Карта сайта
12 сентября 2016, 12:00

Совершенствование системы школьного образования

Президент России на встрече с фракцией Партии и экспертами поручил ведомствам реализовать ряд инициатив в сфере образования. Какие меры важнее всего для педагогов? Какие предложения призваны улучшить условия для учащихся? Как инициативы специалистов благодаря «Единой России» выходят на федеральный уровень? На эти и другие вопросы в понедельник, 12 сентября, ответила член Центрального штаба ОНФ, директор общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «Наследник», член Общественной палаты Любовь Духанина.

  • 1.
    Здравствуйте! Вот все ругали-ругали Ливанова, «Единая Россия» помогла его снять. Стало лучше вам, учителю, чем? В чем можно рассчитывать на нового министра?
     
    // Валентина Степина, Москва
    Прошло еще совсем немного времени с момента назначения нового министра, чтобы давать оценки ее работе. При этом вся страна следит за намечающимися изменениями. Многие из них являются ответом на те дискуссии, которые не утихали в обществе в последние годы - совершенствование ЕГЭ, уход от «натаскивания» во внеурочное время, введение занятий для развития школьников. Очень многие с облегчением услышали из ее уст, что в образовании недопустимы резкие перемены, и что от идеологии непрерывных реформ мы переходим к поступательному развитию. 
     
    Прежде чем стать министром, Ольга Васильева прошла путь от простого учителя до заведующего кафедрой вуза. У нее богатый опыт работы. Она человек из педагогического сообщества, и есть все основания рассчитывать, что между министром и учителями возникнет профессиональное взаимопонимание, взаимное доверие и сотрудничество. Можно многого добиться, если сломать стереотип «мы, учителя, здесь, а начальство где-то там».
     
    С назначением Ольги Васильевой укрепился важный тренд кадровой политики, когда на ответственные посты в социальной сфере приходят люди с большим профессиональным и личным опытом именно в той области, которую им доверено возглавить.
     
    Дмитрий Ливанов руководил отечественным образованием в очень сложный реформенный период. Именно при нем были заложены основы той модели, на основе которой нам предстоит дальнейшее движение вперед. Наша задача - не ломать и не перестраивать сделанное, а донастраивать и развивать. 
  • 2.
    Учителя и так, по-моему, неплохо получают, причем, уж в школе-то зарплату не задерживают и в отпуска пускают, не то что у нас! Да еще репетиторами подрабатывают. Какой уровень вы считаете достойным? И будет ли учитываться специфика региона при этом?
    // Лесной, Свердловская область
    Каждый человек хочет получать достойную оплату, хорошо питаться, иметь возможность отдыхать. И учитель не исключение.
     
    Несколько лет назад уровень заработной платы был таков, что президент был вынужден специальным указом привязать показатель заработной платы педагогов к средней по региону. Работа над майскими указами позволила регионам этого достичь, и сейчас они пытаются удерживать достигнутый уровень. В прошлом году в некоторых регионах началось снижение уровня заработной платы и задержки выплат. 
     
    Мы, безусловно, уважаем и ценим представителей всех профессий. При этом есть категории работников, которых мы никогда не должны упускать из виду. Работа учителя очень тяжелая и ответственная. Мы ежедневно доверяем ему самое ценное - своих детей. Он отвечает не только за их обучение и воспитание, но и за жизнь и здоровье, душевное состояние. Никто не хочет, чтобы ежедневно его ребенка встречал в классе измученный, разочарованный педагог.
     
    Тот уровень зарплаты школьных учителей, который сейчас мы имеем, достигнут колоссальной аудиторной нагрузкой по 36-40 часов в неделю. При этом воспитатель детского сада уже в нескольких километрах от Москвы, работая 12 часов в день, может получать двенадцать тысяч в месяц. А в регионах еще меньше. 

     

  • 3.
    В скольких школах я не работала, все равно всегда и везде все зависело от директора - от лояльности, от его пробивных способностей, от настроения иногда, личных симпатий… Конечно, не надо всех под одну гребенку. Но как сделать и гибкой, и справедливой систему оплаты? Каждого же не проверишь, справедливо это или нет...
    // З.С., Иркутск
    В любой сфере, не только в образовании, от руководителя зависит очень многое. При этом базовый принцип оплаты труда должен быть справедлив и прозрачен. Сейчас сложилась ситуация, когда некоторым учителям гарантировано только 10-20% зарплаты, остальное - это стимулирующие выплаты, которые могут и не начислить. Это касается не только школ, но и детских садов и колледжей.  
     
    Именно потому, что каждого не проверишь и к каждому директору школы не направишь персонального проверяющего, мы добиваемся создания понятной педагогам системы оплаты труда.
     
    Должна быть достойная базовая часть и понятная система стимулирования. Для этого нужны критерии, позволяющие дать максимально объективную оценку труда каждого учителя.
     
    Но это вопрос и кадровой политики - на должности директоров школ должны назначаться лучшие представители учительского сообщества, которые пользуются доверием коллектива.
  • 4.
    Вы и «Единая Россия» правильно считаете, что зарплата должна быть понятной и фиксированной, чтобы мы могли понимать, когда и на что мы можем рассчитывать. Реально ли сделать fix 100%?
    // Инна Кравчук
    Еще до введения новых систем оплаты труда многие школы предпринимали попытку дифференциации - например, один учитель хорошо преподает, но он только ведет уроки, другой же еще занимается с ребятами дополнительно, ведет кружки, готовит школьников к соревнованиям. И школа искала способы поощрения тех, кто брал на себя дополнительную ответственность. 
     
