Карта сайта
14 февраля 2019, 16:40

Стенограмма выступления Медведева на форуме «Сочи-2019»

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Стенограмма выступления премьер-министра на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2019», опубликованная на сайте Правительства

Добрый день, коллеги!

Рад приветствовать вас на нашем Российском инвестиционном форуме.

Я сейчас вспоминал, как этот форум выглядел еще лет пять-семь назад, и вижу, каким он стал сейчас. Надо признать, изменения весьма благоприятные. И это не только качество подготовки самого форума, за что я хочу поблагодарить всех, кто этим занимался, – конечно, Краснодарский край, моих коллег из Правительства, из организации, которая ведет эту работу.

Это отражает общую атмосферу, в которой мы стали проводить такие мероприятия. Ведь здесь, в Сочи, мы обычно делились нашими взглядами на перспективы российской экономики, договаривались о совместной работе государства и бизнеса, считали бюджетные инвестиции, частные инвестиции, прогнозировали эффект от этих инвестиций.

Нынешний форум действительно отличается от всех предыдущих. Впервые мы будем говорить о всестороннем преобразовании нашей страны. Причем говорить предельно конкретно. Все, что нам предстоит сделать для улучшения жизни людей, для обеспечения стратегического роста и развития страны в ближайшие шесть лет, сведено в показатели национальных проектов. Именно этим вопросам и посвящен наш форум.

Само слово «проект», напомню, в переводе с латыни означает «продвижение вперед». Мы ставим перед собой именно такую задачу. Это девять национальных целей. Двенадцать национальных проектов. Плюс модернизация магистральной инфраструктуры. 76 федеральных проектов. Это та матрица, тот каркас, на базе которой мы и будем работать эти годы.

Мы провели очень большую подготовительную работу. Это, конечно, не единственный залог успеха, но это все-таки была очень важная часть нашей деятельности. В ней участвовали многие из тех, кто  сегодня присутствует в этом зале. Государственные служащие, руководители регионов, представители бизнеса, ученые, эксперты. Но еще больше людей занимались подготовкой проектов на местах – непосредственно в регионах, муниципалитетах. И весь этот мощный интеллектуальный ресурс был использован, чтобы спланировать глубокие всесторонние преобразования жизни страны.

Мы начинаем не с «нуля», это понятно. У нас есть успешный опыт национальных проектов, которые были реализованы с 2005 года. Мы все время к нему обращаемся. Мы с коллегами по Правительству, с губернаторами все время вспоминаем, как это было. Мы тогда занимались отдельными направлениями. И, надо признаться, к удивлению многих, добились успехов в конкретных сферах.

Взять то же самое сельское хозяйство. Когда мы начинали им заниматься, этот проект рассматривался почти как заведомо провальный, но в результате мы превратили АПК в прибыльную отрасль, которая не просто кормит страну, а ежегодно увеличивает наш экспорт. И не просто увеличивает экспорт, а является ведущей экспортной отраслью страны. Кто об этом мог подумать в 2005 году? Никто!

Мы применили тот же проектный подход, но уже гораздо шире, при выполнении майских указов 2012 года. В итоге добились достаточно неплохих результатов по целому ряду направлений. У нас выросла рождаемость, снизилась смертность, зарплаты работников социальной сферы увеличились. Улучшились условия ведения бизнеса, что констатируют все международные рейтинги. Мы создали по всей стране сеть многофункциональных центров, которые оказывают услуги, причем в таком виде, в каком их никогда в нашей стране не оказывали. Избавили людей от нервотрепки.

Сегодня у нас принципиально новый этап. Речь идет уже не о точечных реформах, а о комплексных решениях, комплексных преобразованиях практически во всех сферах. Причем одновременно. Национальные проекты, как я уже сказал, – это единая матрица, в которую мы постарались уложить жизнь всей страны. Скажем прямо, никогда за историю современной России ничего подобного не делалось, такого сложного, масштабного, амбициозного.

