• er.ru
  • Новости
  • План по совершенствованию профобразования доработают
29 января 2015, 18:15

План по совершенствованию профобразования доработают

Фото: ER.RU
Фото: ER.RU
В Госдуме состоялся круглый стол на тему «Совершенствование системы среднего профессионального образования»

План Минобразования по совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО) будет доработан при участии партии «Единая Россия» и затем направлен на согласование в правительство РФ. К такому выводу пришли участники круглого стола в Госдуме, который состоялся в четверг, 29 января, на котором был рассмотрен документ, подготовленный ведомством.

Как напомнила председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, задача совершенствования системы среднего профессионального образования была поставлена президентом в Послании Федеральному Собранию. Правительству было поручено до 31 марта этого года разработать и утвердить комплекс мер по совершенствованию среднего профессионального образования, организовать к 2020 году подготовку кадров по 50 наиболее востребованным специальностям в половине техникумов и колледжей.

По словам Баталиной, «с каждым годом все более актуальной становится проблема дефицита рабочих кадров в российской как инновационной, так и не претендующей на какие-либо технологические и организационные прорывы, обычной традиционной экономике». Если количество студентов вузов у нас за период с 1993 года практически удвоилось (с 2,6 миллионов до 5,65 миллионов человек), количество специалистов среднего звена не изменилось (2 миллионов), то подготовка рабочих кадров существенно снизилась: было 1,75 миллиона человек, сейчас 770 тысяч, снижение почти в 2,5 раза. Поэтому так остро стоят вопросы модернизации профессионального образования», - привела она статистику.

«Разработанный в Министерстве образования комплекс мер, направленный на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы требует существенной доработки. В предложенной редакции мы не можем его поддержать», - подчеркнула она.

Глава думского комитета отметила, что сегодня в среднем профессиональном образовании четко выделяются две группы учреждений. Первая - те, которые взяли под свое крыло флагманы российского бизнеса, крупные предприятия, которые стали для этих учреждений базовыми. Поддержка со стороны бизнеса позволяет сделать образование в техникумах и колледжах более качественным, предприятия оснащают образовательные учреждения оборудованием, обеспечивают учащимся прохождение практики, помогают создавать современные учебные классы, осуществляют доплаты преподавателям и т.д.

«Но это в лучшем случае треть всех учреждений среднего профобразования из 4,5 тысяч действующих в нашей стране. Вторая – это учреждения, которые такого базового предприятия не имеют, готовят специалистов для малого и среднего бизнеса, сферы услуг или по специальностям, которые в конкретном регионе не востребованы. Там, конечно, положение дел намного хуже», - добавила она.

«Разработанный министерством комплекс мер должен, прежде всего, определять дальнейшую траекторию развития второй группы техникумов и колледжей, обеспечивая качество образования в них с тем, чтобы они эффективно отвечали на запрос рынка труда. Пока в проекте правительственного комплекса мер этого нет», - сказала Баталина.

«Надо понимать, что бизнес никогда не будет помогать всем 4,5 тысячам учреждений среднего профессионального образования, - продолжила она. - Однако образование должно быть качественным независимо от того заинтересован крупный бизнес в каких-то специальностях или нет. Хорошие специалисты по рабочим специальностям сейчас на рынке являются дефицитом. Мы должны заинтересовать молодых людей получать образование в техникумах и колледжах. Для этого они должны быть уверены, что они получат действительно хорошее образование и будут востребованы на рынке труда».

«Это должен быть комплекс мер не Минобразования, а правительства РФ. Мы рассчитываем, что в реализацию комплекса будут включены регионы, сами учреждения и работодатели, и это будет, по- настоящему амбициозный план. Комитет по труду в кратчайшие сроки направит предложения участников круглого стола в министерство образования с тем, чтобы они были учтены в проекте комплекса мер», - заключила Баталина.

Со своей стороны заместитель секретаря Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Андрей Исаев отметил, что участие в разработке данного плана должно принимать не только Минобразования, но и другие ведомства, в частности, Минтруда.

«Связь профессиональных стандартов с образовательными стандартами и программами, а также активное участие в этой работе бизнеса должны стать гарантами качества подготовки», - сказал депутат.

«Топ-50 специальностей – это лучшая мировая практика, - подчеркнул вице-спикер Госдумы. - И мы крайне заинтересованы в том, чтобы подход оказался неформальным».

«У нас должна быть стратегия подготовки рабочих кадров не региональная, не местная, а общероссийская», - заключил Исаев.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов отметил, что в предложенном Минобразования комплексе мер существует дисбаланс системы подготовки кадров и потребностях экономики. «Во главу угла ставятся не интересы работодателей, а интересы чиновников, которые обслуживают отрасль, - заметил Бурматов. - Систему нужно с головы на ноги поставить, доработать проект, исходя из интересов работодателей».

Кроме того, по мнению первого зампреда думского комитета, необходима ревизия учреждений СПО в регионах. В этой связи он предложил объединить усилия Минобразования, Госдумы и партии «Единая Россия». «Это не должен быть второй мониторинг вузов, - подчеркнул он. - Надо провести оценку качества образования и подготовки специалистов в каждом регионе».

В свою очередь заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Елена Косаковская также обратила внимание на необходимость проведения оценки структуры системы СПО. «Нужно посчитать количество организаций и провести оценку, достаточно ли таких учреждений и выпускников», - сказала она.

Кроме того, эксперт считает необходимым оценить программы подготовки специалистов т состояние материально-технической базы. «Необходимо выявить проблемы, которые мешают двигаться системе СПО, и определить направления, по которым двигаться дальше», - считает Косаковская.

По мнению представителя ФНПР, систему СПО не позволяет развиваться именно отсутствие прогноза развития в целом отраслей и регионов в частности. «Долгосрочный прогноз нужен, и такой прогноз должно осуществлять Минэкономразвития», - сказала эксперт.

Также, отсутствует прогноз потребностей в трудовых ресурсах, который, по словам Косаковской, должен осуществлять Минтруд.

Председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по профессиональным стандартам Федор Прокопов считает целесообразным сопоставить топ-50, ориентированный на российскую экономику, со списком профессий, побеждающих в WorldSkills (ориентироваться на этот конкурс при разработке топ-50 предлагает Минобразования – прим. ред.). «Сколько человек из этого предполагаемого списку всемирно популярных профессий работает в России? Нужны ли эти специальности нашей экономике, нашим работодателям? Сколько по этим специальностям будет выпускников? Зачем они нам? Нужно отследить ротацию – смогут ли они заменить работающие сейчас кадры, которые вскоре выйдут на пенсию? Каков будет коэффициент замещения? Кроме того, параллельно Минобразования будет вести несколько процессов – разработку топ-50, определение 50 современных стандартов, отбор 50 ССУЗов для получения господдержки – сроки этих работ необходимо синхронизировать, чтобы ту же господдержку получили именно те учебные заведения, которые будут внедрять актуальные для экономики специальности», - сказал он.

В заключении член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко подчеркнул, что необходимо возвращать на федеральный уровень вопросы среднего профессионального образования.

«Есть ряд профессий важных для страны, в которых не всегда заинтересованы субъекты, - заявил он. - Одна из задач проекта – определить перечень этих профессии, не всегда нужных субъектам, но нужных России».

Депутат отметил, что задача повышения качества всего среднего профессионального образования касается не только ведущих профессий. «Экономика страны многоплановая. Нам нужны и космонавты, и доярки, и фрезеровщики», - заявил Тарасенко.

«Над этим документом нужно очень серьезно поработать. Постарайтесь направить свои предложения», - заключил парламентарий.

Ссылка для блогов