    Наша задача - сделать так, чтобы принципы и критерии оплаты были схожими по всей стране. Да, важно учитывать специфику региона, особенности конкретных школ, но подход должен быть общий.
     
    Мы работаем над тем, чтобы учителя были уверенными в размере оплаты своего труда по итогам месяца. А дополнительные стимулирующие выплаты должны мотивировать на повышение квалификации, самосовершенствование, а не на сбор справок и бумаг, подтверждающих выполнение формальных показателей.
  • 5.
    Много говорят про бюрократию в школах. Вот лично Вам она мешает? Вы столько успеваете, у Вас столько должностей!
    // LenTa99@
    Бюрократия мешает всем. Излишняя отчетность, навязчивый и ненужный контроль - все это отвлекает от учебного процесса всех его участников, а не только школьную администрацию и учителей.
     
    В Минобрнауки нас услышали и подготовили законопроект, который должен уменьшить объемы школьной отчетности. Но на этом пути еще многое надо сделать. В том числе - исправить методические рекомендации по документообороту в школах. Они не корректировались со времени введения в действие нового закона об образовании, и в результате по требованию контролирующих органов школы вынуждены дублировать электронные документы бумажными. Моя позиция - нужно ввести мораторий на проверки в школах, к которым у комиссий нет замечаний. Эффект будет еще большим, если разработать регламенты запросов и проверок школ органами, не имеющими отношения к системе образования. В отдельных регионах такая работа ведется, что позволяет сократить контрольно-надзорную нагрузку на школы на 50-60%. В общем, нужно не ограничиваться отдельными мерами, а взяться за школьную бюрократию со всех сторон. Тогда у учителей будет больше времени на работу с детьми.
     
    Я как директор школы несу ответственность за учителей, и если есть что-то, что мешает им, значит, это мешает и мне. Надо исходить из того, что время учителя должно максимально использоваться на преподавание, на общение с учениками. А работу, связанную с отчетностью, необходимо свести к минимуму. 
     
    Что касается моих должностей - большая часть это не должности, а общественная и экспертная нагрузка, которая тесно связана с моей основной работой как директора школы и как заведующей кафедрой. Ритм жизни при этом действительно напряженный, но я так привыкла работать с юности. В институте выполняла большой объем общественной работы, при этом окончила МИФИ с красным дипломом.
  • 6.
    Где гарантии, что если будут новые экономические сложности, программа строительства школ не свернется?
    // Proffi@

    Правительство делает все возможное, чтобы программа строительства школ была реализована.

    Существенные бюджетные средства на строительство новых школ уже выделены.

    Здесь важна бюджетная культура регионов, выбор хороших подрядчиков, общественный контроль за ходом строительства. Никто не сможет контролировать строительство новых школе более эффективно, чем родители, дети которых в этих школах остро нуждаются. 

  • 7.
    Предложенное премьером онлайн-образование поднимет конкуренцию, как готовитесь? И как сделать так, чтобы дистанционка не стала просто легальной системой продажи дипломов, с  чем так долго боролись в обычных вузах?
    // Артем, Ленинградская область
    Развитие в России цифровой образовательной среды и создание сетевых образовательных ресурсов не означает замены традиционной системы образования.
     
    Электронные цифровые ресурсы могут быть встроены в университетские программы, могут их дополнять. 
     
    Система онлайн-образования и современные технологии позволяют серьезно расширить возможности учебных заведений. Студенты могут использовать образовательные практики и обучаться интересующим их предметам в университетах других регионов и даже стран. Знания и навыки студентов, полученные, в том числе с помощью применения новых технологий, обязательно должны получать объективную оценку, подкрепленную реальными дипломами и сертификатами. 
     
    Кроме того, не стоит забывать, что высшее образование - это не только курсы лекций. Это еще и практика, и научная работа, и выпускные проекты. Поэтому здесь речь идет не о снижении планки, а, наоборот - об объединении ресурсов самого высшего качества в деле подготовки специалистов.
  • 8.
    Вот у вас своя школа с конкурсом на поступление, а вы говорите про доступность образования… Вы хоть по результатам конкурса в своей школе чувствуете, что уровень дошколят и первоклассников растет? 
    // Гость
    Образование действительно должно быть доступным. Моя позиция - у родителей должен быть выбор, какое образование будет получать его ребенок, и этот выбор не должен быть основан на том, может ли он оплатить обучение, а на потребностях ребенка.
     
    Конкурсы на поступление есть во многих школах. Это не процедура отбора самых лучших. Здесь речь в первую очередь идет о том, сможет ли ребенок осилить программу, насколько она ему подходит. В ряде школ идет ориентация на академическую успеваемость, там очень глубокое изучение предметов. В других школах акцент на творчестве: в объеме, приближенном к специализированному обучению, ребята осваивают музыку, танцы, рисование. Нередки случаи, когда ребенка принимали в такие школы, а учиться он не мог. Из успевающего ученика становился троечником, начинал переживать. Если ребенок не тянет три языка в лингвистической гимназии, возможно, ему это не нужно? Возможно, стоит посещать обычную школу и ходить в хороший кружок авиамоделизма или спортивную школу. 
     
    Вопрос доступности - это и вопрос физической доступности школы, и финансовой, но в первую очередь - это вопрос массового повышения качества образования, роста квалификации педагогов, управленцев, развития образовательной среды, повышения вариативности за счет дополнительного образования. Потребности в развитии каждого ребенка должны быть учтены и удовлетворены.
     