Труднодостижимые показатели – об этом все время говорят, и сейчас это обсуждение продолжается – не значит, что это невозможные показатели. На самом деле только такие цели и нужно ставить, если хочешь чего-то серьезного добиться. Кстати, в Сочи это особенно остро ощущаешь, потому что все мы помним Олимпиаду, олимпийские цели: выйти за привычные   рамки своих возможностей даже вопреки обстоятельствам, – и мы тогда это с успехом всему миру доказали. Мы отдаем себе отчет в том, что экономика имеет серьезные структурные дисбалансы, что санкционное давление продолжится (вот очередной опус вчера опубликовали), что наша инфраструктура требует глубокой модернизации, что наше образование и здравоохранение только на пути к желаемому уровню. И самое главное, что люди в нашей стране пока живут трудно и хотят социальной справедливости.

Национальные проекты – один из путей к решению этих проблем, но важно, чтобы граждане в нашей стране, чтобы люди не терпели, что называется, до светлого будущего – эти обещания нам всем хорошо известны, особенно людям старшего поколения, – а чувствовали результаты каждый день. Люди доверяют не красивым презентациям, словам, а тому, что видят своими глазами, что называется – из собственного окна. Проложили дорогу там, где ее не было, построили школу, запустили новые автобусы, новые машины скорой помощи появились, парк благоустроили, набережную сделали – вот это видимые, зримые результаты.

А что можно получить? И что нужно сделать?

Более 1,5 млн новых квартир и 300 тыс. новых индивидуальных домов ежегодно. 40 построенных и реконструированных детских отделений и больниц, 420 центров амбулаторной онкологической помощи. 230 тыс. новых мест в школах, 245 детских технопарков, 345 мобильных технопарков для детей на селе. Это одна часть.

С другой стороны: 40 тыс. км отремонтированных дорог в регионах, столько же – в крупных городах и их пригородах, практически 50 реконструированных аэродромов. Ликвидация огромного количества городских свалок. Научные центры мирового уровня. Этот список можно продолжать.

Я специально называю эти показатели, эти наши цели, для того чтобы мы еще раз осознали масштабность задач, стоящих перед страной. Это очень конкретные вещи, действительно конкретные. Это не макропоказатели, подчас вызывающие у обычных людей, которые слушают новости, может быть, какую-то другую реакцию. Это абсолютно конкретные вещи, по которым и будут судить о выполнении национальных проектов. Это гораздо убедительнее, чем тысячи отчетов, хотя и отчеты нужны. Они нужны и мне лично, и Правительству. Следить за ситуацией из московских кабинетов невозможно, поэтому я и мои коллеги по Правительству будем выезжать в регионы. Мы об этом договорились. Такие поездки уже начались. Но за каждую недостроенную школу, за каждый непостроенный, неотремонтированный километр дороги, не приведенный в порядок парк или неубранную свалку будет отвечать не абстрактная власть, а конкретный чиновник – я надеюсь, что это все сидящие в этом зале понимают, – отвечать перед Правительством. Эта ответственность должна быть весьма и весьма серьезной.

Для успеха у нас есть практически все: положительная динамика в макроэкономике, беспрецедентный объем государственных инвестиций в национальные проекты, вовлеченность и заинтересованность всех регионов. И наконец, новые кадры и компетенции.

Два слова об экономике. Сразу скажу: мы до сих пор сталкиваемся с целым рядом неблагоприятных факторов, они не исчезли. Торговые войны, рост протекционизма и ухудшение условий мировой торговли. Замедление глобальной экономики. Резкие изменения цен на нефть и другие товары нашего экспорта. И то, о чем я уже сказал: постоянная угроза расширения санкций, которые провоцируют отток капитала. Все это, естественно, не помогает. Но в то же время реагирует на все эти факторы наша экономика уже по-другому. Напомню: по итогам прошлого года валовый внутренний продукт вырос более чем на 2%. Рост экономики фиксируется уже третий год подряд. Но, конечно, качество этого роста нас не устраивает. На него влияет много разовых факторов. Но дело даже не в этом. Самое главное, что этот рост пока не ощущается нашими гражданами. Темпы роста инвестиций в основной капитал остаются ниже целевых значений. Есть и целый ряд других неблагоприятных моментов.

Но и сделано уже немало. Финансовые рынки, банковская система в целом стабильны. В отличие от многих стран у нас адекватный текущей ситуации, а значит, безопасный уровень внешнего долга, который, кстати, сократился за прошлый год более чем на 60 млрд долларов. Положительный платежный баланс. Значительный профицит федерального бюджета – около 2,7% валового внутреннего продукта. Растущие международные резервы. С начала прошлого года мы увеличили их на 43 млрд долларов.

