Карта сайта
12 июля 2011, 14:01

Эксперт: Срок эксплуатации судов проекта «Булгария» закончился в 1980 году

Многие пассажиры, путешествовавшие на "Булгарии" в эту навигацию, в своих интернет-блогах указывают на плохое состояние судна
Многие пассажиры, путешествовавшие на "Булгарии" в эту навигацию, в своих интернет-блогах указывают на плохое состояние судна
Теплоход «Булгария» затонул 10 июля в Волге, по последним данным погибло 73 человека, среди них - 11 детей

Срок эксплуатации дизель-электроходов проекта 785, построенных в Чехословакии в середине прошлого века, как и затонувшая «Булгария», закончился в 1980 году.

Как сообщил директор судоходной компании «Речфлот» Александр Землянский в эфире радио «Маяк», в советское время был установлен срок эксплуатации таких теплоходов - 25 лет. «Булгария» была построена в 1955 году.

«Есть суда и более старшего возраста, которые находятся в отличном техническом состоянии. : Если корпус у судна нормальный, двигатели исправные, то опасности нет. Корпус можно менять, двигатели можно также заменять или ремонтировать», - отметил он.

В то же время эксперт сообщил, что «в настоящих условиях эксплуатировать именно дизель-электроход очень сложно - такой тип судна уже встретить почти невозможно, он давно признан экономически и технически нерентабельным и нецелесообразным - на него не найти никаких запчастей». Землянский отметил, что двигатель, дизель-генераторы и другое оборудование было из страны, которой уже нет на политической карте.

Многие пассажиры, путешествовавшие на «Булгарии» в эту навигацию, в своих интернет-блогах указывают на плохое состояние судна. «Эта проблема связана с тем, что туроператор не располагал достаточными деньгами, чтобы поддерживать его (теплоход) в нормальном состоянии», - считает директор «Речфлота».

Впрочем, затонувшее судно прошло необходимые проверки в июне этого года, и было признано годным к эксплуатации.

Речные пассажирские суда проходят техосмотр и соответствующие испытания ежегодно. Если заключение комиссии положительное, им выдается документ Российского речного регистра. После этого судовладелец или арендатор должны получить лицензию эксплуатанта. «Булгария» лицензию получить не успела. «Они прошли осмотр, по итогам которого получили ответ, что соответствуют лицензионным требованиям. Получение самой лицензии заняло бы 10-14 дней», - говорит Землянский. По его словам, судно не имеет права выходить в рейс без лицензии - оно обязано предъявить ее перед выходом из порта, если попадет под выборочную проверку.

Помимо отсутствия лицензии у «Булгарии» были неисправности в главном левом двигателе. Решение о том, чтобы идти в рейс в таких условиях принимают судовладелец или арендатор и капитан судна.

Впрочем, как отмечает директор «Речфлота», «Булгария» относится к тому уникальному типу судов, способных идти на одном двигателе - у него просто снижается мощность и скорость. Но если судно с одним работающим двигателем попадает в шторм, оно может потерять управления и легко опрокинуться.

Также «Булгария» вышла из порта с креном на правый борт. «Крен допустим, более того, для этого типа судов это характерно. Если фекальные воды компенсируются топливом, тогда судно будет на ровном киле - не имеет крена ни на левый, ни на правый борт. В данном случае топлива было мало», - сообщил Землянский, отметив, что стоимость дизтоплива в 2011 году взлетела до 27 тыс. рублей за тонну против 12-14 тыс. рублей в 2010 году.

Роковую роль в гибели теплохода сыграли открытые иллюминаторы в трюме - в штормовых условиях и при крене вода попала в корпус судна, автоматически выключился дизель-генератор, радист не успел предупредить пассажиров перейти на другой борт, что усугубило ситуацию.

По мнению эксперта, открытые иллюминаторы - ошибка экипажа, который, чаще всего на российских речных судах не имеет должной подготовки и недоукомплектован. Это связано с тем, что пассажирские речные перевозки осуществляются только примерно 4 месяца в году, но все остальное время судовладелец тоже должен выплачивать экипажу зарплату. В условиях низкой рентабельности перевозок, не всякий судовладелец может себе это позволить. «На судах часто работают люди асоциальные, те, которым дают небольшой заработок на сезон», - добавил Землянский.

Эксперт считает, что к катастрофе «Булгарии» привели все перечисленные факторы в совокупности.

Ежегодно на прогулочных катерах в РФ путешествуют 1,5 млн человек, на круизных - примерно 380 тыс. пассажиров.

Напомним, теплоход «Булгария» затонул днем, 10 июля, на Куйбышевском водохранилище в районе населенного пункта Куйбышевский. На судне находились около 200 человек, около 80 из них удалось спасти. Судно потерпело крушение во время грозы и сильного дождя. Теплоход, по словам спасенных пассажиров, затонул за считанные минуты.

Затонувший теплоход принадлежал пермской компании «Камское речное пароходство». Весной этого года судно было сдано в аренду казанской компании «Аргоречтур».

По предварительной разведке, произведенной водолазами республики Татарстан, в затонувшем теплоходе приблизительно находится 110 погибших тел, из них 30 детей.

По последним данным МЧС, число погибших в результате происшествия с теплоходом «Булгария» увеличилось до 73 человек.По данным ведомства, среди погибших 11 детей.

Распоряжением президента РФ Дмитрия Медведева 12 июля объявлен в России Днем национального траура по погибшим в катастрофе.

 

Ссылка для блогов