    Дети сейчас другие, чем двадцать лет назад, они более информированы, но менее самостоятельны. Уже мало кого родители отпускают просто побегать во дворе, поиграть с ребятами постарше. Те качества, которые раньше формировались естественно, теперь не формируются, и нужно создавать специальные условия, искать методы и способы. Поэтому мы работаем для того, чтобы строились новые школы, учебники и оборудование закупались государством, учителя имели достойную зарплату и нагрузку, позволяющую реально выстраивать для ребенка линую траекторию развития с помощью предметов, проектов, игр, исследований, кружков и секций.
  • 9.
    А как вам ЕГЭ? Нужно ли, на ваш взгляд, что-то менять? В том числе, чтобы эффективнее было учиться и проще поступать в вуз?
    // Grom777@
    ЕГЭ - очень чувствительная тема для всего нашего образования. С одной стороны, экзамен ввел единые требования и дал новые возможности для поступления в вузы ребятам из села, с другой - вызвал существенные изменения в системе преподавания.
     
    Я убеждена, что система единого госэксзамена должна продолжать совершенствоваться, об этом сказала и министр образования, вступая в должность.
     
    Определенные изменения намечены уже на этот год. Например, решением министерства будут сняты тестовые задания с готовыми ответами по физике, химии и биологии. Девятиклассники будут сдавать не два, а четыре экзамена - два обязательных и два по выбору учащегося. 
     
    По моему мнению, ЕГЭ не должен быть обязательным для всех школьников. Его не обязательно сдавать тем, кто не планирует поступать в вуз. Кроме того, школьник должен иметь возможность пересдавать ЕГЭ два или три раза в год и выбрать лучший из результатов. Уровень нервного напряжения и у детей, и у родителей существенно снизиться. 

     

  • 10.
    У меня ребенок был в садике с бассейном, теперь мы школьники, и этой, казалось бы, мелочи не хватает. Ездить после занятий в бассейн у меня нет сил, одного не отправишь, маленький еще, почему нельзя сделать плавание обязательным предметом, это ведь необходимая физкультура и мера безопасности - уметь плавать!
    // Альбина Князева, Нижний Новгород

    К сожалению, не во всех школах есть возможность построить бассейны, в том числе чисто по техническим причинам. Для строительства бассейна нужны особые условия, в частности, строители обращают вниманию на близость грунтовых вод.

    Мы выступаем за развитие спортивной инфраструктуры, в этом направлении уже многое делается. Возможно, вам имеет смысл рассмотреть возможность посещать бассейн в рамках дополнительного образования.

  • 11.
    Сейчас много говорят про строительство школ, у нас в округе тоже одна открылась, правда, переделанная из старой спецшколы. Но загрузка неполная!
    // Юрий Жаров
    Новые школы сейчас остро необходимы.
     
    Конечно, ситуация в разных регионах отличается. В Санкт-Петербурге школы работают в одну смену. А есть регионы, где три смены - это повседневная реальность. Это очень плохо для режима дня ребенка. 
     
    Недавно мы проводили опрос родителей по всей стране, и почти каждый десятый заявил, что для посещения образовательного учреждения приходится пользоваться автобусами. Расстояние порой внушительное - 20-40 километров. Почти каждое четвертое образовательное учреждение работает в две смены, есть школы, где учатся и в три смены.
     
    Программа строительства новых школ в стране предполагает строительство в России в течение ближайших четырех лет более одной тысячи зданий школ. Многие школы также должны быть отремонтированы, так как находятся в аварийном состоянии. Согласно поручениям президента, к 2025 году все школьники в России должны учиться в одну смену, а занятия не должны проходить в зданиях с износом 50% и выше. При планировании работ, безусловно, специфика регионов учитывается.
  • 12.
    Почему в школах не выдают учебник по английскому языку, этот предмет включен в единый государственный экзамен, а учебников бесплатных в школе нет!
    // Евгения
    Проблема бесплатных учебников все еще остается очень острой и здесь ваше волнение вполне оправданно.
     
     
    Но до сих пор только в половине регионов это требование выполняется.
     
    Проблема в том, что не во всех субъектах существует централизованная система закупки учебников. Многие перекладывают это на школу, а она вынуждена делать закупки по завышенной, розничной цене. Выделенных средств не хватает.
     
    Сейчас правительство принимает дополнительные меры по закупкам в тех регионах, где наблюдается нехватка учебной литературы. Мы этот вопрос не оставим и доведем до системных решений.
  • 13.
    У меня такое предложение: если оказывается, что школьник талантлив, ему нужно платить стипендию, а его педагогу давать премию! Тогда мотивация будет и у учеников, и у педагогов. И ведь очень часто достичь чего-то еще в детстве хотят те, кто из малообеспеченных слоев, им это будет и поддержкой!
    // Красавин, Набережные Челны
    Спасибо за предложение, я его поддерживаю. У нас существует система поддержки талантливых детей. Победители и призеры Всероссийских олимпиад и некоторых конкурсов получают разовые стипендии. При поступлении в вуз они имеют право на специальный президентский грант - ежемесячную выплату 20 тыс. рублей на все время обучения в вузе. Это особенно важно для талантливых детей из малообеспеченных семей, поскольку это дает возможность уделить больше времени учебе, а не поискам работы в ущерб занятиям. 
     