Кроме того, на рекордно низком уровне, и это действительно очень важно, остается безработица – около 4,8% от численности экономически активного населения.

Как мы и ожидали, инфляция в начале года выросла до 5%. Но мы рассчитываем, что уже через год она вернется к  целевому уровню.

Все эти результаты в условиях, которые, подчеркиваю, сохраняются, позитивно оценивают и международные эксперты. Напомню, несколько дней назад еще одно агентство – Moody’s – повысило суверенный кредитный рейтинг России. Таким образом, все три рейтинговых агентства признают устойчивость российской экономики. Это весомый аргумент для инвесторов.

Но наша задача – закрепить эти положительные тенденции. Действовать мы планируем по следующим направлениям.

Первое. Мы продолжим формировать экономическую среду, которая стимулирует деловую активность и рост инвестиций. Бюджетная, налоговая, тарифная политика, отраслевое регулирование должны быть настроены так, чтобы помогать бизнесу.

У нас неплохое место уже – 31-е, напомню, в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса. Теперь мы запустили новый механизм – «Трансформация делового климата», в рамках которого совместно с бизнесом будем работать по еще бóльшему числу направлений. В нем почти полторы сотни мероприятий, которые помогут сократить сроки и затраты на подключение к сетям, перейти к предоставлению государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства в электронной форме, более широко внедрять цифровые технологии, упростить административные процедуры в сфере международной торговли.

Мы продолжим совершенствовать и сферу контрольно-надзорной деятельности. Речь идет о том, чтобы отсечь, причем достаточно жестко, все избыточные и устаревшие требования. То есть фактически заново выстроить систему обязательных требований. При помощи этой «правовой гильотины» создать новый свод правил, по которым будут проводиться проверки.

Это сделать нужно оперативно. В самое ближайшее время по каждому виду надзора будет подготовлена «дорожная карта». К 1 февраля 2020 года все нормативные решения должны быть приняты, законодательные предложения – внесены в Государственную Думу.

И нужно создать нормальную научно-методическую базу. Речь идет о создании новой, по сути, науки – комплексной отрасли знания, которая включает в себя и право, и экономику, и математические науки.

Этим системно у нас никто не занимался, поскольку мы живем в контрольных реалиях прошлого века, когда многочисленные проверяющие следят за соблюдением устаревших и избыточных требований, которые не обеспечивают ни исключения смертности, ни снижения травматизма, ни уменьшения других рисков. Эту ситуацию точно нужно переломить в ближайшее время.

Второе. Мы рассматриваем национальные проекты как инвестиционный инструмент, который позволяет направлять на приоритетные цели ресурсы из разных источников. Параметры финансирования национальных проектов действительно впечатляют: за ближайшие шесть лет – более 25,7 трлн рублей. Давайте еще раз осознаем эту цифру. Никогда в истории современной России даже близко о подобных деньгах мы не говорили.

Это не только бюджетные средства. Мы рассчитываем на активное участие бизнеса, государственных структур, институтов развития. Сегодня мы встретимся с представителями делового сообщества, обсудим, как предприниматели видят свое участие в реализации национальных проектов. Они уже подключились к этому процессу. Формируется предварительный портфель проектов. Заявлена почти тысяча проектных инициатив практически на 76 трлн рублей. 250 из них – это уже инвестиционные предложения, общий объем – порядка 12 трлн рублей. Сферы разные – от строительства газохимических комплексов и мусоросжигательных заводов до создания российских программных продуктов с элементами искусственного интеллекта. 100 проектов уже рассмотрено. Рассчитываем, что до конца года начнется практическая работа по этим проектам.

Третье. Чтобы поддержать инвестиционную активность в важнейших секторах экономики, подготовлен отраслевой раздел Плана по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте.

Геология и недропользование, электроэнергетика, транспорт, сельское хозяйство, строительство – все эти сферы имеют свою специфику. Соответственно, требуют особого регулирования. Для развития отдельных участков транспортной инфраструктуры будут установлены специальные долгосрочные тарифы. Участники проектов по строительству и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта получат льготы по уплате части налогов и возмещению затрат.

