Карта сайта
31 августа 2016, 14:07

Регионы предлагают компенсировать затраты на ввод сельхозземель в оборот за счет бывших собственников

100-процентное возмещение потраченных средств на мероприятия по рекультивации, вырубки деревьев, пашки, боронование и другие действия по вводу в эксплуатацию сельхозземель за счет бывших собственников, не использовавших сельхозплощади, привлечет инвесторов, уверены эксперты

Закон о вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения существенно облегчил работу по введению в оборот тех сельхозугодий, которые не работают сегодня. Между тем, процесс можно форсировать, внеся ряд изменений в законодательство. Так, привлечь инвесторов могла бы норма о 100-прцоентном возмещении затрат нового собственника земли на ее введение в эксплуатацию. Старых же собственников побудит отказываться от неиспользуемых площадей высокий налог. Об этом в среду, 31 августа, в ходе итогового Форума партии «Единая Россия» «Родная земля» заявил руководитель региональной мониторинговой группы в Калужской области, генеральный директор ЗАО «Воробьево» Александр Ефремов.

Он отметил, что партийный мониторинг в Калужской области выявил более чем 40% неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения из 1,1 млн гектар имеющихся площадей. Учитывая, что доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте региона занимает 7%, «мы понимаем, если введем сельхозугодия, которые сейчас не обрабатываются, в оборот, то существенно нарастим долю валового регионального продукта». «Закон (о введении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, - ER.RU) принят, его положения существенно облегчают работу по введению в оборот тех сельхозугодий, которые сейчас не работают», - добавил он.

При этом партийный мониторинг показал ряд сложностей в реализации законодательных норм, отметил руководитель региональной мониторинговой группы. «Прежде всего, хотелось бы сказать об организации работы внутри региона. Залог успешности этого процесса лежит во взаимодействии Россельхознадзора, Росреестра и муниципального земельного контроля, Минсельхоза и Минэконома. Только если все эти структуры будут работать совместно, тогда эта работа будет эффективной», - считает он. Во-вторых, Ефремов обратил внимание на муниципальный земельный контроль как основу правоприменения. «Это информация о правонарушениях в сфере земельного законодательства, об исполнении предписаний земельного законодательства. Эту всю работу должны вести органы муниципального земельного контроля и предоставлять ее в Росреестр и в Россельхознадзор», - заметил он.

Сегодня во многих муниципальных районах, где количество необрабатываемых сельхозугодий составляет десятки тысяч, контрольные функции исполняются одним-двумя человеками, посетовал Ефремов. По его мнению, «это неприемлемо». «Нужно обеспечить органы муниципального земельного контроля кадрами и возможностями, оснастить их современным оборудованием и научить работать. Наладить эту работу должны администрации регионов», - полагает он.

Следующий момент, требующий тщательной проработки – процесс торгов, на которые выставляются неиспользуемые сельхозземли. Участки изымались в Калужской области и ранее, отметил Ефремов, но торги в определенный момент сворачивались, участки продолжали простаивать. «Мы начали интересоваться, в чем причина. Выяснили следующее: покупатель должен был не просто приобрести земельный участок, то есть заплатить собственнику, но и потратиться на вовлечение сельхозугодий в оборот: произвести мероприятия по рекультивации, деревья вырубить, распахать, произвести культивацию, боронование. Эти затраты увеличивали стоимость участка», - рассказал Ефремов.

Он отметил, что сегодня закон предлагает покупателю участка 20-процентную компенсацию таких затрат, но, по мнению экспертов, эта норма вряд ли повлияет на желание потенциального фермера приобрести участок. «Мы считаем, что затраты нового собственника земельного участка должны компенсироваться 100-процентно за счет бывшего собственника», - заявил он. Ефремов добавил, что тогда потенциальные инвесторы, готовые выкупать землю, будут действительно заинтересованы в том, чтобы сделать это.

Кроме того, действенной мерой, направленной на ввод неиспользуемых земель в сельхозоборот, могло бы стать увеличение налоговой ставки, уверен руководитель региональной мониторинговой группы. «У нас есть положительные примеры предыдущих лет, когда недобросовестные собственники, заплатившие полуторапроцентный налог и больше не желающие этого делать, приходят в соседние сельзозпредприятия и говорят: «Возьмите у нас нашу землю в аренду, обрабатывайте ее, оплачивайте нам только сумму налога и, может быть, какую-то маржу сверху». Причем условия здесь диктует именно сельхозпредприятие, а не собственник», - отметил Ефремов.

Он добавил, что тяжесть фискальной нагрузки в этом случае зависит, прежде всего, от органов муниципального контроля: «нужно наладить работу и выписывать побольше штрафов с участием налоговой инспекции и, конечно же, увеличивать налоговую ставку». По мнению руководителя региональной мониторинговой группы, налог на неиспользуемую землю сельхозназначения необходимо повысить до 5-10%. «Надо сделать так, чтобы невыгодно было не использовать земли сельхозназначения. Чтобы люди, которые не могут использовать, отказывались от нее», - отметил он.

«Это основные моменты. Считаю, что только на этой платформе и благодаря нашей Партии мы можем совместно эти проблемы обсуждать. Раньше каждый из нас варился в своем котле, а теперь нас слушают. Думаю, что если все вместе мы поработаем, то наша земля станет родной для нас, и мы вовлечем в оборот все сельхозугодия, которые сейчас пустуют», - заключил Ефремов.

Ссылка для блогов
темы
Общество Регионы Экономика Законодательство
последние новости