    Школа и регион, как правило, поощряют учителей, которые готовят победителей конкурсов и олимпиад. Но при этом главная мотивация - это все-таки не денежные средства. К тому же выделить вклад одного конкретного учителя в развитие ребенка очень сложно. Ведь часто талантливым детям даже тяжелее в школе, чем всем остальным. И многое зависит от учителя, который способен увидеть потенциал, создать условия для его развития. Это не всегда может сделать один человек. Мы должны привлекать к работе с такими детьми представителей вузов, большой потенциал есть и в перспективах волонтерской работы в этом направлении. Потому что талантливые дети - это настоящий «золотой фонд», интеллектуальный потенциал нашего общества. 
     
    Вообще в мире обычно к талантливым относят от трех до пяти процентов от всех ребят. По мнению российских ученых, разработавших концепцию одаренности, каждый ребенок при рождении талантлив. Нужно лишь его одаренность развить. Поэтому в этом направлении мы будем продолжать работать, в том числе и над формами поощрения и ребят, и педагогов.
  • 14.
    Здравствуйте! Я мама троих детей. Средняя дочь (4 класс) с 1 класса учится на отлично, старшая дочь (11 класс) тоже закончила этот год отлично - но их даже грамотами не наградили. Зачем еще повышать зарплату бюджетникам, если вместо того чтобы учить науке, только твердят про баллы в ОГЭ и ЕГЭ? Коррупции у нас стало еще больше с этими ЕГЭ! Сколько уходит денег на книги, репетиторов (ставка у них растет как зарплата), нервов, и все равно приходится поступать на платное?! И еще - просьба, на конференциях скажите педагогам, пусть не давят на психику детей, пусть лучше учат. Спасибо.
    // Люция

    Я искренне поздравляю ваших дочерей с отличными успехами в учебе. Всегда приятно, когда наши достижения кто-то видит и ценит. Жаль, что школа по каким-то причинам не отметила ваших девочек. 

    Действительно, тенденция оценивать школу по баллам ЕГЭ и ОГЭ вынуждает учителей напоминать ученикам о значимости экзамена для их дальнейшей карьеры. Недопустимы ситуации, когда плохо успевающих ребят вынуждают покинуть школу из опасения, что они могут не сдать тест. В прошлом году мы добились того, чтобы зарплату учителей отвязали от результатов экзаменов. На очереди и другие изменения. 
     
    Что касается репетиторов, то обращаться к ним или нет - исключительно ваше решение. До введения ЕГЭ практика дополнительных занятий для поступающих в вузы также существовала. И многие родители были недовольны тем, что без них невозможно поступить, поскольку вступительный экзамен требовал знаний, существенно выходящих за рамки школьной программы. В каждом вузе были свои требования и формат экзамена. Здесь и возникала коррупция. Одной из задач внедрения ЕГЭ как раз было устранение этих барьеров, и в значительной мере эта задача была решена. 
     
    ЕГЭ дал возможность ребятам из регионов поступать в те вузы, в которые раньше поступить было практически невозможно. В начале эксперимента по введению единого экзамена его содержание действительно выходило за рамки программы, но сейчас эта проблема практически решена. Сейчас ликвидация дополнительного натаскивания во внеурочное время - один из приоритетов Минобрнауки. Совместными усилиями, я уверена, мы эту работу доведем до конца.
     
    А вашим девочкам я желаю дальнейших успехов вне зависимости от того, в каком вузе или колледже они будут учиться.
  • 15.
    Добрый день! С удивлением и радостью обнаружила в статье, что на августовском всероссийском педсовете наконец-то подняли вопрос о судьбе педвузов. Их на всю страну!!! осталось только 25!!!! Конечно, не все жители стремятся стать педагогами, но число школ растет, а число педвузов - сокращается, как-то нелогично! Это еще значит, что если ты решил стать учителем, то еще надо поискать, где учиться, и скорее всего – не в твоем городе, потому что только в крупных они есть… Что будет с ними? И с нами? Кто ждет достойную смену.
    // Маргарита Васькова

    Повышая престиж учителя, мы уже пришли к необходимости качественной подготовки будущих учителей. Это хорошая тенденция.

    Нам необходимо сберечь преемственность в российском педагогическом образовании, использовать опыт предыдущих поколений и стимулировать появление новых Макаренко и Ушинских. 

  • 16.
    Оказывается, есть какие-то профстандарты для учителей! А как они выглядят? Где их можно посмотреть? И все ли их учитывают? Спасибо!  
    // Татьяна Меркулова, Назарово
    Профстандарты уже существуют во многих отраслях, и педагогика не стала исключением.
     
    Они описывают необходимую квалификацию и особенные требования к работникам. С первого июля 2016 года соблюдать профстандарты нужно будет практически всем. Работодатели в своих решениях обязаны ими руководствоваться. С полным реестром профстандартом можно ознакомиться на сайте министерства труда и соцзащиты.
     
    Сейчас разработаны профстандарты «Педагог», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО». Профстандарты определяют требования к образованию, опыту работы, необходимые компетентности, описывают трудовые функции и особые условия допуска к работе. 
     
    Несмотря на то, что профстандарт педагога был принят в 2013 году, его введение пока отложено. На экспериментальных площадках в разных школах и вузах проходит его апробация. Вузы готовят новые программы обучения, школы - внутреннюю систему работы с учителями. Отдельный вопрос - как должна быть устроена система оценки педагогов под новый стандарт, поскольку даже его разработчики отмечают, что новые требования  достаточно прогрессивны.
  • 17.
    Пожалуйста, не вводите лимит на часы! Я хочу работать и зарабатывать как можно больше, пока есть силы, здоровье и позволяет семейное положение! Иначе потом - декретный отпуск и конец планам по жилью! Или чем-то придется жертвовать и откладывать!
    // Малыхина

    К лимиту на рабочие часы нужно подходить объективно. С одной стороны, нельзя ограничивать учителя в желании работать. С другой стороны, есть пределы физических возможностей человека, после которых снижается качество преподавания.