Также предусматривается уточнить механизм предоставления субсидий в промышленности и сельском хозяйстве с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс, включая смежные отрасли. Для этого будем использовать методику «инвестиционного мультипликатора».

Мы также планируем изменения в Градостроительный кодекс, которые упростят механизм комплексного развития территорий, помогут привлечь новых инвесторов.

Сам по себе объем вложенных средств – это еще не гарантия успеха, особенно если речь идет о бюджетных деньгах. Поэтому нужно и дальше работать над повышением отдачи от государственных инвестиций. 

Четвертое направление работы – это развитие уже действующих инструментов стимулирования инвестиций, включая механизм специальных инвестиционных контрактов, который создает условия для вложения денег в высокотехнологичные сектора. В частности, в новой версии так называемых СПИКов (специнвестконтрактов) в обязательном порядке предусмотрено участие регионов и муниципалитетов. 

Кроме того, будет увеличен предельный срок действия специнвестконтрактов, более четко определены обязательства инвестора, разработан перечень технологий и порядок контроля за исполнением обязательств. Планируется внесение изменений в Налоговый кодекс, включая применение льготы в течение всего срока действия СПИК по налогу на прибыль для организаций, которые получили статус налогоплательщика.

Еще один механизм, который у нас действует с прошлого года, – специальные административные районы. Это фактически «территории привилегий», где для инвесторов создан особый режим налогообложения, валютного регулирования, предусмотрены другие льготы. Таких районов пока два – в Калининградской области, Приморском крае. Нужно посмотреть на их результаты – если мы признаем их удовлетворительными, интересными, тогда можно будет подумать и о распространении этого опыта.

Уважаемые коллеги, мы с вами отлично понимаем, что наша страна живет в достаточно разных материальных измерениях. Но речь идет не только о деньгах, но и о возможностях. Наша ключевая задача – чтобы такие различия между регионами стали минимальными, чтобы у людей вне зависимости от того, где они живут, были нормальные условия для жизни – достойная зарплата, возможность выбирать работу, нормальное жилье, дороги, медицина, образование.

Цель одна, но задачи у каждого региона свои. На это я хотел бы обратить внимание на нашем форуме специально. Особенности и задачи определяются «чертами характера», если хотите, региона. Число жителей, промышленное развитие, климатические условия, экологическая ситуация, даже средний возраст людей. То, что необходимо, скажем, для развития Псковской и Новгородской областей, не так актуально для Краснодарского края или Кавказа. Если регион «молодой», нужно строить больше школ, детских поликлиник. В некоторых регионах, наоборот, эта задача сейчас не так актуальна.

Иными словами, национальные проекты должны быть всегда заточены под конкретные нужды конкретных регионов. И деньги должны распределяться соответственно. Попытки подойти к этому вопросу формально (у нас, к сожалению, это случается), уравняв для регионов целевые показатели национальных проектов и финансирование, – это неверно. Нужно этим заниматься принципиально иначе. Поэтому поручаю руководителям проектов действовать строго в соответствии с таким, конкретным подходом.

Завтра мы обсудим эти и некоторые другие вопросы на отдельной встрече с губернаторами. Сконцентрируемся на ключевых национальных проектах в социальной сфере, потому что для людей они самые важные. Поговорим о том, какие проблемы могут возникнуть при их реализации (эти проблемы есть, мы их видим), и о дополнительных возможностях, которые открываются перед регионами.

Проектный метод обязывает нас подходить к решению вопросов нешаблонно. Искать эффективные, гибкие, индивидуальные решения для каждого случая.

Например, в рамках национального проекта «Здравоохранение» мы планируем создать наибольшее количество фельдшерско-акушерских пунктов там, где они особенно необходимы, там, где их сейчас практически нет или где существует их дефицит. Это Владимирская, Волгоградская, Рязанская области, Пермский, Красноярский края, некоторые другие регионы.

Далее. Мы фиксируем наибольшую смертность от болезней системы кровообращения в ряде областей – Новгородской, Орловской и Псковской. От онкологии – в Тверской, Тульской, Орловской областях, некоторых других регионах. Значит, именно там нужно сделать акцент на профилактике этих тяжелых заболеваний и их лечении. Но это не означает, что мы забудем о здравоохранении в других регионах. Просто нужно адресно смотреть на каждую проблему, конкретно разбираться с ситуациями. Строительство, ремонт и переоснащение клиник, естественно, будут идти по всей стране.

Еще один пример. Национальный проект «Образование». Мы знаем, что в Бурятии, Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике дети до сих пор учатся в третью смену. Поэтому эти регионы получат особую поддержку из федерального бюджета на эти цели. Нужно будет построить много школ на большое количество мест. Нужно решить эту проблему с учетом нынешнего числа детей и тех, кому еще предстоит пойти в школу. Отдельно поддержим сельские школы. В течение трех лет планируем направить 9 млрд рублей на создание новых мест, переоснащение школ, чтобы дети могли осваивать самые разнообразные программы.

У нас есть субъекты, где не так много организаций дополнительного образования, то есть там охват ниже, чем по стране. Я имею в виду прежде всего кавказские республики. Это и Кабардино-Балкария, и Северная Осетия, и Карачаево-Черкесия, и Чеченская Республика. Им нужно будет предоставить поддержку на создание мест дополнительного образования.

С другой стороны, в Брянской, Кировской областях, Республике Алтай, Забайкальском крае надо строить кванториумы. Эти и другие регионы были отобраны по итогам специального конкурса Министерства просвещения. Критерии очень простые: там вообще нет детских технопарков. Власти субъектов готовы в этой работе участвовать. Я привожу эти примеры для того, чтобы мы понимали, как нам нужно работать.

Деньги большие, но нужно будет их очень рационально тратить. Направлять именно туда, где они нужны. Иначе мы и эти триллионы можем выбросить в непонятном направлении. Уйдут просто, и потом будем говорить, что были такие деньги, а результата нет. Нужно обязательно заниматься этим адресно, конкретно.

Чтобы найти у каждого региона точки роста, улучшить условия жизни в каждом регионе, мы подготовили Стратегию пространственного развития. Напомню, еще в 2018 году Президентом было дано такое поручение. Я этот документ подписал. В прошлом году мы обсуждали основные задачи региональной политики здесь, на форуме. Документ был доработан. Было много дискуссий, но пора было ставить в этих дискуссиях точку. Сейчас вместе с паспортами национальных проектов стратегия станет основой для наших решений по развитию субъектов Федерации. И более детальной проработки Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Стратегия предусматривает формирование 12 так называемых макрорегионов – исходя из особенностей территорий. Это позволит сделать меры господдержки более адресными и эффективными. При этом исключить их дублирование, чтобы, например, не строить в двух соседних областях одинаковые заводы, заводы одинаковой специализации, создавая тем самым искусственную, то есть ничем не оправданную, конкуренцию между ними.

Для каждого региона на основе конкурентных преимуществ определены перспективные экономические специализации.

Планируем развивать перспективные центры экономического роста. Это и крупные городские агломерации, малые и средние города, моногорода, исторические поселения и наукограды, сельские территории, территории, которые специализируются на добывающей промышленности.

И конечно, особое внимание мы продолжим уделять нашим приоритетным геостратегическим территориям. Я имею в виду Крым, Севастополь, Калининград, регионы Дальнего Востока, Северный Кавказ, Арктическую зону. Мы предложим им специальные меры поддержки в развитие того, что и сейчас уже осуществляется.

Кроме того, мы намерены ликвидировать инфраструктурные ограничения федерального уровня, то есть сделать более доступными для регионов дороги, электросети и телекоммуникации.

Я не буду повторять мантру о необходимости эффективно расходовать каждый рубль. Уверен, что это понимают все: и члены Правительства, и губернаторы, и руководители муниципалитетов. Каждый понимает и степень своей ответственности. Средства действительно колоссальные. Федеральный бюджет планирует софинансировать в ряде случаев до 99% расходов региона. Это тоже беспрецедентное решение, мы практически никогда его не принимали. Но в рамках реализации национальных проектов, предложенных Президентом, такое распоряжение я подписал.

Мы будем помогать регионам деньгами и помимо тех денег, которые выделяются в рамках национальных проектов – я имею в виду то, что мы делали всегда.

Во-первых, это межбюджетные трансферты. В этом году мы предусмотрели практически 1,7 трлн рублей. В следующем году – такой же объем. Средства пойдут на выравнивание бюджетной обеспеченности и компенсацию дополнительных расходов, которые связаны с повышением зарплат бюджетников.

