Карта сайта
23 марта 13:30

Лесная амнистия

По какому принципу будут определяться собственники спорных земельных участков? Кого коснется «лесная амнистия»? Какие новшества появятся в лесном законодательстве? На эти и другие вопросы 23 марта ответил руководитель федеральной мониторинговой группы «Единой России» «Живой лес», председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

  • 1.
    Есть реальная статистика, сколько в России спорных участков? И какое ведомство будет вести их учет? По какому принципу их будут определять и заносить в эту категорию? // Сергей

    Действительно, на сегодняшний день сложилась непростая ситуация ввиду многочисленных пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. К сожалению, существующие сегодня реестры часто противоречат друг другу.

    Так, по данным Рослесхоза выявлено более 263 тыс. пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 млн га. При этом нужно понимать, что на кадастровый учет поставлены еще не все земли лесного фонда. Одновременно по данным Единого государственного реестра недвижимости, опираясь на точные сведения местоположений границ лесных участков, зафиксировано 377 тысяч таких пересечений.

    Таким образом, статистика по данной проблематике имеется. Но она несколько противоречива и требует уточнений. Необходимо сверить данные Рослесхоза и Росреестра – ведомств, отвечающих за учет соответствующих участков.

    В качестве концептуального подхода к решению проблемы противоречий в сведениях обоих реестров внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроект № 90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» или законопроект  «о лесной амнистии» предлагает признать приоритет за сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Комитет этот подход концептуально поддерживает, но при доработке законопроект потребует некоторых уточнений, дабы защитить леса и не легализовать заведомо незаконные их захваты.

  • 2.
    Как избежать массовой легализации незаконного перевода земель лесного фонда в другие категории? // Сергей Дрожжинов

    В рамках доработки законопроекта Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям совместно с ведущими экспертами будет проработан и предложен механизм, предусматривающий критерии, позволяющий учесть как интересы защиты лесов так и интересы добросовестных приобретателей соответствующих участков много лет владеющих ими, построивших там недвижимость, вложивших в них свой труд. Это одна из ключевых задач Комитета в данном вопросе.

    Мы хорошо понимаем, что необходимо учитывать не только интересы защиты имущественных прав конкретных граждан, но и защитить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Это особенно актуально ввиду объявленного Года экологии в России. В связи с этим при доработке законопроекта ко второму чтению особое внимание будет уделено природоохранному аспекту.

  • 3.
    Какие меры будут предприниматься в отношении тех, кто в свое время незаконно или с нарушениями так или иначе завладел частью земли? // Маргарита

    В настоящее время ведется работа по выявлению ситуаций незаконного захвата земель лесного фонда уполномоченными на то федеральными органами государственной власти Рослесхозом и Росимуществом и оспариванию прав на земельные участки в судебном порядке. Безусловно мы понимаем, что случаи заведомо неправомерного приобретения прав на земельный участок из земель лесного фонда исключать нельзя. И оставлять их без последствий в виде юридической ответственности тоже нельзя. Но важно иметь в виду, что ситуация во многом спровоцирована несовершенством управленческой системы: несогласованностью законодательства, отсутствием четких координат лесных участков, несогласованностью действий органов и многими иными факторами. К сожалению, сегодня по прошествии зачастую не одного десятка лет однозначно установить факт незаконного приобретения прав на земельный участок затруднительно. Тем не менее очевидно, что заинтересованные власти органы должны обладать полномочиями по оспариванию законности приобретения лесного участка в тех случаях, когда доказательства этого на лицо, когда участок может быть возвращен в лесной фонд либо может быть произведено лесовосстановление. Привлекать к ответственности, в том числе имущественной тех, кто причастен к незаконному отчуждению, позволяет действующее законодательство.

  • 4.
    Если выясняется, что часть участка является частью некой особой территории или государственной структуры, то владелец обязан будет его вернуть? И будет ли какая-нибудь компенсация? // Татьяна

    Сегодня предусмотрен общий порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд при наличии соответствующих оснований и при условии четкого соблюдения такой процедуры, включая обязанность по компенсации.

    Если же говорить о законопроекте «о лесной амнистии», то этот вопрос не является предметом его регулирования. При этом по доработке данного законопроекта планируется создание рабочей группы с участием представителей органов государственной власти, ведущих специалистов, экспертов с целью выработки оптимальных решений и поиска системных подходов в свете данной проблемы.

