Карта сайта
26 мая 2014, 14:01

Новая публичная политика приходит в Россию - Швецова

Парламентские слушания на тему «Об основах общественного контроля в РФ» прошли в понедельник в Госдуме

Вместо эпизодического привлечения экспертных групп к законодательной деятельности в Россию приходит новая публичная политика, основанная на общественной экспертной поддержке и контроле выработки управленческих решений. Об этом заявила в понедельник, 26 мая, заместитель председателя Государственной Думы Людмила Швецова во время парламентских слушаний в нижней палате парламента, посвященных развитию общественного контроля в России.

«Законопроект «Об основах общественного контроля в РФ» был принят в первом чтении 23 апреля, получил значительный общественный резонанс и для того, чтобы принять его максимально приближенным к интересам общества, надо внимательно посмотреть как положительные предложения и замечания, так и критику», - отметила депутат.

По ее словам, президентом России был внесен законопроект, который дает возможность сделать на практике диалог между обществом и властью более предметным, открытым и конструктивным, именно не на словах, а на деле реализовать принцип народовластия, уважения и соблюдения прав человека. «Вы помните очень многие заявления президента, сделанные и в послании Федеральному Собранию, которые были связаны с тем, что нам надо действительно не на словах, а на деле, причем снизу доверху, и на федеральном уровне, и на региональных уровнях установить нормальную полноценную систему взаимодействия государственных органов и общественности. Это очень непростой вопрос, многие из вас прошли большой путь в последнее время выстраивания партнерства между общественными организациями и государством, знаете, что этот путь был тернист, и сейчас он продолжает быть таковым, потому что далеко не все государственные работники, особенно муниципального и регионального уровня с пониманием относятся к роли общественности, в общем, их надо к этому приучать», - подчеркнула Швецова.

Она обратила внимание на то, что вместо эпизодического привлечения экспертных групп к законодательной деятельности приходит новая публичная политика, основанная на общественной экспертной поддержке, контроля выработки управленческих решений. «И система электронной демократии, которая сейчас появляется, положила начало новому важному этапу, когда мы можем использовать современные средства коммуникации и экспертизу проводить не только на уровне отдельных экспертов, но и проводя солидный мониторинг, включая в это большое количество людей», - сказала депутат.

«Информационные технологии входят в нашу жизнь, в частности, в Москве активно продвигаются. Хотя я лично считаю, что использование электронных средств коммуникаций для того, чтобы выяснять отношение людей к тем или иным процессам, происходящим в городе, районе, регионе, не должны противопоставляться традиционной экспертной работе, потому что все-таки обращение в электронные СМИ носят, как правило, частный характер, связанный с деятельностью, жизнью конкретного человека, а когда мы ведем речь об общественной экспертизе, мы, как правило, выходим на обобщающий уровень, и эта экспертиза должна присутствовать и не исключать друг друга, а дополнять», - добавила она.

Швецова подчеркнула, что работа над законопроектом об общественном контроле сопровождалась большим количеством дискуссионных встреч. «Я прочитала сегодня очень внимательно все, что высказывалось членами палаты и хотела остановиться на положениях законопроекта, которые, в том числе обсуждались и на Общественной палате. Проект закона, который внесен президентом, предусматривает установление правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, определены субъекты общественного контроля. Важно, что законопроект устанавливает ответственность госорганов и должностных лиц за воспрепятствование правомерной деятельности субъектов общественного контроля», - сказала депутат.

«Вместе с тем следует признать, что отдельные положения законопроекта, требуют и дополнительной проработки. Я не буду останавливать на этом подробно, но некоторые все-таки отмечу. Статья 3 законопроекта декларирует участие граждан в осуществлении общественного контроля, однако в перечне объектов общественного контроля в части 1 статьи 7 граждане не включены. Этот вопрос требует дополнительного обсуждения и редактирования», - отметила Швецова.

По ее словам, аналогичная ситуация складывается с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями. «Статья 4 законопроекта дает нам такое определение общественного контроля - под общественной контролем в настоящем федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями государственных органов государственной власти, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки. На мой взгляд, цель контроля - это не только наблюдение, не только оценка, не только анализ, контроль осуществляется для осуществления соблюдения стандартов, норм качества, тем или иным образом определяемых при устанавливаемых общественных интересах», - сказала парламентарий.

«Наблюдение, проверка и анализ являются средствами, с помощью которых это осуществление контроля производится, но никак ни его целью. Понятно, о чем идет речь, но формулировки надо подработать. Узкий перечень субъектов общественного контроля, закрепленный в частью 1 статьи 7, значительно выводит за рамки регулирования данного закона большую часть общественных организаций, уже сейчас активно и конструктивно работающих на этом поле. Также необходимо дополнительно прояснить понятие обязательных и инициативных общественных проверок. К одной из разновидностей обязательной общественной проверки относятся слушания по проекту бюджета предстоящего финансового года и по докладу об исполнении бюджета года минувшего. Данная норма содержится в российском законодательстве, возможны и другие столь же общественные проекты, которые нам здесь надо учесть», - отметила депутат.

По ее мнению, вместе с тем понятие общественной экспертизы в законопроекте присутствует (часть 7 статьи 20), при этом организатор экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалистов соответствующей области знаний, общественных экспертов, либо сформировать экспертную комиссию. «Тут возникает резонный вопрос, как привлечь эксперта на общественных началах на обязательную экспертизу? Этот вопрос тоже требует изучения», - заключила Швецова.

Ссылка для блогов