    Каким бы ни было желание максимально зарабатывать, нужно соблюдать нормы соотношения рабочего времени и времени отдыха. В России есть случаи, когда учитель имеет нагрузку 63 часа в неделю…

    Моя позиция - та самая средняя зарплата по экономике должна выплачиваться за ставку педагогической нагрузки, а не добираться всеми мыслимыми формами занятости. Чтобы не возникало ситуации, когда "на одну ставку есть нечего, а на две - некогда". Ведь наша профессия требует возможности восстановления душевных и эмоциональных сил, поскольку от состояния и настроения учителя зависит состояние и настроение детей. Должно оставаться время на спорт, хобби, на свою семью. При принятии решений по системе заработной платы мы, безусловно, прислушаемся в первую очередь к профессионалам. 

  • 18.
    У меня практичное и простое решение по поддержке дополнительного образования: на официальном уровне закрепить, что, например, госвузы должны учитывать его при приеме абитуриента как дополнительные баллы, как льготы, тогда все будут заинтересованы их получить и будут платить за допобучение и оно будет развиваться! А тех, кто показывает лучшие результаты - освободить от оплаты, но льготы при поступлении оставить. Вот и все! Не нужно будет государственных денег дополнительно, и справедливость и доступность образования будет!
    // Буклин, Ростов
    Спасибо за интересное предложение! 
     
    Уже сейчас участие в творческих олимпиадах и конкурсах дает преференции при поступлении. Например, ребята, всерьез занимающиеся инженерным творчеством, авиамоделизмом могут, участвуя в соревнованиях, проводимых вузами, заработать дополнительные баллы, учитывающиеся при поступлении.
     
    Если говорить о вопросе шире, то в целом система дополнительного образования должна быть серьезно усовершенствована. В наше время человек меняет профессию 3-4 раза в течение жизни, а будет, как считают ученые, менять 6-8 раз. Это значит, что уже в юном возрасте нужна широта кругозора, заделы ключевых навыков. И получить все это можно путем дополнительного образования. Поэтому нам жизненно необходимо развивать эту сферу образовательной деятельности. 
     
    Моя позиция - получение дополнительного образования должно стать государственной гарантией. Президент России поставил задачу сделать так, чтобы в течении ближайших четырех лет как минимум трое из четырех детей в возрасте от 5 до 18 лет кроме школы или детсада посещали бы кружки, секции, занятия во дворцах творчества, музыкальных и спортивных школах. Для того чтобы достичь этих показателей нужно принять ряд действенных мер. В частности, есть предложение о переходе системы финансирования сферы допобразования на персонифицированную модель. В соответствии с новой моделью каждый родитель получит специальный сертификат, который он будет иметь право использовать в качестве оплаты в той или иной организации дополнительного образования. А кружок или секция по поступившим к ним сертификатам будет получать соответствующее финансирование. Такая система позволит существенно усовершенствовать систему дополнительного образования. Будут появляться действительно востребованные качественные секции и курсы, за существование которых родители будут «голосовать» новым сертификатом.
  • 19.
    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, возможна ли какая-то дополнительная подготовка для сельских учителей? Я поясню: очень хочу переехать жить за город, но когда я пришла в ближайшую к дому, который мне понравился, школу, то была в шоке! Не столько от здания школы, в этих небольших домиках с пятью человеками в классе есть своя прелесть и даже почти индивидуальный подход. Но вот ребенка к таким, извините, классным дамам я не решилась отдать. Они ведь не только по-своему понимают задачи педагогики, но и еще наложат своеобразный отпечаток на ребенка в возрасте, когда у него закладываются впечатления на всю оставшуюся жизнь! И возможно ли дистанционное домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по желанию? Тогда бы это решило вопрос для всей нашей семьи!
     
    // Тамара Михайлина, Москва
    Возможность дистанционного обучения и сдачи экзаменов экстерном существует.
     
    Сегодня все чаще люди покидают города из-за детей, в первую очередь по медицинским показаниям. Через какое-то время многие отмечают, что на периферии, в сельской местности ребенок крепнет не только физически, но и духовно. И во многом - это заслуга сельских учителей.
     
    Безусловно, окончательное решение об образовании для вашего ребенка остается за вами. Вы можете дополнить образование в школе семейным обучением и дистанционными курсами, обучающими фильмами, летними обучающими программами.
     
    Что касается повышения квалификации учителей, эта задача постоянно находится в центре внимания. Президентом поручено создать Национальную систему учительского роста.
  • 20.
    А у меня такое предложение: пусть директора питаются в школьной столовой! Чтобы не только меню и накладные подписывал, но и пробовал, что из этого получается! 
    // Денис Кругин

    Внесение изменение в систему обеспечения учеников питанием обсуждается.

    Еще весной этого года я выступила с инициативой по изменению процедуры тендеров среди компаний-поставщиков питания в школы. Основным критерием должно быть качество, а не цена. Необходимо внести в процедуру проведения тендеров такие условия по качеству, которые невозможно будет обойти. Не должно быть в детском питании ни ГМО, ни пальмового масла.

    Будем добиваться решения этой проблемы. Контроль за питанием должен быть реальным, а не на бумаге. Лучше всего, когда его осуществляет и директор школы, и родители.

  • 21.
    Выполняется ли предложение президента о профподготовке с самого детства?
    // Светлана Шитова, Семенов

    Важно правильно понимать значение слова «профподготовка». Готовить ребенка в детском саду к освоению конкретной профессии неправильно. Мы уже сейчас 3-4 раза меняем профессию в течение жизни. В будущем будем менять еще чаще.

    Я считаю, правильно говорить об ориентации ребенка в мире профессий. Ребенок должен пробовать разные сферы, примерять их на себя в игре, посещать экскурсии на предприятия, смотреть обучающие фильмы, общаться с профессионалами.

    Сейчас появляются города профессий, различные формы партнерства школ и предприятий. Отдельные фрагменты профессиональной деятельности переносятся в образовательные организации - киностудии, радиостанции, проектные бюро, биржи. Развивается движение Junior Skills, которое позволяет ребятам попробовать современные рабочие профессии, начиная с десятилетнего возраста. И эти инициативы нужно поддерживать и развивать, поскольку помощь ребенку в осознанном выборе жизненного пути - наша общая задача.

  • 22.
    Здравствуйте, уважаемая Любовь Николаевна! У меня вопрос по бюджетным местам в вузе. Может, этот вопрос и не к Вам, но раз Вы бываете на таких высоких мероприятиях, может, подскажете? Бюджетные места не будут сокращаться - это хорошо, но как узнать, где сколько бюджетных мест есть и какой на них будет проходной балл, какой конкурс, чтобы выбрать специальность мальчику, 13 лет, чтобы не ездить по всем вузам. Заранее спасибо!
    // Полина Николаевна, Уфа
    Информация по бюджетным местам в вузах абсолютно прозрачна. Она публикуется на официальных сайтах высших учебных заведений. Если такую информацию вы там найти не можете, можно позвонить в приемную комиссию, где вам обязаны сообщить все данные на этот счет. 
     
    Какой будет проходной балл и конкурс, это определяется в каждом вузе каждый год и зависит от количества желающих и результатов ЕГЭ. За несколько лет до поступления вашего ребенка, к сожалению, такие данные получить нельзя.
     
    При выборе специальности ориентируйтесь в первую очередь на интересы и сильные стороны своего ребенка. Обсудите с ребенком, какие предметы ему нравятся, в какой деятельности он себя видит. Почитайте отзывы о вузах, о специальностях. Посмотрите, какие специальности наиболее востребованы. В некоторых сферах очень ценится наличие среднего профессионального образования. За время обучения в школе и процедуры поступления, и интересы ребенка могут серьезно поменяться. В любом случае мальчик должен чувствовать Вашу любовь и поддержку вне зависимости от того, поступит ли он в престижный вуз.

     

  • 23.
    Здравствуйте! Услышал про предложение вернуть медицинские кабинеты в школы и сразу вспомнил, как мне однажды там практически спасли жизнь, остановив кровотечение от выбитого на перемене зуба, а потом испортили другие зубы лечением страшной бормашиной! Поэтому у меня смешанные чувства по поводу этого предложения! Конечно, хорошо, что будет первая медицинская помощь, но только не надо заменять этими кабинетами высокопрофессиональную помощь! Или надо как-то найти средства, чтобы оборудовать их современной техникой и инструментами! Найдутся ли на это деньги у государства? Не переложат ли это на плечи родителей? Спонсоров ведь в школу не затащишь! 
    // Алексей
    Речь идет о возвращении на полный школьный рабочий день медиков в школу. Это нужно именно для того, чтобы было кому оказать срочную помощь в случае травмы, анафилактического шока, ожога, отравления и т.д. Иногда требуется померить давление или температуру, чтобы поставить необходимый диагноз для возможного освобождения ребенка от уроков. Но, конечно же, медик в медицинском кабинете не заменит ни хирурга, ни дантиста. Сейчас же сложилась тревожная ситуация - врач приходит в школу по расписанию, так как он прикреплен к нескольким учебным заведениям, и в случае ЧП прийти на помощь ребенку некому. Есть случаи, когда детей отправляли домой пешком с переломами, отравлениями, сотрясениями мозга… Именно для оказания первой помощи присутствие в школе медика необходимо в первую очередь.
     
    Что касается платности образования, президент уже заявил, что этого происходить не должно. Безусловно, это нужно делать без привлечения денег родителей.
  • 24.
    Добрый день! Что решили с бесплатными пришкольными лагерями? Будут ли они каждый год и везде ли? И еще - будет ли развитие этой вашей идеи, например, дополнительные занятия, подготовка к новому учебному году, помощь отстающим по предметам, профориентирование, например?
    // Наталья Лачугина
    «Московская смена» оказалась очень популярной. Всего в рамках программы с июня по август этого года работало 136 лагерей на базе столичных школ. В них отдохнуло более 50 тысяч ребят. Основной лозунг «Московских смен» - «Активный развивающий отдых под руководством опытных педагогов». Для творчески одаренных детей были занятия по подготовке к участию в олимпиадах по физике, химии, русскому языку. А для детей, испытывающих трудности с усвоением материала, - возможность позаниматься и улучшить знания.
     
    Мы очень настаивали, чтобы в летних лагерях занимались не в формате классно-урочной системы. Лето все же пора отдыха, и не хотелось превращать «Московскую смену» в продолжение учебного процесса. Тем не менее, ребята была предоставлена возможность получить новые знания и навыки. В результате появились разные интересные и увлекательные занятия, КВН, мастер-классы, квесты по Москве с изучением истории города, его географии. Мы разработали специальные сертификаты, которыми смогут пользоваться ребята. Сертификат называется «Культурный абонемент». Благодаря ему дети могут посещать "Мосфильм", Останкинскую башню, океанариум, «Кидзанию», "Панда-парк", «Музеон», Дарвинский музей и другие интересные места. 
     