  • 5.
    Добрый день! У нас такая проблема. У нас есть участок в аренде на 49 лет в Лесном Фонде. Нам его выделили из-за того, что мы погорели на участке из Лесного Фонда. Выделили нам его в 2006 году. На старом участке у нас были зарегистрированы дачные домики. Пока мы делали план освоения лесов и проходили государственную экспертизу вступил Лесной кодекс 2007 г и дома нельзя стало регистрировать. Хотелось бы, чтобы лесная амнистия нам помогла. Мы находимся в подвешенном состоянии уже 10 лет строить можно, а регистрировать нельзя. Спасибо. // Лев

    Законопроект не регулирует отношения с признанием прав на земельные участки, на которых расположены дачные дома. Дело в том, категория земель установлена в вашем случае и не оспаривается – это земли лесного фонда. А как Вы верно отметили, действующим законодательством предусмотрено, что на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Законопроект не вносит изменений в данное положение действующего законодательства. Такой подход направлен на сохранение лесов ввиду их особого природоохранного значения.

  • 6.
    Не сыграет ли на руку амнистия богатым людям? Не будет ли такого что леса, в том числе и в прибрежной зоне, застроят коттеджами, переведя земельные участки сначала в земли сельхозназначения, а потом – в частную собственность? // Екатерина

    Законопроект предлагает урегулировать текущую ситуацию, то есть ту которая уже сложилась в связи с массовыми пересечениями земель лесного фонда с иными категориями земель и противоречивости сведений ЕГРН и государственного лесного реестра. Одновременно предполагается усовершенствовать механизмы предоставления земельных участков, защитив земли лесного фонда от их незаконного, необоснованного перевода в земли иных категорий и предоставления их в частную собственность. 

  • 7.
    Частью законопроекта является то, что в приоритете земли особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон и других особо охраняемых территорий. Не приведет ли это к тому, что ведомства отхватят себе еще больше территорий? И где гарантия, что эти новые участки будут использоваться, а не простаивать? // Виталина

    Приоритет охраны особо ценных земель, лесов, водных объектов является одним из принципов действующего законодательства и позволяет обеспечивать экологическую безопасность в стране.

    Законопроект не касается заданного Вами вопроса. Он касается лишь тех ситуаций, когда возникает спор о праве в связи с пересечением земель лесного фонда с иными категориями земель в результате противоречий ЕГРН и государственного лесного реестра.

  • 8.
    Николай Петрович, поскольку Вы депутат от Иркутской области, то знаете, что последние годы сильные пожары были в регионе. А регулярные расследования федеральных телеканалов говорят о том, что это ради вырубки леса под видом санитарной рубки. Так может как-то можно сделать, чтобы лес из зон пожаров невыгодно было продавать? Продавать как обычный лес, к примеру. // Зоя

    Прежде всего, необходимо отметить, что данные действия уже сегодня законодательство признало неправомерными, преступными. Вопрос заключается в том, насколько своевременно правоохранительные органы реагируют на факт умышленного поджога леса, незаконной продажи древесины и т.д. Безусловно, такие ситуации необходимо пресекать, реагировать на них жестко. Эта проблема требует дополнительной проработки, особого внимания и обсуждения, в том числе на площадке Комитета с целью выработки дополнительных механизмов защиты леса от незаконных действий.

  • 9.
    В санитарных, водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах рек, озер, водохранилищ ведение хозяйственной деятельности запрещено или очень сильно ограничено (законодательно). Земельные участки в санитарных зонах в частную собственность не предоставляются, но и в аренду выделение не запрещено! Сегодня на землях с особым режимом использования, получая земельные участки в аренду, за высокими заборами ведут любую хозяйственную деятельность находя лазейки в законах, застраивая капитальными строениями земли ограниченные в обороте. Необходимо законодательно прописать запрет предоставления в аренду земельных участков в санитарных зонах открытых водоемов питьевого водоснабжения жителей. Возможно ли это? // Юлия

    В целом действующем законодательстве, как Вы правильно отметили, этот вопрос уже решен в пользу ограничения в обороте земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Соответственно такие земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность.

    В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются. То есть тут уже возникает проблема реализации прямого запрета закона.

    Вопрос о целесообразности запрета на передачу таких земель в аренду требует отдельного обсуждения. Представляется необходимым подойти комплексно к совершенствованию законодательства в части установления правил использования земельных участков в границах территорий с особыми режимами использования. Необходимо обеспечить действенный контроль за соблюдением ограничений осуществления деятельности, противоречащий целям создания таких зон, и сбалансировать такие ограничения с требованиями сохранения благоприятного инвестиционного климата в стране. 

  • 10.
    Николай Петрович, добрый день. Нечасто, но случается, что суд принимает решение о сносе домов, построенных на землях лесного фонда, несмотря на то, что все необходимые процедуры были соблюдены (получено разрешение на строительство, право собственности на недвижимость зарегистрирована). Возможно ли приостановка исполнения решений суда, в этом случае, на время рассмотрения законопроекта? Снести дом легко, построить потом трудно, а зачастую для многих, и невозможно. // Юлия

    К рассмотрению вопроса о том, что делать с судебными актами, вынесенными до вступления в силу закона «о лесной амнистии» необходимо подходить очень аккуратно и взвешенно. Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна, что создает основу стабильности государства, его правопорядка, защиты конституционных прав и свобод граждан. При этом суд связан законом. И мы постараемся при доработке законопроекта найти оптимальное и справедливое решение этой проблемы.

  • 11.
    Уважаемый Николай Петрович! В 2004 году из земель сельского поселения для ведения личного подсобного хозяйства приобрела земельный участок с постройками, находящийся в 300 км от города Омска в Тарском районе. В 2015 году начались суды по искам Росимущества и Рослесхоза о том, что есть пересечения с землями лесного фонда. 2 экспертизы (одна по суду, Запсиблеспроэкт г. Новосибирск), установили, что «Рослесинфорг» наложив карты лесного фонда на границы земель поселения ошибся. «Рослесинфорг» ошибку не признал. Все наше село находится в лесу. В Омской области таких случаев очень много. Как быть законопослушным приобретателям? Хочется, чтобы права гражданина РФ были защищены. // Людмила Жукова

    Сожалеем, что Вы и Ваши односельчане оказались в такой ситуации. И мы видим, что таких случаев по стране очень много. Принятие законопроекта № 90991-7 как раз позволит решить этот вопрос. Концепция законопроекта подразумевает приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Таким образом, в силу прямого указания закона Ваши права на земельные участки будут признаны.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Николаев Николай Петрович, Руководитель федеральной мониторинговой группы «Единой России» «Живой лес», председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Лесная амнистия

Родился 2 апреля 1970 года в городе Москве

В 2014 году окончил Высшее профессиональное образование. АНО Высшее Профессиональное Образование «Православный Институт святого Иоанна Богослова» по специальности «Религиоведение»

Награжден медалью «За заслуги перед МВД», Благодарностью Министерства экономического развития РФ за заслуги в реализации государственной политики по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Трудовая деятельность:

1988 -1990 гг. - срочная служба в рядах Советской Армии;

1991-1994 гг. - предпринимательская деятельность;

1994-1999 гг. - Корреспондент еженедельника «Бизнес Вестник Востока», корреспондент Financial Times East-European Insurance Report, корреспондент журнала «Компания»;

1999-2001 гг. - Страховая компания «Прогресс-Гарант», начальник отдела, руководитель управления, советник президента страховой группы;

2002 г. - Всероссийский союз страховщиков (ВСС), руководитель управления общественных связей;

2002-2003 гг. - Страховое общество «Россия», заместитель генерального директора;

2003-2014 гг. - предпринимательская деятельность;

2003 г. - основатель коммуникационной группы «АМСКОМ»;

2008 г. - совместно с единомышленниками создал благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского;

С 2010 г. - член Президиума НП «ОПОРА», с 2011 г. - руководитель комитета по пропаганде предпринимательской деятельности;

С 2011 г. - директор Фонда развития социально-информационных проектов «Единое Общество»;

С 2013 г. - вице-президент общественной организации «ОПОРА РОССИИ», руководитель комитета по социальному предпринимательству и корпоративной социальной ответственности.

С 2014 г. - Руководитель Центра Общероссийского Народного Фронта по независимому мониторингу исполнения майских указов Президента РФ «Народная экспертиза».

18 сентября 2016 года избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва

Женат, воспитывает троих детей.

другие интервью
(327)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости