет», - сказал, в свою очередь, Железняк.

Основная из задач при подготовке программы была понять, какие проблемы наиболее важны для россиян, и какие пути решения граждане видят для решения этих проблем, отметил он. «Вопросы справедливого распределения бюджетных поступлений между федеральным, региональным и местным уровнями поднимались практически на всех встречах, - рассказал Железняк. – Не было такого муниципалитета, где бы эта тема не была крайне важна для жителей. Потому что современные социально-экономические процессы требуют быстрого принятия решения, адаптированного ситуации на местах. И принимать такие решения, апеллируя к Москве, – это долго и не эффективно. Мы должны быть гораздо быстрее в принятии решений, и предложение президента позволяет нам это делать».

Железняк отметил, что президент России также сделал акцент на создании системы критериев процента эффективности бюджетных вложений. Эти критерии должны быть не только монетаристскими: «не только движение денежных средств и контроль над их перемещением между различными счетами должны быть важны, нет». «Важна удовлетворенность людей результатами вложений на местах, - подчеркнул Железняк. – Насколько решена проблема людей, насколько решена задача, которая ставилась перед конкретным проектом?»

Между тем, он отметил, что решать вопрос децентрализации бюджетных потоков оппозиция не была способна, и не способна сейчас. «Их возможности в Госдуме, например, второго созыва, третьего созыва, когда оппозиция в совокупности была в большинстве, показали, что кроме повышения зарплат и пенсий своему депутатскому составу, они никаких реальных проблем людей не решали. Эта неспособность решать проблемы людей была причиной их низкого результата на всех последующих избирательных кампаниях. Мы, с самого начала прихода «Единой России» в Думу, ставили задачей решение проблем людей. И именно через этот фокус мы смотрели на все процессы, в том числе, связанные с бюджетной политикой», - заявил Железняк.

Он рассказал также, что у «Единой России» уже есть предложения по изменению трехлетнего федерального бюджета, а также предложения, касающиеся продолжения реализации программ по благоустройству придворовых территорий, строительства сельских дорог, а также реконструкции и строительства внутригородских дорог. «Мы хотим, чтобы были закреплены объемы не меньше, чем по пять процентов на каждую из этих позиций по каждой территории», - заключил он.

Исаев заявил, что «заявление лидера списка «Единой России», президента России Дмитрия Анатольевича Медведева крайне важно для развития нашей страны, и является примером прагматичного, взвешенного центристского подхода».

Оппоненты «Единой России» склонны драматизировать те или иные ситуации, отметил Исаев. «Либо бюджетный централизм, либо федерализм. Либо унитарное государство с абсолютной централизацией, либо абсолютная конфедерация. Мы исходим, каждый раз принимая то или иное решение, из интересов людей, из интересов развития. В свое время, в начале 2000-х годов, партия «Единая Россия», Владимир Владимирович Путин работали над тем, чтобы централизовать бюджет. Это было нашим решением, осознанным решением, которое было правильным для того времени. Мы помним, что происходило в нашей стране чуть более десятилетия назад, тогда наша страна практически прекратила существовать как единое государство. Мы помним, что один субъект Федерации воевал с другим, мы помним, что ряд субъектов Федерации объявили себя субъектами международного права. Мы помним, что они вводили собственные законы, которые считали законами более высокими, чем законы федерального уровня, вводили собственные налоги, по своему усмотрению, а часть субъектов Федерации находилось в льготном режиме, отличалась тем, что не платила налоги в федеральный бюджет», - сказал Исаев.

Он отметил, что «пострадали от такой ситуации, от такой децентрализации в первую очередь люди».

«Пострадали потому, что на территории России появились территории, где в отношении граждан не исполнялись социальные обязательства, вытекающие из федеральных законов и из Конституции, - заявил Исаев. – Наиболее яркий, вопиющий пример – это пример с пособием на ребенка, которое к началу 2000-х годов прекратили выплачивать большинство субъектов Федерации. Оно просто не выплачивалось как таковое. И тогда мы не только забрали налоги, но и забрали это пособие на федеральный уровень на несколько лет, для того, чтобы переломить ситуацию и добиться того, чтобы обязательства перед семьями, имеющими детей, стали выполняться на территории нашей страны. Таким образом, этот этап, начальный этап, примерно с 2000 по 2006 год – требовал бюджетной централизации».

