Карта сайта
28 июня 2013, 10:44

Либеральная платформа обсудила вопросы интеграции в сфере национального инвестирования и проектирования

Состоялся международный круглый стол на тему «Межрегиональная кооперация и инновационные территориальные образования в условиях Евразийской интеграции»

Международный круглый стол на тему «Межрегиональная кооперация и инновационные территориальные образования в условиях Евразийской интеграции» состоялся 27 июня в рамках Либеральной платформы «Единой России». Сокоординатор платформы, депутат Госдумы от Красноярского Края Виктор Зубарев инициировал дискуссию о важности интеграционных процессов в сфере национального инвестирования и проектирования на примере Ангаро-Енисейского кластера.

Деятельность платформы в целом, как отметил Зубарев, перешла от стадии манифеста и дискуссии о либеральных ценностях, к насущным задачам и проблемам. В таком аспекте непосредственное обсуждение региональных инициатив – следующий шаг в формировании экономической повестки и дорожных карт развития страны. Можно смело говорить, что либеральная платформа на данный момент выступает не только модератором дискуссионных площадок, но и формирует заказ на совместную проектную деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти и бизнеса.

В рамках заявленной дискуссии заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов представил проект Ангаро-Енисейского кластера на обсуждение. Этот масштабная инициатива была впервые презентована на Красноярском инвестиционном форуме в феврале 2013 года. Проект включает в себя комплекс мер по консолидации горнопромышленных, лесоперерабатывающих и нефтедобывающих производств Красноярского края и призван значительно повысить их эффективность за счет совместного преодоления энергетических, инфраструктурных и иных проблем. В число участников проекта вошли такие компании, как ЗАО «ЗДК «Полюс», ООО «Сиблес Проект», ООО «Соврудник», ООО «Кингашская ГРК», ООО «Группа Магнезит», ООО «ГРК «Амикан», ООО «Новоангарский ОК», ОАО «ЕвроСибЭнерго» и ООО «КраМЗ». Таким образом, общий размер частных инвестиций в проект на сегодняшний день составляет 216,8 млрд. руб., плюс к этому 55,7 млрд. руб. бюджетных инвестиций на обеспечение дорожной и энергетической инфраструктуры. Стоит отметить, что объем инвестиций сопоставим с аналогичными инвестициями в проект научного центра «Сколково».

Гнездилов также озвучил общий срок реализации проектных задач – 8 лет. В дополнение ко всему вышесказанному, в результате формирование Ангаро-Енисейского кластера появится 6,5 тысяч рабочих мест и в целях обеспечения инфраструктуры планируется расширение сети автомобильных дорог общего пользования.

По своему масштабу, проект, по мнению Зубарева, далеко не региональный и требует высокого уровня интеграции различных средств, ресурсов и компетенций. И если, в эпоху индустриальных проектов Советского Союза, такие проекты осуществлялись за счет тотальной централизации, то теперь надо строить более сложные, распределенные механизмы федеральной поддержки их осуществления. Такая работа требует серьезной научной базы, квалифицированных кадров и инфраструктуры – целого комплекса мер сопроводительного характера. Все участники стола согласились с тем, что Ангаро-Енисеский кластер не только новый прецедент для нашей страны, но и может стать локомотивом развития, задающим одно из направлений движения российской инновационной экономики. российской инновационной экономики.

Зачем этот локомотив нужен? Проректор по инновационному развитию Финансового университета при правительстве Российской Федерации Сергей Сильвестров прямо указал, что на одном сырьевом производстве страна долго не продержится: необходима программа стратегического развития от сырьевой продукции к перерабатывающим производствам и дальше, что в крайней степени удобно реализовывать в условиях кластера.

Опыт развития народного хозяйства путем создания территориально-производственных комплексов широко известен нашей стране еще в рамках СССР. Деятельность велась с помощью системы научно-исследовательских институтов, которые централизованно осуществляли комплексно-типовое проектирование масштабных проектов. Результатом такого проектирования являлась четкая и понятная программа создания и развития не просто комплекса, а целой системы, составленной специалистами на основе конкретных знаний, а не эмпирическим путем. Эта программа носила универсальный характер, применимый ко всем проектам, от освоения Северных территорий, до космического проекта. В ХХ веке Красноярский край был в числе территорий, где были реализованы такие проекты как Норильский промышленный узел, Красноярская ГЭС, КАТЭК… Ангаро-Енисейский кластер можно рассматривать как проектное наследие тех лет.

Сегодня, когда Россия стала неотъемлемой составляющей глобальной экономики и участником конкурентных противостояний за инвестиции, потребуются новые технологии и модели управления проектами, но сущность подхода оправдывает себя до сих пор: Масштабная деятельность требует критической массы политических инициатив, большого числа специалистов высокого уровня компетентности и такого же уровня институциональной кооперация, чтобы в рамках проектного консорциума каждый аспект проекта тщательно прорабатывался. И «заказчиком» такого действительно масштабного института комплексного проектирования, специализирующегося на подобных инновациях может быть лишь государство.

В «рамке» доктрины Евразийской интеграции стороны дискуссии и вовсе предложили перевести вопрос с национального уровня на международный. Определенный опыт научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС уже есть, однако, ни один из имеющихся инструментов до сегодняшнего момента вопросами специальных институтов проектирования зон инновационного развития не занимался. Тем не менее, успешное развитие инновационного бизнеса, например, крупных ресурсо-добывающих образований, показало свою эффективность не в конкуренции, а именно в объединении. Специалисты считают, что институты совместного проектирования помогут обеспечить стабильность и единство глобальных процессов экономического пространства. В частности, на круглом столе не раз поднимался вопрос создания межправительственных организаций взаимоподдержки инновационного регионального развития стран участниц, а Представитель государственного агентства Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Виктор Ивченко прямо подчеркнул возможность сотрудничества непосредственно по проекту Ангаро-Енисейского кластера. Совместное проектирование, обмен специалистами, создание единой системы эффективных решений – все эти возможности международного сотрудничества, безусловно, свидетельствуют в его пользу.

Круглый стол путем «от частного к общему» показал пласт глобальных проблем и вопросов, который возникает в ситуации дальнейшего инновационно-инвестиционного развития территорий, как сложных комплексных институтов. Фактически, проект Ангаро-Енисейского кластера сформировал запросы национального масштаба. Тем ценнее факт зарождения такой инновации на региональном уровне при активной поддержке властей Красноярского края. Виктор Зубарев не случайно еще в самом начале круглого стола отметил: «Мы считаем этот проект «пилотом» для создания модели инновационного развития регионального, федерального и международного уровней». Станет ли кластер действительно моделью, или останется частным случаем кооперации инновационных предприятий и ресурсов покажет время, однако региональный уровень вопрос действительно перерос. Характер же федерального значения подтвердил на встрече в феврале 2013 года лидер партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, отметив безусловную социально-экономическую значимость проекта для страны.

Ссылка для блогов
сюжеты
Либеральная платформа
темы
Экономика
последние новости