    Недавно у нас было совещание по результатам проекта «Московская смена», он всеми признан удачным, в будущем году такой тип детского летнего отдыха будет вновь организован.

     

  • 25.
    Скажите, пожалуйста, что же будет с малокомплектными сельскими школами? Раньше их закрывали и сливали, оптимизировали, в общем, а теперь будут заново открывать? Или останется, как сейчас, только больше сокращать не будут?
      // Теряево
    Все дети должны иметь одинаковый доступ к образованию. Закрывать школы недопустимо.
     
    Конечно, если подходить с бухгалтерской точки зрения, то содержать школу, где на тридцать учеников пятнадцать учителей - накладно.
     
    Однако особая атмосфера, отношения, складывающиеся в сельских школах, просто незаменимы. Нужно обязательно изыскать резервы для сохранения малокомплектных школ. На эту задачу нельзя смотреть только через призму финансов. Сохранение таких школ - это поддержка села. Закрытие школы в деревне очень быстро приводит к тому, что умирает и сама деревня, а этого допустить нельзя.
     
    Президент уже обратил внимание на то, что нельзя ничего бездумно сокращать, и инфраструктуру села нужно сохранять, даже если кому-то она кажется избыточной.
     
  • 26.
    Сейчас многие согласились, что школа должна растить патриотов - это и по-человечески понятно, и логично: государство тебя учит, ты должен ему быть благодарен. Но вот у всех разные подходы к этому. От церковно-духовного до военизированного подхода. Как лучше и правильно, на ваш опытный педагогический взгляд?
    // Надточий, Тверь
    Одна из главных задач воспитания - это формирование российской гражданской идентичности. В это понятие входит уважение к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, знакомство с культурным наследием наследия народов России, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
     
    Образование в России светское. Безусловно, должны учитываться мнение и желание родителей: кто-то считает, что любовь к Родине лучше всего привьют отцы-командиры наряду с ответственностью и дисциплинированностью. Кто-то хочет, чтобы ребенку преподавали основы традиционных религий. И такие возможности есть, но индивидуально и по желанию. 
     
    В целом же ключевые ценности формируются в той общности, в которой ребенок взрослеет. И основные школьные традиции, если они реально ребенком прожиты, оставляют глубокий след в его душе. Это могут быть походы, археологические экспедиции, коллективные проекты, работа с ветеранами - общее дело, в котором принципы и модели поведения передаются от старших к младшим, где есть место взаимовыручке, помощи, наставничеству. Школа как общность должна оставлять у ребенка ощущение, что он всегда сможет найти себе место, что он нужен. И с этим чувством он уже будет искать свое место в будущем своей страны. 
     
    В формировании патриотизма огромное значение имеет преподавание истории. Важно, чтобы дети знали историю своей Родины, подвиги наших героев. На объединяющих чертах нашего многонационального народа нужно делать акценты. В любом предмете, будь то физика, математика или химия, можно найти массу примеров бесценного вклада русских ученых в развитие науки и техники. Через такие примеры прививается осознание приобщенности к великому государству, к великому народу, гордость за то, что ты живешь в России.
     
    Достижения ученых у нас общие для всех, какой бы религии или национальности ни был ребенок. Это как в песне: «С чего начинается Родина?  С картинки в твоем букваре…». Очень многое зависит от того, какую картинку мы нарисуем. К примеру, на букву «К» можно нарисовать «Кока-колу» или австралийского мишку коалу, а можно Кремль или космический Корабль, разработанный великим Королевым. В этом разница.
  • 27.
    Когда закончится чехарда с программами и учебниками?!!! Когда будет уже понятно, что положено на год? Будет ли какой-то официально утвержденный, единый для всех список пособий?
     
    // Семья Никитиных
    Сегодня школы обладают рядом полномочий по организации учебного процесса. Школы разные - и по направленности образования, и по региональным, национальным особенностям, и по контингенту обучающихся. Поэтому они самостоятельно решают, какими учебными пособиями пользоваться, исходя из федерального перечня учебников, утвержденного Минобрнауки.
     
    В рамках одного предмета может использоваться несколько учебников - один основной, другие дополнительные. Делается это для того, чтобы дать учителю возможность составить наиболее подходящую программу для каждого класса. Каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу на основе стандарта и примерных программ. Сейчас федеральный перечень учебников будет утверждаться на пять лет, соответственно, учебники будут меняться реже. При этом все, что обязательно требуется ребенку для занятий, школа должна предоставить сама. По официальной позиции Минобрнауки, это касается и рабочих тетрадей. 
     
    Федеральным законом об образовании предусмотрено, что по ключевым вопросам должно учитываться мнение родителей и самих школьников. В этих целях создаются советы обучающихся, советы родителей. Через эти механизмы Вы можете участвовать в обсуждении программ и учебников, если сочтете необходимым.
  • 28.
    Не нашли сыну бесплатного техникума!  Конечно, он у нас не семи пядей во лбу, из простой семьи, но не двоешник, сказали, таких много, а мест мало, только на платное, а иначе - армия, платим!
    // Гришина, Ярославская область

    Колледжи и техникумы предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе, поскольку количество желающих получить образование именно в этом учреждении порой в разы превышает количество бюджетных мест. Скорее всего, вы выбрали очень популярный техникум с высоким конкурсом. На некоторые специальности СПО поступают только отличники, настолько вырос престиж этого уровня образования за последние годы. Это означает, что ваш сын получит востребованную специальность и гарантированно найдет себе работу.

