Карта сайта
17 мая 2019, 14:12

Предложения Партии по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и «регуляторной гильотине» вошли в законопроект Правительства

Фото: ER.RU
Фото: ER.RU
Это прорывные, революционные предложения, которые полностью поменяют предпринимательский климат в нашей стране, отметила Марина Блудян

Предложения из общественного доклада, который участники дискуссионной площадки партии «Единая Россия» «Лидерство и развитие» передали председателю Правительства, Председателю Партии Дмитрию Медведеву, включены в проект ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Об этом заявила председатель экспертного совета дискуссионной площадки партии «Единая Россия» «Лидерство и развитие», первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, отметив, что документ может быть внесен в Госдуму и принят в осеннюю сессию.

«8 из 13 предложений, которые мы передали премьер-министру, Председателю Партии Дмитрию Анатольевичу Медведеву в нашем докладе по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и проведению «регуляторной гильотины», уже полностью включены в представленный Правительством проект закона. Это прорывные, революционные предложения, которые полностью поменяют предпринимательский климат в нашей стране, и мы ждем их скорейшего принятия. Они направлены на то, чтобы изменить сами принципы контроля и надзора, поменять взаимоотношения субъектов контрольно-надзорной деятельности, установить принципы взаимодоверия и достижения требований безопасности и ее соблюдения, не обременяя предпринимателя. В итоге все это создаст иной предпринимательский климат», - заявила Блудян.

Так, проект закона впервые включает понятие «риск-ориентированного подхода», отметила она. «Определена четкая система категорий и критериев риска, периодичность проведения проверок, предусмотрена возможность снижения категории риска действиями предпринимателя. Все это заставит проверяющие органы реально снизить давление на бизнес», - пояснила эксперт.

Отдельная глава законопроекта посвящается профилактическим мероприятиям, в том числе создающим доверительные отношения между предпринимателем и контрольно-надзорным органом. «Это также предложение нашей дискуссионной площадки. Предприниматели не должны бояться контрольно-надзорных органов, должны осуществлять профилактику и снижать риски, а взаимодействие между ними и предпринимателями должно строиться на доверительной основе», - подчеркнула Блудян.

В законопроекте прописаны и единые требования к проверкам, а также предусмотрено межведомственное взаимодействие и проведение совместных проверочных мероприятий. «На сегодняшний день многие органы контроля и надзора дублируют сферу контроля, например, в том, что касается охраны труда. Теперь же будет проводиться единая межведомственная проверка, согласно с единым планом работы. И уже на этапе составления плана проверки все дублирующие вопросы сами «отпадут», а бесконечные документы не будут множиться. Все будет осуществляться в рамках одной комплексной проверки», - пояснила Блудян.

Проектом закона предусмотрены положения о результативности и эффективности инспекторов, а также их поощрение за достижение положительных результатов. «Такая практика позволит не только сократить число инспекторов, но и повысить их эффективность и компетентность. Инспекторов нужно поощрять за то, что у них на участке ничего не происходит, в том числе, нет штрафов. Таким образом меняется сам принцип мотивирования. Это не привычная «палочная» система, а совершенно иной подход, который и нашел отражение сначала в нашем докладе, а теперь и в правительственном документе», - отметила эксперт.

Кроме того, продолжила Блудян, в рамках цифровизации будет внедрен дистанционный режим мониторинга деятельности предпринимателей за счет применения датчиков, онлайн передачи данных и так далее. «Благодаря внедрению такого мониторинга предприниматели, в конечном счете, смогут понизить свой статус в категории риска. И все необходимые для этого технологии уже предусмотрены в проекте закона», - указала эксперт. 

Предусмотрена возможность снижения категории риска и освобождение от проверок при применении одной из трех независимых оценок - страхования, членства в саморегулирующей организации или наличия сертификации. «Отдельно стоит выделить страхование. Мы много и долго об этом говорили - это серьезная рыночная «история», которая позволит снизить государственный контроль, не снимая ответственности, ввести реальную защиту потребителя в виде компенсации и повысить ответственность предпринимателя», - уверена эксперт.

Другое предложение касается ответственности и наказания контролируемого лица в зависимости от степени нанесенного вреда или ожидаемого риска. «При составлении протокола контролер должен ссылаться не на нарушение такого-то общего требования техрегламента или норм, а конкретно прописывать риски и указывать, какой ущерб может быть нанесен. Сейчас же штраф назначается независимо от масштаба нарушения и последствий. Таким образом, этим пунктом реализуется наиболее справедливый подход к проведению контрольно-надзорных мероприятий», - пояснила Блудян.

Документом предусмотрена и ответственность контрольно-надзорного органа и государства за неправомерные действия в отношении предпринимателей, а также ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. «Сегодня в законодательстве за неправомерные действия в отношении предпринимателя со стороны надзорного органа предусмотрены меры наказания. Сейчас же предусмотрена ответственность. Если предпринимателю нанесен вред, он должен быть компенсирован», - отметила Блудян.

В свою очередь, заместитель министра экономического развития России Савва Шипов также подчеркнул важность того, что новый законопроект о контроле готовился с учетом результатов обсуждения в рамках одной из дискуссионных площадок «Единой России». «Ценность такой совместной работы велика, поскольку конкретные проблемы поднимали представители малого и среднего бизнеса, знающие о них не понаслышке. Например, карательный характер проверок и необходимость запрета палочной системы», - сказал он.

Ссылка для блогов