Исаев напомнил, что «важным элементом бюджетной централизации явились и национальные проекты, которые мы запустили».

«Сконцентрировав ресурсы в центре, мы смогли добиться того, что в наиболее значимых и наиболее болезненных сферах нашей жизни, таких, как образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство начались позитивные сдвиги по всей территории России. Мы добились того, что все органы власти местного самоуправления стали работать над решением назревших там проблем», - добавил он.

Начиная с 2006 года ситуация постепенно началась меняться. Экономическая самостоятельность регионов, а, следовательно, их самодостаточность стала расти. «В этой ситуации, на данном этапе мы видим, что бюджетный централизм начинает приносить больше вреда, чем пользы», - отметил Исаев.

Он рассказал, что начать процесс децентрализации бюджетных потоков власти, в свое время, помешали два фактора: объективный и субъективный. Объективным фактором стал «мировой экономический кризис, который также потребовал продления эпохи бюджетного централизма». Субъективным фактором стал тогдашний министр финансов Алексей Кудрин, позиция которого заключалась в «последовательном оппонировании партии «Единая Россия» в правительстве РФ».

«Сегодня ситуация в большей степени благоприятна, - уверен Исаев. – Мы анализируем ситуацию и видим, что если федеральные мандаты выполняются в полном объеме, то там, где речь идет о муниципальных мандатах, мандатах субъектов Федерации, идет существенное снижение уровня социальной обеспеченности и финансовой обеспеченности».

Первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия» привел в пример ставшую вопиющей сегодня ситуацию с детскими садами.

«Это зона ответственности местного самоуправления, - подчеркнул он. – Именно там наиболее горячие проблемы, именно там самые низкие зарплаты в системе образования. И это означает, что проблема в данный момент решается не совсем корректно. Значит, нужно вносить необходимые исправления».

Тем временем, зарплата второй категории бюджетных работников – учителей – росла серьезными темпами, отметил Исаев. Также серьезно росла зарплата врачей. А вот, к примеру, заработные платы социальных работников – категории, которая полностью находится в ведомстве субъектов Федерации, – отстают от всех других категорий бюджетников в наибольшей степени.

«Поэтому президент совершенно справедливо поставил вопрос о необходимости перераспределения ресурсов между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, - подчеркнул Исаев. – Перераспределения, которое позволило бы местному самоуправлению, субъектам зарабатывать деньги и тратить их, в первую очередь, на исполнение своих мандатов в сфере исполнения социальных программ, улучшение благосостояния людей непосредственно на тех территориях, на которых они живут».

Первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия» отметил, что «это, несомненно, породит конкуренцию между территориями, конкуренцию за инвестиции». «Потому что если территория будет понимать, что чем больше она привлечет инвесторов, тем больше заработает налогов, она будет несомненно заинтересована в создании благоприятного инвестиционного климата», - подчеркнул Исаев.

Он отметил, что сегодня ситуация немного иная: если территории зарабатывают дополнительные деньги, они изымаются в федеральный бюджет. Тем самым территории не стимулируются, более того, создается ощущение несправедливости в обществе.

«Для «Единой России» общественная справедливость – один из важнейших принципов, по которому действует наша Партия. Поэтому ощущая запрос в справедливом распределении ресурсов между бюджетами разных уровней, мы начинаем серьезный разговор, который должен обеспечить бюджетный федерализм», - заявил Исаев.

Он подчеркнул, что решить эту проблему, обеспечить процесс перехода к бюджетному федерализму «способна только одна партия, это партия «Единая Россия». «Потому что, переходя к бюджетному федерализму, одновременно с этим мы должны сохранить политическое, организационное и правовое единство страны. Бюджетный федерализм – это не переход России в конфедеративное состояние. Нет. Это сохранение, укрепление всех государственных институтов, это действие российского права на территории всей страны. Это обеспечить в состоянии «Единая Россия». И потому, что мы во главе с нашим лидером собрали страну, разорванную на лоскутки в конце 1990-х годов, и потому, что наши основные оппоненты, конкуренты за думские места – ЛДПР и КПРФ – централистские партии, которые не способны пройти эту тонкую грань бюджетного федерализма и одновременно сохранения политического единства страны», - констатировал Исаев.

В свою очередь, Макаров отметил «своевременность решений Госсовета». «Своевременными они являются потому, что, к примеру, когда говорят о самостоятельной налоговой, бюджетной политике – это бред. Никакой самостоятельной налоговой, бюджетной политики быть не может. То, что было ясно сказано вчера, что бюджетная и налоговая политика должна быть подчинена общим экономически целям – это самое главное. Какие две экономические цели заявлены сегодня государством и «Единой Россией»? Это то, о чем говорил Владимир Владимирович Путин, когда отчитывался перед правительством в Государственной Думе – это не просто то, с чем мы идем на выборы, а это та политика государства, которая предлагается людям. Первое – это безусловное выполнение государством своих социальных обязательств, второе – повышение качества жизни», - сказал Макаров.

Каким образом мобилизация соотносится со стабилизацией, задался вопросом он. «Эти два понятия наши оппоненты, почему-то, все время пытаются противопоставить друг другу. Но мы думаем, что стабилизация, стабильность – это и есть выполнение всех обязательств. Государство столько раз обманывало людей в выполнении обязательств, и нам сегодня в какой-то степени приходится пожинать плоды тех десятилетий обмана. Но стабилизация – это уверенность каждого человека, что свои обязательства государство выполнит. А модернизация – это повышение качества жизни. Это две стороны экономической политики», - акцентировал зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Децентрализация не была возможна раньше потому, что, в частности, совсем недавно встал на финишную прямую процесс разграничения полномочий, отметил он. «Еще не так давно за полномочия государства перед людьми отвечали все три уровня власти: федеральный, региональный, местный, - напомнил Макаров. – А когда отвечают трое, значит, не отвечает никто. Разграничение полномочий практически завершено. Но совершенно очевидно, что власть для людей – это не только Кремль, не только то, что находится в пределах Садового кольца. Но власть – это также те, кто отключил воду в Сибири зимой. Или тот, кто не заасфальтировал дорогу, не сделал песочницу для детей. При этом власть, которая этого не сделала, далеко не всегда в этом виновата: у нее просто нет денег на это».

Макаров добавил, что централизация ресурсов была вынужденной «для того, чтобы было реализовано право людей получать социальную помощь от государства», поэтому и дальше «какие-то ресурсы страна будет вынуждена централизовать, и справедливо перераспределять».

«Мы должны обеспечить обязательства государства перед людьми, а это обязательства федеральные, региональные и местные. Значит, каждый уровень власти должен иметь свой источник дохода. Приведу пример: налог на имущество организаций и предприятий. Это целиком региональная база. Но 50 процентов этого налога остается в регионах, а 50 процентов – это льготы, которые устанавливаются на федеральном уровне. А может быть, правильнее принять решение, что льготы устанавливает тот уровень власти, который получает доход от этого налога? Думаю, муниципалитет лучше знает, кому предоставить льготы. Губернатор, Законодательное Собрание лучше знают, что важнее для этого региона. Это иная степень ответственности», - подчеркнул Макаров.

Также необходимо вести речь о степени эффективности, отметил он. Он напомнил, что оппоненты «Единой России» все время предлагают определять степень эффективности бюджетной поддержки количеством денег, которые вкладываются в ту или иную отрасль. «Дали на миллиард больше – значит, эффективно. Дали на миллион меньше – не эффективно. Но вопрос в том, как используются эти деньги. И то, что сказал президент, он сказал об ответственности. Безусловно, ответственность должна сопровождать средства, которые останутся в регионах и муниципалитетах, и те, которые уйдут из федерального бюджета», - заявил Макаров.

При этом зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам отметил, что «Единая Россия» отстояла и нашел отражение в трехлетнем бюджете принцип поощрения регионов, которые самостоятельно увеличивают свою налоговую базу.

«Регион или муниципалитет создают рабочие места, поддерживают малый бизнес. Налоговая база увеличилась. Но поскольку больше налогов осталось в регионе, тут же снизилась федеральная поддержка, снижается трансферт. Но нельзя стимулировать иждивенчество. Потому что у регионов возникает ощущение: если я наращиваю налоговую базу, я получу меньше из федерального бюджета. Впервые в бюджете мы предусмотрели 10 млрд на поощрение тех регионов, которые наращивают налоговую базу, тех, кто получит больше доходов», - заключил Макаров.

Ссылка для блогов