Во-вторых, будем содействовать снижению долговой нагрузки на бюджеты. Я напомню, значительную часть коммерческих кредитов мы заместили бюджетными. Это была очень важная работа, мы с вами вместе (я имею в виду губернаторов, здесь присутствующих) ее вели все эти годы. Ставка по ним ниже, срок возврата более длинный. Ситуация стала улучшаться. К началу этого года объем госдолга субъектов Федерации сократился более чем на 100 млрд рублей. Это пока не так много – 5%, но все-таки тенденция к сокращению.

Вместе с ростом налоговых и неналоговых поступлений все это привело к тому, что в прошлом году с профицитом (это важная цифра) исполнены бюджеты 70 регионов – против 38 в 2017 году. С дефицитом бюджета – только 15 регионов. Появившиеся средства власти субъектов должны вкладывать в экономику и социальное благополучие людей.

В любой работе главный вопрос, наверное, чьими руками эту работу сделать. Это вопрос о кадрах. Для успеха национальных проектов он, безусловно, важен вдвойне. Нам нужны профессионалы, специалисты с хорошим образованием, хорошей квалификацией, опытные, ответственные, современно мыслящие. Это касается всех без исключения категорий – от рабочих до академиков.

Понятно, что профессионалами не рождаются, их нужно обучать, поддерживать, нужно мотивировать. Инвестиции в образование каждого человека – это самое эффективное вложение в развитие страны. Мы все это прекрасно понимаем, все время об этом говорим, но это действительно так, и от этого истина не становится другой. Тем более в современном мире, который стремительно меняется, переходит на «цифру». Учебники просто не в силах угнаться за техническим прогрессом, поэтому люди должны иметь совершенно другую гибкость мышления, способность постоянно усваивать что-то новое, быстро переучиваться, если жизнь того требует.

Не только в нацпроект «Образование», но и во все остальные национальные проекты включены программы обучения. Считаю, что это критически важно. Их около 100, они охватывают все сферы экономики и жизни страны. Мы не можем ждать четыре-шесть лет, пока на производство и в другие сферы придет новое поколение продвинутых выпускников. Поэтому человек должен иметь возможность получать образование не один раз, а столько, сколько ему нужно для достойного применения своих талантов.

Непрерывное образование должны получать и те, кто учит. Мы усиливаем подготовку и переподготовку работников высшей и средней школы. Для школьных учителей во всех регионах будут созданы центры непрерывного повышения квалификации и аккредитационные центры. Ежегодно не менее 30 преподавателей университетов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов, будут получать гранты на разработку передовых программ высшего образования.

Также нужно сделать все, чтобы молодой специалист не слышал известную всем и очень обидную фразу: можешь забыть все, чему тебя учили в университете, мы тебя здесь жизни научим. Связь между учебными заведениями и производством должна быть действительно эффективной. К развитию образования нужно активнее подключать реальный сектор экономики, бизнес. Это касается вузовской науки, студенческих курсовых и дипломных работ. Они должны находить конкретное применение, а не пылиться на кафедрах. Для этого нужно, чтобы студенческая практика не была формальностью. Поиск потенциальных работодателей для выпускников, их профориентация – это важнейшая часть работы вуза.

И конечно, те, кто претендует на управление страной, должны быть профессионалами, которые постоянно учатся. Технологии и качество государственного управления – это решающие факторы конкуренции.

Управленческие технологии тоже требуют инноваций. Новых подходов, нового мышления и разностороннего кругозора. Для осуществления национальных проектов нам в короткие сроки нужно будет обучить и переобучить государственных служащих. Я эту цифру уже приводил недавно, выступая в Москве на Гайдаровском форуме, и сейчас повторю: таких специалистов в России около миллиона человек. Со всеми этими людьми нужно будет работать.

Определенный опыт у нас есть. С 2010 года в России реализуется федеральная программа по обучению резерва управленческих кадров. В конце прошлого года мы приняли решение ее продлить с учетом работы над национальными проектами.

Нужно использовать и кадровые лифты. Один из удачных примеров – конкурс «Лидеры России», который стартовал в прошлом году. Его победители уже приступили к работе в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Я сам определенные кадровые решения принимал и рассчитываю на то, что и другие коллеги такие решения будут принимать.

Первое, чем должен обладать современный управленец, какими навыками, – это проектный метод. Хотя, конечно, и управлением стандартными процессами он тоже должен владеть, одно другого не отменяет.

Второе. Нужно уметь создавать свою эффективную команду на всех уровнях. Причем подходы к обучению региональных команд могут быть и едиными по всей стране. И нужно, чтобы этим занялись коллеги из наших высших учебных заведений и Министерства экономического развития.

Третье – это ускоренное освоение цифровых технологий. Понятно, что сейчас стало легче работать с большими объемами данных, оперативно получать информацию из федеральных органов, обратную связь – от людей. Одновременно с внедрением цифровых платформ в работе государственных органов необходимо повышать уровень цифровой грамотности сотрудников, в том числе и в вопросах кибербезопасности.

Все, о чем я сейчас сказал, касается не только государственной службы, но и бизнеса.

Уважаемые коллеги, я буду завершать, чтобы мы здесь еще могли что-то обсудить. Напомню такую историю, она довольно интересная. Когда проектировали советский аппарат, который должен был спуститься на Луну, возник вопрос, какова ее поверхность. Никто не знал. Но предположения были. Инженеры заспорили с Сергеем Павловичем Королевым по поводу того, где гарантии, что Луна твердая, а не жидкая, например. На что Королев сказал: «Вам нужны гарантии?» И написал на бумаге: «Луна – твердая». И подписался: «Королев».

Что это значит? Это значит, что все в наших силах. Я просто предлагаю сделать уверенность в успехе частью наших с вами должностных обязанностей. И постараться передать этот настрой всем нашим людям.

Н. Корженевский (модератор пленарного заседания): Дмитрий Анатольевич, спасибо большое. Позвольте приступить к дискуссии и начать с вопросов, которые напрашиваются. Речь была одновременно воодушевляющей и жесткой. Мне хотелось бы начать с жесткой части.

Вы говорили о нацпроектах в прежнем их наполнении. Их было четыре, это были совершенно раздельные сущности. Было понятно, как это администрировать. Теперь их 12, они взаимосвязаны, они комплексные и системные. Есть ли понимание, как этим процессом управлять? И не видите ли Вы риска, что старая оболочка национального проекта может не подойти к принципиально новым задачам?

Д. Медведев: Наверное, проектный метод не самый удачный, но ничего лучшего у нас нет. Знаете, как говорят обычно, характеризуя другие социальные явления? Что это все равно лучшее из того арсенала, который существует.

Я действительно занимался в 2006–2007 годах прежними национальными проектами. Очень было сложно и в то же время интересно. Но все, даже наши самые оголтелые критики, признают, что тогда успехов по многим направлениям мы добились.

С тех пор мы не придумали ничего такого, что позволило бы решать подобные задачи иным методом, иным способом. Ровно поэтому Президентом и было принято решение (естественно, оно воплотилось в решениях Правительства) вернуться к проектному методу.

Будем заниматься именно таким путем. Не могу сказать, что это гарантия успеха, но то, что это лучший путь, у меня никаких сомнений не вызывает.

Н. Корженевский: Для продолжения дискуссии хочу задать вопрос залу. Попрошу голосование вывести на экран. Я озвучу вопрос и варианты ответов. У нас будет 30 секунд, чтобы проголосовать.

Вопрос: что из перечисленного – главный риск для реализации национальных проектов?

1)    Недостаток финансирования или нерациональное его использование.

2)    Запланированная скорость реализации.

3)    Качество государственного управления и менеджмента.

4)    Недостаток квалифицированных кадров и компетенций.

Прошу запустить отчет. Пункт №3 набирает половину, пункт №4 – четверть ответов, «недостаток финансирования» – 16%.

Дмитрий Анатольевич, попрошу Ваш комментарий по такому результату.

Д. Медведев: Мне кажется, комментарий в общем отражает самочувствие зала.

Для меня, если честно, это неудивительно. Насчет скорости реализации, это всегда очень оценочная история – быстрее, медленнее… Поспешишь – людей насмешишь. Медленно – увязнешь в болоте. Здесь все понятно.

Недостаток финансирования – 16%. Интересно бы узнать, кто эти люди. Столько денег на национальные проекты, а им все мало – 26 трлн запланировано. Но, наверное, такой ответ тоже возможен.

Качество государственного управления и менеджмента. Я был уверен, что эта позиция наберет больше всего голосов в поддержку. Поскольку это качество никого из нас удовлетворить не может. Это очевидно. Причем это не просто государственное управление, это именно управление всеми процессами и проектами, которые мы задумали. Мы пока не уверены, что это качество будет адекватным, поэтому, мне кажется, это естественный ответ.

И наконец, вариант «недостаток квалифицированных кадров» – тоже много ответов. По понятным причинам. Я только что говорил, как важно, чтобы все, кто занимается национальными проектами, по сути, реформами в стране, были к этому готовы. Нужно запустить программу подготовки, переподготовки, учиться, по сути, всю жизнь.

Поэтому, мне кажется, пункты 3 и 4 – абсолютно адекватно.

Н. Корженевский: Спасибо большое. К обсуждению кадров мы еще вернемся и посвятим этому достаточно времени.

 

Продолжение следует...

<...>

 

Д.Медведев: Конечно, есть понимание. Мы с этого начинали и на этом завершаем разговор. Понятно, что все национальные проекты – про людей, про наших граждан, которые в результате реализации проектов должны получить другое качество жизни. В то же время эти национальные проекты в новой версии будут делать такие же люди на всех уровнях, начиная московскими структурами и заканчивая муниципальными структурами, бизнесом, бюджетными учреждениями. Там работают люди, которые всем этим будут заниматься, от их подготовленности и зависит успех проектов.

Коллеги сказали много полезных вещей, в том числе о том, что надо иметь более гибкое законодательство. Я с этим согласен. Очевидно, что наши процедуры, которые рассчитаны на то, чтобы мы красиво смотрелись – всем все объявили, объяснили, что должен пройти определенный срок, потом должен быть определенный процесс заключения договора, – это все красиво, но в конечном счете может приводить к обратным результатам. Нам действительно об этом надо задуматься. Это не означает, что надо вообще от процедур отказаться, нет, конечно. Но в ряде случаев, может быть, было бы правильным как минимум сжать время проведения этих процедур с учетом того, что перед нами стоят крайне амбициозные цели. Давайте мы подумаем. Я просил бы своих коллег из Правительства и губернаторов представить предложения на эту тему.

Также звучало много вещей, которые важны для принимающих решения. Надо смотреть на тех, кто платит налоги, и правильным образом расставлять приоритеты. Это правда, для нас это важно. Но здесь нельзя и в другую крайность впадать. Потому что если мы будем ориентироваться только на тех, кто платит налоги, то государственная поддержка сконцентрируется только вокруг «Газпрома» и «Роснефти». Нам этого не надо, они и без нас проживут неплохо. Поэтому здесь надо искать баланс.

Уроки предпринимательства. Мы неоднократно к этому возвращались, я ничего плохого не вижу в том, чтобы это внедрить в стандарт, в том числе федеральный. Хорошие вещи рассказывали коллеги по поводу опыта Первоуральска, среднего профессионального образования, альянса между работодателями и соответствующим уровнем образования. Когда слушаешь о том, где это внедрено, хочется поблагодарить людей, которые этим занимаются, представителей нашего бизнеса. Это очень важная задача. Когда мы начинали реформу – условно – наших ПТУ 10 лет назад, мы не понимали, откуда деньги брать. Действительно, денег всегда не хватает. Но потом стало понятно: если мы в этой реформе не заинтересуем собственно бизнес, эта реформа обречена на провал. Там, где бизнес пришел в среднее профессиональное образование, – оно очень высокого уровня, можно считать, мирового уровня. Надо и дальше этим заниматься.

Я также поддерживаю идею совершенствования законодательства, касающегося и среднего профессионального образования, и налоговых послаблений, которые здесь могут быть (налоговые вычеты, о которых мы говорили). Надо продумать, это действительно очень важная история для того, чтобы наши национальные проекты состоялись. Надеюсь, что мои коллеги этим займутся.

Работы непочатый край. Но в то же время мы не должны забывать о том, что мы живем здесь и сейчас.

По-разному относятся к соответствующему дню, но действительно любовь – очень важная часть нашей жизни. Поздравляю всех с Днем влюбленных!

Ссылка для блогов
персоналии
темы
Правительство Экономика
последние новости