  • 29.
    Добрый день! Как будет развиваться образование для детей мигрантов? Сейчас это проблема не только для Москвы и Санкт-Петербурга!
    // Гость
    Дети мигрантов получают в нашей стране образование наравне со всеми - разумеется, при соблюдении всех предусмотренных законом правил для приема в образовательную организацию. Ряд проблем сохраняется. Это трудности социокультурной адаптации, в том числе связанные с недостатком специальных методик, средств обучения, специализированной подготовки педагогов. Это языковая проблема - обучение по всем предметам ведется на русском, а на некоторых территориях уже есть классы, почти полностью состоящие из иностранцев, которые русский язык знают плохо. 
     
    В педагогическом сообществе обсуждаются предложения создания для детей мигрантов специализированных адаптационных, языковых центров, в которых они проходили бы предшкольную подготовку. Для взрослых уже предусмотрен обязательный экзамен по русскому языку - если родители будут знать язык, вероятность успешного освоения языка ребенком возрастет. Это серьезные вопросы, требующие дальнейшей тщательной проработки.
  • 30.
    Скажите, пожалуйста, есть ли какая-то возможность оборудовать классы не за счет родителей? Я не против современных гаджетов, но у меня нет свободных средств.
    // Усова

    Как известно, школа не имеет права собирать с родителей учеников деньги, если на то нет их добровольного согласия. Если родители сочли возможным внести свой вклад в покупку учебного инвентаря, учебников, обустройство классов, это должно быть оформлено соответствующим решением родительского совета.

    Любой другой сбор денег можно опротестовать - в органе образования, Рособрнадзора или в суде. Родители в таких случаях чаще всего стараются не выносить сор из избы, опасаясь, что это негативно скажется на их ребенке. Их опасения можно понять, но и мириться с нарушениями не следует. Проблема решается, в том числе, с помощью «горячей линии» регионального органа образования или Минобрнауки.

  • 31.
    Вы говорили, что наша система образования - одна из лучших в мире. А какую вы считаете самой лучшей и почему? И что у нас не так? И как вы относитесь к публикуемым международным рейтингам? Кому из них вы верите?
    // Carera1987@
    Нашу российскую систему образования я считаю лучшей, поскольку именно здесь я получала образование, здесь учились мои дети и учатся внуки.
     
    Многонациональный народ нашей страны всегда был самым образованным, самым читающим, самым эрудированным. Это обеспечивалось заботой государства о равной доступности образования для всех членов общества. 
     
    Четверть века отечественная система образования переживала перманентное реформирование, и не всегда смысл происходящих изменений и контрольные рубежи были понятны обществу.
     
    В последнее время ясности в этих вопросах становится больше. Мы начинаем возвращать то, что незаслуженно забыли - сочинение, трудовое воспитание, говорим о возврате доверия школе в части оценивания результатов выпускников. Система образования России должна работать на будущее России, позволять государству развиваться, создавать новые технологии, обеспечивать безопасность граждан. Если мы внимательно посмотрим на многие зарубежные технологии, которые предлагают нам как инновационные, мы увидим в них хорошо технологизированные идеи наших российских и еще советских разработчиков и ученых. На Западе лучшее образование частное, и там упаковка наших разработок в готовые конкретные решения - это хороший бизнес. Американские модели, финская модель, сингапурская модель - у них у всех есть российские корни. Нам важно развивать свою линию разработок, при этом обращая внимание на международный опыт. 
     
    Что касается рейтингов в образовании, то сегодня наши вузы соревнуются за право числиться в первой сотне лучших мировых образовательных центров, есть программа их поддержки в этом направлении. Но здесь мы вынуждены играть не по своим правилам, потому что рейтинги эти международные. Любой рейтинг - это всегда инструмент влияния. Попадание в них не должно становиться самоцелью. Мы не должны становиться их заложниками и оценивать качество работы учебных заведений исключительно на основании критериев, изобретенных далеко за пределами нашей страны. 
     
    Напомню также слова нашего президента о том, что пока у нас не будет своего критерия, мы вынуждены будем руководствоваться тем, что нам предлагают, и будем жаловаться на то, что это нам не подходит. Владимир Путин предложил сформировать наш национальный рейтинг. Это многое расставило бы по своим местам. Наша система образования должна работать в интересах нашего народа, а не быть поставщиком кадров для стран-конкурентов и способствовать «утечке мозгов» за рубеж. Для этого необходимо создавать и условия работы для молодых талантливых специалистов у себя дома, чтобы не было смысла покидать свою Родину в поисках лучшей жизни. Это большая работа для всех нас.
     
    Уважаемые читатели ER.RU!
     
    Благодарим вас за участие в онлайн-интервью.
     
    Вопросы, не вошедшие в интервью, будут переданы для дальнейшей проработки.
Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Духанина Любовь Николаевна, директор общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «Наследник», заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования МИФИ
Совершенствование системы школьного образования
Родилась 05.10.1958 в городе Чаплыгин Липецкой области.
 
Высшее образование: 1975-1981 - Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физический институт, Прикладная математика; 1993-1995 - Всероссийская академия внешней торговли, Международные экономические отношения (мировая экономика). 
 
Председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Общероссийского народного фронта.
 
Лауреат премии правительства РФ, Почетный работник общего образования России.
 
Доктор педагогических наук, кандидат исторических наук.
 
Беспартийная.
другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости