Карта сайта
5 декабря 16:00

«Благосостояние и социально-экономическое развитие». Рабочие группы Высшего совета «Единой России»

Какие вызовы стоят сегодня перед российской экономикой? Что такое «экономика будущего» и какое место в ней занимает человек? Каким образом Россия может осуществить переход к цифровой экономике? Как будет развиваться экономика страны в условиях санкций? На эти и другие вопросы 5 декабря ответил координатор рабочей группы Высшего совета Партии по вопросам благосостояния и социально-экономического развития Олег Бударгин.

  • 1.
    Как Вы оцениваете текущее состояние экономики России и какие перспективы экономического развития страны видите в ближайшем будущем? Как отразились санкции на состоянии экономики? // Руслан

    Если смотреть глобально, с точки зрения процессов, происходящих в мире, то становится очевидным, что российская экономика на фоне конкуренции за будущее мировое господство находится на высоком уровне. Подчеркну, что со стороны некоторых государств эта борьба за будущее лидерство ведется путем неспортивного отношения к нам. И сейчас, преодолев внутренние кризисы после развала Советского Союза, а также, несмотря на такие методы борьбы, как санкции, нам удается сохранять стабильный уровень экономического развития и создавать условия для реализации нашего потенциала.

    Оценивать положительно последствия развязанной в отношении России санкционной войны сложно какими-либо экономическими показателями. Но эти недружественные действия со стороны наших недоброжелателей послужили основой для сплочения российского общества. Санкции, введенные против российской экономики, трансформировались из мер ограничения в консолидирующий фактор. Это позволило нам, всему российскому обществу, российской экономике собраться и совместно приступить к реализации новых и актуализированных планов.

    Санкционная политика сняла пелену с мировоззрения части российского общества и показала, в каких направлениях нужно двигаться сегодняшней России для достижения экономического роста и роста благосостояния наших граждан.

    Одним из ключевых показателей эффективности экономики на данный момент является уровень ВВП. Конечно, для текущего момента уровень роста ВВП важен, в этом году прогнозируется его увеличение в пределах 2%. Но важно уже сегодня понимать – как этот рост ВВП будет обслуживать будущую экономику и как он повлияет на разрабатываемый сегодня стандарт благополучия.

    В этой связи, для будущего развития России и новой экономики более важным критерием оценки являются затраченные интеллектуальные и физические силы для лидерства нашей страны в новом технологическом цикле. Значимым показателем успешности реализации экономической политики в период перехода в новый технологический цикл является устойчивость экономики и общества. Это основная оценка состояния экономики текущего периода. И это мы сегодня обеспечиваем на высоком уровне. Главный же показатель развития экономики – это качество жизни граждан, доступ к качественной инфраструктуре, государственным услугам. Отмечу, что этот показатель достигается ежедневным трудом и его необходимо постоянно совершенствовать.

    Санкции своевременно нас отрезвили, взбодрили и побудили приступить к активным действиям и совершенствованию нашей экономической и общественной системы. Нужно признать, что сейчас мировая экономика и общественная жизнь претерпевает изменения. Постоянные мировые экономические кризисы, терроризм, региональные вооруженные конфликты - это все указывает на изменения в мировом порядке. Вместе с тем, и новый технологический цикл также активно стирает границы национальных экономик, поэтому необходимо уже сегодня приступить к разработке и созданию новых правил, новых стандартов. У России огромный потенциал – единство, инфраструктура, культура и история. Санкции дали нам необходимый импульс, возможности для обеспечения лидерства нашей страны в новом мировом порядке (технологическом, экономическом, политическом)

    Выгодное географическое положение России позволяет нам сегодня приступить к более наступательной работе транзита товаров, услуг и развитии инфраструктуры в создаваемом коридоре Европа-Россия-Азия. Уверен, сегодня, в условиях стремительного развития азиатских экономик, мы должны обратить пристальное внимание на развитие сотрудничества с нашими восточными партнерами. Азиатский вектор экономики России предоставит не только новые рынки сбыта, но и откроет нам новые управленческие и экономические методы развития.

    Нельзя не отметить огромные победы нашей страны в сельском хозяйстве в последние годы. Эта отрасль производства стала витриной развития нашей экономики. Это наша общая большая победа – государства и народа.

    Тем не менее, если говорить о санкциях, как о механизме, то уже сегодня с развитием новых технологий сама природа санкций, их механизмы, уходят в прошлое из-за своей несостоятельности. Один из смыслов санкций – в выстраивании надуманных барьеров, а новые технологии не имеют границы, что делает применение санкционной политики бессмысленным. Гораздо больший вызов представляет сегодня для нашей страны переход на новый технологический цикл.

  • 2.
    В последнее время очень часто говорят о необходимости перехода к цифровой экономике? Что означает этот термин? Какие отрасли получат наибольшее развитие в новых условиях? // Сергей

    Цифровая экономика – это совокупность сфер деятельности, в которых цифровые данные являются ключевым фактором производства. Она не может развиваться в какой-то отдельной отрасли и должна развиваться повсеместно во всех отраслях, регионах, с участием всех слоев населения, по единым правилам, по единым стандартам. Эффект цифровой экономики достигается только масштабом. Основной ориентир цифровой экономики будет, безусловно, качество жизни людей. Идти необходимо от нужд человека: управление своей энергоэффективностью, качеством инфраструктурных услуг, продуктов питания, медицины, обеспечением безопасности.

    В определенном смысле мы уже живем в эпоху цифровой экономики. Деньги, которые якобы лежат у нас, в кармане в действительности давно уже «цифра» в информационной среде, представленная бумажкой в жизни. При этом, переход к цифровой экономике сегодня многие понимают несколько по-разному. Но есть несколько основных принципов ее успешного функционирования.

    Необходимо четко для себя понимать, что цифровая экономика не может развиваться в какой-то конкретной отрасли и только в ней. Мы помним, когда осуществлялся переход на компьютеры, что один компьютер в единственном кабинете условного предприятия не приносил какой-то существенной пользы. Здесь схожая ситуация. Цифровая экономика должна развиваться повсеместно по единым правилам и стандартам. То есть эффект цифровой экономики достигается только масштабом. Максимальный масштаб внедрения новых технологий даёт максимальную эффективность.

    Другой важный аспект в быстроизменяющемся мире - конфликт поколений и конфликт уровня образования населения. Цифровая экономика и сопутствующие нововведения и новые технологии не могут внедряться в жизнь, если к этому не готово общество. Чтобы избежать подобных конфликтов, необходимо уже сегодня переходить к новым форматам обучения. Всем гражданам нашей страны должен быть предоставлен равный доступ к новым специальностям и новому образованию. Просветительскую деятельность также никто не отменял. Если еще недавно были популярны всевозможные курсы по обучению компьютерной грамотности, то в ближайшем будущем эта работа углубится и выйдет на новый уровень. Только тогда с учетом повсеместного внедрения цифровая экономика даст наибольший результат.

    Цифровая экономика, по моему убеждению, исходит из вопроса - что нужно человеку. То есть, основная цель этих технологий - повышение качества жизни человека. Потребитель услуг становится и управленцем. Например, он сам видит, как тратятся и сколько стоят ресурсы для обеспечения дома теплом или водой. В такой системе гражданин учится более эффективно расходовать ресурсы и не воспринимает государство с иждивенческих позиций, а осознает его роль как проводника и помощника, как первичное звено управления.

    Цифровая экономика обеспечивает качество и открытость управления не только технологическими процессами, но уже и всей экономикой страны, и общественной жизнью. Цифровая экономика, в том числе, мотивирует к развитию индивидуального предпринимательства. Высвобождаются значительные сферы общественного интереса, где индивидуальная инициатива может оказать эффективную поддержку государству, например, в здравоохранении и образовании.

