Карта сайта
12 сентября 2011, 18:26

Мамонтов: Медиафорумы – залог объективности СМИ

Владимир Мамонтов: На Медиафорумах и региональных конференциях Партии я узнаю о точках роста в стране, о важных проектах. Я вижу людей, у которых горят глаза, которые развиваются и делают максимум для развития своего региона
Владимир Мамонтов: На Медиафорумах и региональных конференциях Партии я узнаю о точках роста в стране, о важных проектах. Я вижу людей, у которых горят глаза, которые развиваются и делают максимум для развития своего региона
Картина социально-политической жизни, которую дает журналист в своих материалах, подчас отличается от реальной из-за недостатка информации, шанс компенсировать информационный вакуум дают Медиафорумы, уверен президент редакции «Известий»

Работа журналиста описывать картину социально-политической жизни страны. Однако подчас оказывается, что эти «рисунки» не соответствуют действительности. На общем фоне катастроф и несчастий, о которых с большим удовольствием рассказывают СМИ, теряется огромный пласт действительно значимых событий и людей, которые часто остаются незамеченными, а на самом деле, работающих на развитие России. Увидеть объективную картину происходящего в стране позволяют Медиафорумы «Единой России», заявил в интервью ER.RU в понедельник, 12 сентября, президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов. Такого же эффекта он ждет и от VI Медиафорума, который пройдет в Москве 25 сентября.

- Владимир Константинович, Вы были активным участником многих Медиафорумов, которые «Единая Россия» проводила в федеральных округах: в городах Хабаровске, Волгограде, Екатеринбурге, Череповце. Насколько этот формат мероприятий востребован у региональных журналистов? Встречали реальный, живой интерес коллег из регионов к темам и спикерам?

- Я всегда отмечаю реакцию аудитории, и, как правило, она чрезвычайно активна. Люди слушают с большим интересом и задают очень точные, злободневные вопросы. Они ценят и благодарны за конкретные, живые советы, помогающие им работать в абсолютно новых условиях, в частности, это касается активного вторжения виртуальных средств массовой информации и перемен на медийной «доске». В эти процессы наши коллеги хотят вникнуть лучше. Потому что Россия – разная, и уровень развития медиа, и медийных технологий, охваченность Интернетом, политические предпочтения в регионах тоже разные.

Мы всегда старались находить с нашими коллегами точки соприкосновения. И более чем уместно сказать, что эти встречи были обоюдно полезными – и для нас, тех, кто туда приезжает, и для них. На последней встрече, которая была в Череповце (секции на тему развития интернет-технологий Медиафорума в рамках Межрегиональной конференции СЗФО, - ER.RU), я искренне поблагодарил коллег за их вопросы. После завершения работы мы с Володей Бурматовым (заведующим кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Владимиром Бурматовым, - ER.RU) и Робертом Шлегелем (депутатом Госдумы Робертом Шлегелем – ER.RU) переглянулись и сказали: какие молодцы! Череповчане действительно помогли своими точными вопросами выстроить полезный, важный диалог.

- Какое значение Медиафорумы Партии имеют лично для Вас? Вы, в силу профессиональной деятельности, всегда находитесь в центре информационных потоков, случалось, что на Медиафорумах Вы открывали для себя что-то новое?

- Я считаю так: «Единая Россия», сколько бы критики на нее не выливалось, – это стержневой элемент политической жизни страны. Как правило, Медиафорумы проходят в рамках региональных конференций, на которых мне, как журналисту, чрезвычайно интересно бывать. На них я вижу, что та медийная картина, которую мы предоставляем нашим слушателям, читателям, зрителям, подчас в значительной степени отличается от действительности. Например, именно на Медиафорумах и региональных конференциях я узнаю о точках роста в стране, о важных проектах. Я вижу людей, у которых горят глаза, которые умеют не только жаловаться и стенать, но и  развиваться, делать максимум для развития своего региона. Да, подчас они находятся в тяжелых условиях и просят помощи у премьер-министра РФ Владимира Путина, у «Единой России». Но эти люди хотят и делают важное для страны дело.

Мы, журналисты, очень хорошо умеем освещать катастрофы и несчастья, критиковать и задавать острые вопросы – все это правильно и нужно делать, но при этом нужно осознавать некий непростой контекст, в котором происходит современное развитие нашей страны.

Мы знаем, что государство вкладывает в регионы огромные деньги, но кто знал о проектах, которые есть в самих регионах – от крупнейших, имеющих значение для всей страны, до мелких, в сфере малого бизнеса? По-моему, именно такой контекст имеет значение в разговоре о том, что страна развивается. Я – за объективность. А просто из Москвы объективно картину не увидишь. И из Ростова-на-Дону и любого другого города России – тоже. Медиафорумы, кстати, дают мне возможность говорить обо всех этих процессах с моими коллегами в регионах. Считаю, что журналисту не надо быть снобом, а надо принимать участие в таких мероприятиях. Лично я ездил на конференции Партии, на Медиафорумы. И буду ездить.

- VI Всероссийский Медиафорум пройдет в новом формате, он разделится на несколько региональных секций. На ваш взгляд, такая форма сейчас более актуальна, востребована, или, возможно, Вы бы предложили другой формат общения?

- Такой формат вполне уместен. Россия – это «слоеный пирог» с очень разными регионами. У жителей Крайнего Севера и Северного Кавказа - разные проблемы. В медийной сфере, конечно, есть общие принципы, но региональная составляющая очень сильна и логично обсуждать какие-то вещи в формате «это – для всех», «это – для конкретных регионов» и постановки задач перед регионами.

В том же Череповце Владимир Путин поставил задачу привести Арктический север в порядок, убрать мусор, бочки, которые там везде стоят в огромном количестве. И когда мы это сделаем, то делом подтвердим, что претендуем на эту территорию для развития страны: это великая альтернатива всем нынешним торговым путям, и эта база нам нужна на долгое, долгое будущее. Такая проблема, имеющая значение для всей страны, найдется у каждого региона, и решая их действительно всей страной, мы движемся к новому, интересному и большому будущему. Вот почему абсолютно нормально обсуждать эти темы в рамках медийных отношений. Те журналисты, кто по-настоящему болеет за свое дело, за страну, за свой край, регион, стремятся к таким обсуждениям. Это правильно.

- А какие темы станут основой Ваших выступлений на VI Медиафоруме?

- Буду говорить о доступности новых технологий. Я человек немолодой, поэтому мне очень понятны проблемы моих региональных коллег, которые сейчас переходят на новые медийные технологии. Они хотели бы работать «в ногу со временем», чтобды получать нового читателя, нового рекламодателя, но пока зачастую технологически не могут этого сделать. Или боятся. В них нужно пробудить этот интерес, и сказать: не боги горшки обжигают. Им кажется, что новые технологии – это дело молодых, их детей, а они в этом ничего не поймут. Ничего подобного. Во-первых, это не так сложно, во-вторых – преодолимо, и другого пути нет.

Также затрону тему реформы местной прессы и выведения ее из-под государственного довольствия. Их всех очень волнует, что будет после этой реформы. Мне кажется, общественное мнение должно сформироваться приблизительно следующим образом: да, безусловно, надо выводить прессу из-под госфинансирования, но, при этом, надо сделать это так, чтобы значительное количество наших коллег журналистов в регионах не потеряло своего места, не разочаровалось.

Поспешными решениями при советской власти, в начале 1990-х годов много кого в нашей стране уже разочаровали, поставили на грань выживания, лишили будущего. И сегодня мы пожинаем плоды и хлебаем этого горя огромной ложкой, испытывая трудности в самоидентификации страны, ее гражданина. Поэтому сегодня, когда страна реформируется, модернизируется, нужно, чтобы люди не оставались на месте, а шли вслед за страной.

- Вы считаете, региональные СМИ готовы к независимости, без господдержки у них есть шанс выжить?

- У них мало шансов выжить в том виде, в котором они существуют сейчас. Многие просто не умеют работать самостоятельно, не ориентируются в рекламных рынках. Другое дело, мне кажется, и страна пока еще не готова. У нас что, есть сформированный рекламный рынок, на котором выживут на конкурентной основе все те, кто правильно будет работать? Не всегда с этим справляются даже те, кто правильно ставит задачу. Есть СМИ, которым всегда будет требоваться помощь и поддержка. Государство это должно понимать, а где государство не понимает, там есть партия, которая может оказать хорошую поддержку. Возможно, стоило бы даже принять целую программу спокойного перехода региональных СМИ на самостоятельное существование. Этим могло бы заниматься, к примеру, Минпечати.

- А есть что переводить на самостоятельное существование, региональная журналистика, в принципе, еще жива?

- Она жива точно также, как и в Москве. Журналистика в классическом понимании с двумя полюсами: независимость и ответственность. Живы мы с вами или нет – дело темное, сходу не ответишь, потому что иногда мы проявляем эту независимость и ответственность, иногда нет. А порой независимость бывает с четким материальным интересом внутри. Но я все-таки смотрю на ситуацию оптимистично. Во всем мире существуют эти проблемы, где-то они острее, где-то – смягчены с течением времени или с развитием гражданского общества, изменением законодательной базы. И до тех пор, пока мы с вами об этом говорим, поскольку нас это волнует, мы об этом думаем и будем на региональных встречах говорить об этом с коллегами – значит, и в Москве, и в регионах журналистика жива. Как только мы перестанем об этом говорить, тогда одно из двух: или нас убили, или мы просто перестали думать и по тем или иным причинам перестали быть журналистами, а значит, заинтересованными и неравнодушными людьми.

- Есть мнение, что провинциализм кладет неизгладимый отпечаток на качество журналистики. Какие впечатления у вас остались от общения с коллегами из регионов на прошлых Медиафорумах?

- Самые благоприятные, люди разбираются в своих темах, задают правильные вопросы. У меня есть абсолютный показатель по Медиафорумам: после них одновременно несколько человек просятся ко мне в друзья в «Фейсбуке», и становятся моими друзьями, я всегда рад их почитать и послушать, надеюсь, они и меня читают.

Неизгладимая печать провинциализма есть, при том, что читатель читает, рвет из рук эту провинциальную газету. Читатель-то тоже, возможно, провинциален. Мы выдумали какую-то журналистику высокого полета, которого, если разобраться, и нет. А читатель хочет  точной, местной журналистики. И он очень отзывчив, если такая журналистика ему преподносится.

Кстати, думаю, что кризис центральных СМИ в значительном смысле тем и обеспечен, что поднялись региональные СМИ. Что бы ни говорили о качестве, региональные СМИ отняли часть аудитории у центральных газет. Я ничего плохого в провинциализме не вижу. Более того, провинция своим консерватизмом может оказать большое влияние на стабилизацию ситуации в стране. Провинцию и провинциалов нужно любить и ценить.

- Насколько в целом высок уровень российской журналистики, на Ваш взгляд? Политическая журналистика, аналитика как жанр присутствует в СМИ? Какие внешние факторы сегодня влияют на международную журналистику?

- Журналистика соответствует стране. Нельзя получить какую-то неимоверно выдающуюся журналистику стране, у которой столько проблем, к примеру, в гуманитарной сфере, в сфере формирования гражданского общества. Сегодня мы наблюдаем, что СМИ стремятся добиться быстрого успеха любыми возможными технологическими способами, снять пенки, но на этом их существование прекращается. Выигрывать будут те, кто нацелен на игру «в долгую», кто работает на своего читателя, воспитывает кадры, восстанавливает преемственность. К тому же, у нас, конечно же, есть хорошие журналисты. Посмотрите на наших известных колумнистов, Дмитрия Соколова-Митрича. Молодым парнем он когда-то пришел в «Известия», его заметил тогдашний шеф-редактор Александр Куприянов, чему-то подучил, а потом оказалось, что у парня не просто талант, а талантище. И таких людей много.

Кроме того, есть проекты, которые помогают журналистам расти, например, проект «Единой России» Медиакратия. Многие из Медиакратии работают журналистами до сих пор, я сам брал на работу журналистов, с которыми познакомился там.

В том же Череповце ко мне подошла девушка, по-простому спросив, можно ли прислать мне тексты, чтобы я ей ответил журналист она или нет. Конечно, говорю, пришлите. Вот, видимо сейчас формирует пакет статей. Так что есть люди, просто их надо учить, задавать им определенные условия, замечать их.

Есть и те, кто интересно пишет по международной тематике. Но в этой сфере сегодня многое зависит от того, насколько у собственников СМИ хватает денег содержать корпункты.

- Некоторые СМИ и Интернет-площадки в период избирательных кампаний грешат не только этическими нарушениями, но и нарушениями закона о СМИ. Каким образом в России можно уничтожить «черный пиар»?

- Есть один способ: планомерно и постепенно цивилизоваться. Ничего другого я не вижу. Если какая-то маргинальная стилистика находит отклик, что тут поделаешь? Нужно планомерно с этим бороться, разъяснять, и ни в коем случае не замалчивать эти истории, доводить их до конца. Всегда найдутся люди, которые захотят знать правду, разобраться в ситуации. Это большое счастье для журналистики, она на этих людях и стоит.

- Какие инструменты и методы лучше всего стимулируют сегодняшнего журналиста к профессионализму и ответственности? Поделитесь секретами главного редактора.

- Инструмент не хитрый, но комплексный. Поощрять, наказывать, в том числе – рублем, в том числе – словом. И быть личным примером.

Ссылка для блогов