    Внедрение цифровой экономики дает новые возможности для трудоустройства. Считаю, что сегодня, в новом технологическом укладе, в условиях стремительного развития цифровых механизмов, человек на протяжении всей своей жизни может совершенствовать профессиональные навыки и продолжать свою трудовую деятельность, вне зависимости от возраста. В таком случае, необходимость повышения пенсионного возраста просто отпадет. Как и возраст начала активной трудовой деятельности в условиях цифровой экономики не зависит от физиологического возраста.

    Новый технологический цикл кроме новых возможностей несет и новые вызовы, прежде всего касающиеся информационной безопасности. Современные информационные технологии открывают возможности, еще не до конца осознанные человеком. Поэтому опасно выпускать развитие этих технологий из-под общественного государственного контроля.

    И все-таки самое важное, по моему мнению, что информационной пространство формируется в качестве инструмента повышения качества жизни.

  • 3.
    Возможно ли преодоление нефтяной зависимости бюджета России? Что для этого необходимо, на Ваш взгляд? // Константин

    Сам вопрос несколько некорректен, вопрос же не в самой зависимости. Важно поставить вопрос иначе – чем еще мы можем обеспечить пополнение бюджета страны? Нам действительно повезло, что есть такой источник, но нужно иметь и другие базисы. Россия – уникальная страна, как по географическому положению, так и историческому пути развития. Мы можем и должны стать основным экспортером культуры и безопасности. Главными статьями доходов, помимо традиционных нефтегазовых, могут стать и такие отрасли, как: сельское хозяйство, единая инфраструктура, образование и наука.

    Агропромышленность имеет все возможности повысить долю в ВВП страны, не только накормить собственных граждан, но и повысить долю в экспорте. Например, в текущем году, к настоящему моменту, мы реализовали за рубеж на 20% больше пшеницы, чем за аналогичный период прошлого сезона.

    Также одним из значительных источников пополнения бюджета должна стать инфраструктура. Благодаря выгодному географическому положению России - Северному морскому пути, разветвленным и развитым системам железных дорог и электрических сетей мы можем получать доходы от транзита, связывая регионы Европы и Азии. Убежден, что нам необходимо двигаться в направлении максимального использования всех возможностей для развития транзитного потенциала Российской Федерации.

    Крупные государственные компании в союзе с РАН и вузами могут за короткий период с большим качеством перевести свою экономику на новые технологичные модели и стать локомотивами, чтобы обеспечить продвижение нового технологического цикла, в том числе в сферу государственных услуг, малого, среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства, в сельскохозяйственную отрасль. При этом использовать сегодня доходы от нефти необходимо с общественного согласия, чтобы эти средства шли на реализацию проектов нового технологического цикла.

    Отмечу, что я с большой осторожностью отношусь сегодня к крупномасштабной модернизации, так как в ходе этого процесса могут использоваться устаревающие материалы и технологии, что может привести потере времени и финансов. Модернизация должна обеспечивать текущую надежность экономики. Расходы на модернизационную деятельность должны проходить обсуждение с экспертными, научными, производственными сообществами для определения их целесообразности. Модернизируя существующие производства, мы обеспечим только текущую их деятельность на данном этапе развития. А качественно новую работу всей экономической модели обеспечит использование инновационных технологий, что является необходимой предпосылкой для обеспечения лидирующей позиции России в новом технологическом цикле.

    На мой взгляд, Россия может возглавить технологический цикл и имеет для этого все возможности. Именно это позволит не только выстроить эффективную экономическую модель, но и обеспечит мировое лидерство в новую «цифровую» эпоху на базе новой энергетики и нового информационного пространства.

  • 4.
    Что нужно сделать для того, чтобы российские товары были конкурентоспособными на российском рынке? // Елена

    Российским товарам, услугам сегодня нужно обеспечить доверие потребителя на всей территории страны. Исторически сложилось, что на фоне дефицита услуг и товаров 90-х годов сформировался элемент недоверия к отечественным товарам. Считаю сегодня важным и актуальным для российских производителей, создавать доступные для граждан информационные площадки, на которых рассказывалось бы о создании продукта. Также не менее важно продвижение наших товаров на мировые рынки, так как отечественная экономика должна быть открыта миру. 

    Важным стимулом для развития внутренних конкурентоспособных производств является возможность доступа к дешевым источникам финансирования. Сейчас, когда инфляция по итогам года ожидается на уровне 3%, Центральному банку важно правильно отреагировать и снизить стоимость финансирования для реального сектора. При этом важно это делать планомерно и последовательно, так как, к примеру, снижение стоимости потребительских кредитов приведет просто к росту внутреннего спроса, который в случае отсутствия возможностей экономики по производству дополнительного объема товаров и услуг повлечет за собой рост цен или рост импорта, что никак не повлияет на развитие конкурентоспособных производств внутри страны. Государство должно обеспечить возможность льготного кредитования инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств внутри страны, и лишь потом применять меры по стимулированию внутреннего спроса. Кредиты должны выделяться на сроки сопоставимые с окупаемостью инвестиционных проектов, а ставки по таким кредитам не должны превышать 5% годовых. При этом, в случае госкомпаний, государство может реализовать реализацию инвестиционных проектов посредством использования механизма инвестиционной эмиссии. Ключевое отличие инвестиционной от классической эмиссии, в том, что деньги попадают в оборот не сразу, а против готового и сданного в промышленную эксплуатацию объекта, то есть, обеспечиваются реальными и новыми производственными активами, генерирующих прибыль и положительный денежный поток, что, соответственно, не приводит к росту инфляции.

    При этом государство, используя механизм инвестиционной эмиссии, решает по сути две задачи: во-первых, обеспечивает реальный экономический рост в базовых отраслях экономики. Во-вторых, происходит отток средств из финансово-банковского сектора в «реальную» экономику: давление доллара на рубль снижается за счет возникновения дополнительного спроса на оборотные средства в рублях по рыночным ставкам.

    И последний, но не менее важный фактор. Для развития конкурентоспособного производства внутри страны необходимо наличие на рынке труда квалифицированных кадров. В стране необходимо провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав ее под потребности экономики, для чего необходимо тесное сотрудничество государства, работодателей, учебных заведений и студентов.

    В действительности вопрос более глобальный, потому что сегодня на первый план выходят задачи стратегического планирования новой экономической модели. Например, партийный проект «Локомотивы роста» как раз о том, что точками роста могут и должны стать в ближайшее время крупные государственные компании. При этом надо понимать, что в их списке не только инфраструктурные учреждения, крупные госкомпании и промышленники, но и интеллектуальные и образовательные центры такие, как Российская академия наук и Российский союз ректоров. То есть реальным локомотивом роста может стать своеобразный творческий союз науки, промышленности и образования.

    Важно, что сегодня и в академической, и в экспертной, и в общественной среде появляется понимание того, что мировая экономика терпит серьезный идеологий кризис. Рыночные отношения в том виде, в котором нас убеждали последние годы, не состоялись, так как не отвечают основным требованиям - росту благосостояния граждан.

    Политические и экономические события говорят о том, что мир насытился риторикой управления экономикой того века, и все сегодня ищут новые экономические инструменты взаимодействия внутри отраслей и на межрегиональном уровне. В современном мире под вопросом стоит принятый ранее за истину экономический уклад. Расчет на создание рыночных механизмов несостоятелен хотя бы потому, что все страны имеют антимонопольное законодательство.

    Сегодня становится понятным, что единственный, кто может взять на себя ответственность формировать экономику будущего - это государство. И в этой системе координат стратегической целью становится само качество жизни. Это значит, что вся деятельность любых предприятий через государственные регуляторы должна быть подчинена логике повышения качества жизни.

    Сегодня нужно переходить к парадигме экономики для человека и формированию дружелюбного технологического пространства, как среды обитания человека.

  • 5.
    Как можно повысить уровень благосостояния российских граждан? // Виктор

    Мы, в рамках проекта «Локомотивы роста» убеждены, что эффективная деятельность основных госкомпаний может обеспечить рост уровня благосостояния граждан. На сегодняшний день практически у любой госкомпании в показателях эффективности нет конкретных целей по повышению качества жизни граждан. Там будет написано и про рост доходности, дивидендов, уменьшение издержек и еще много про что, но все это едва ли преображается в рост благосостояния или развитие территорий.

    Сегодня наиболее эффективными локомотивами роста, от которых требуется качество, скорость преобразований, видятся крупные государственные компании и инфраструктурные компании, способные за короткий период времени сформировать новый технологический уклад. Тем более, что они имеют единый центр управления, способный в этот же период выработать единые правила, единые требования и синхронизировать процессы. Общество, государство, как акционеры должны стимулировать эти предприятия во взаимодействии с наукой, образованием, малым и средним бизнесом. И, мы уже этим занимаемся.

    Госкомпании совместно с государством строят стратегию развития как самих компаний, так и всей страны в целом. Сами госкорпорации – это национальнообразующие проекты - это мы, это компании людей, это объединение миллиона профессионалов.

    По нашей оценке, качество жизни это не только уровень дохода граждан, а сегодня это равный для всех граждан России доступ к качественным государственным услугам: инфраструктуре, образованию, медицине, безопасности. Также важным показателям благосостояния является возможность граждан реализовывать себя через участие в экономике страны. Не менее значимым фактором благосостояния является качество управления услугами, в том числе на уровне ЖКХ.

    Например, наша энергодержава может себе позволить, чтобы к дому подходила теплотрасса ТЭЦ. Но здесь же, нужно понимать, что мы можем ликвидировать огромные потери в теплотрассах путем создания новой энергетической архитектуры за счет распределенной малой генерации. В дальнейшем, думаю, будет происходить строительство малых газовых станций, квартальных микростанций, а обогрев домов, в том числе многоквартирных, будет осуществляться через электрокотлы.

    Для экономической эффективности и роста благосостояния считаю, что нельзя самим себя загонять в угол. Так как новые технологии ликвидируют границы, то вести наступательную позицию по завоеванию новыми технологиями мирового пространства - правильная позиция.

    Подводя итог, повторю, что благосостояние – это, во-первых, финансовая и физическая доступность, второе – это доверие в обществе, третье – это высокое качество управления, а также – это реальная возможность для каждого гражданина в самореализации.

  • 6.
    Как Вы видите энергетику будущего? // Алексей

    Энергетика будущего, безусловно, имеет хорошую базу развития, потому что у нас единая энергосистема, ни одна страна мира не имеет таких перспектив, как наша. Единая энергосистема также должна способствовать развитию новых инновационных технологий.

    Новая энергетика и новое информационное пространство являются базовыми для нового технологического цикла. Нужно безусловно формировать новую доступную, дешевую энергетику. Время крупных потребителей и генерации энергии проходит, необходимо менять архитектуру электроэнергетики и максимально использовать наличие единой энергосистемы при продвижении нового технологического цикла.

    Безусловно, возобновляемые источники энергии будут активно развиваться, будут востребованы и со временем займут серьезный объем. Но, считаю, базовая энергия - это энергия, которой может управлять человек, независимо от природных явлений. Большие надежды на энергию мирного атома.

    Отмечу, что первой площадкой, где уже в настоящий момент реализуется цифровая экономика – это умные энергетические сети. Уверен, энергетики могут быть лидерами для продвижения активно-адаптивных систем.

    Большие перспективы в обеспечении хранения электроэнергии. В этой связи развитие больших накопителей электроэнергии, умных, цифровых сетей. Стоимость электроэнергии может стремиться к нулю из-за доступности и простоты. Не исключаю, что киловатт может стать мировой денежной единицей.

  • 7.
    Президент РФ Владимир Путин заявлял о необходимости поддержки сельского хозяйства. Какие меры необходимо принять в этой связи? // Сергей

    Сельское хозяйство – это не только статья в экономических расчетах, прежде всего, это - территориальное развитие России, это - обеспечение продовольственного суверенитета нашей страны. Именно поэтому сегодня важно обеспечить поддержку этой отрасли.

    Для развития сельского хозяйства, а также для повышения доли аграрной промышленности в ВВП страны, необходимо решение первостепенных задач: преодоление зависимости от импортной продукции, развитие селекционного направления, создание качественной и честной системы сбыта продукции, как для крупных производителей, так и для фермеров. Государство должно обеспечить механизмы и инструменты для полноценного и равноправного сбыта и переработки произведенной продукции всеми участниками рынка.

    Уверен, что в новом технологическом цикле сельское хозяйство должно развиваться комплексно, акцент нужно делать не только на производстве сырья, но и на его переработке, на создании альтернативных источников энергии. Отмечу положительный опыт Белгородской области по переработке биологических отходов сельского хозяйства для выработки электроэнергии.

    Главное в любой сфере государственной жизни – это люди. Поэтому, нам сегодня необходимо уделить особое внимание вопросу кадрового обеспечения сельского хозяйства, развитию качественной инфраструктуры на селе и в малых городах. В России стремительно происходит сокращение сельских территорий. Происходит это ввиду отсутствия рабочих мест, из-за отсутствия современной инфраструктуры в селах.

    Однако сегодня мы видим тенденцию к дезурбанизации. Из крупных агломераций люди переезжают на природу, в деревню. И наша задача, задача государства – предоставить гражданам на селе и в малых городах все необходимые условия для качественного уровня жизни. Это будет способствовать не только повышению благосостояния самих граждан, но и развитию территорий нашей страны.

  • 8.
    Нужно ли государственное регулирование молодежной политики в условиях нового технологического цикла, информационной открытости? // Мария

    Создание продуманной, долгосрочной государственной стратегии молодежной политики – это было и будет приоритетным направлением для российского государства.

    Считаю, что главная задача молодежной политики – обеспечение доступности любого поколения, в особенности молодых людей, к равному участию во всех сферах жизни государства. Наша ответственность перед молодежью в предоставлении современного образования.

    Необходимо понимать, что молодежный вектор – один из основных при выработке долгосрочной стратегии развития России, и он особенно важен в условиях перехода в новую технологическую реальность, так как многие из готовящихся сегодня изменений предстоит реализовывать молодежи.

    Приоритетной является деятельность государства, направленная на мотивирование нового поколения к участию в социально значимых проектах, таких как строительство доступного жилья, развитие малого и среднего бизнеса, оказание бытовых услуг. Молодежь – опора для будущего России. Все инициативы, разработанные Высшим советом Партии – это поэтапные механизмы достижения образа будущего России.

    Мы вместе создаем образ будущего, и новому поколению предстоит его реализовывать. Мы готовы предоставить все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе, государственные. Поэтому, считаю не совсем верным говорить о государственном регулировании молодежной политики в отрыве от взаимодействия с самой молодежью. Мы должны работать совместно, добиваясь синергетического эффекта, используя опыт предыдущих поколений и новые технологии.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Бударгин Олег Михайлович, Заместитель Председателя Мирового энергетического совета
«Благосостояние и социально-экономическое развитие». Рабочие группы Высшего совета «Единой России»

Родился 16 ноября 1960 года в поселке Ключи (Камчатская область).

Окончил с отличием Норильский индустриальный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Трудовой путь начал в 1984 году в Норильском горно-металлургическом комбинате мастером СМУ шахтопроходческого треста, позднее назначен заместителем начальника производственного отдела строительно-монтажного объединения «Норильскстрой», а в 1995 году - заместителем генерального директора АО «Норильский горно-металлургический комбинат».

С 2000 года – глава Норильска, с 2003 года – губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

С 2009 года – Председатель Правления Открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».

С июня 2013 по сентябрь 2017 работал в должности Генерального директора Публичного акционерного общества «Российские сети» (ПАО «Россети»).

Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Имеет государственные и отраслевые награды, в том числе, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Александра Невского, орден Дружбы, орден Почета и другие.

другие интервью
(334)
будущие интервью
(1)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости