Карта сайта
20 января 2016, 12:00

Строительство и реконструкция школ

Какие направления реализации новой программы строительства и реконструкции школ «Единая Россия» берет под особый контроль? Как повлияет ее реализация на проблему вторых и третьих смен в школах и кадровую политику? На эти и другие вопросы в среду, 20 января, ответил координатор проекта «Модернизация образования», член Высшего совета Партии, член Совета Федерации Николай Булаев.

  • 1.
    Вы уже говорили, что «Единая Россия» будет контролировать процесс строительства новых школ в субъектах Российской Федерации. Как это будет реализовано на практике? Какие направления при реализации программы, на ваш взгляд, потребуют особого контроля? Партия планирует вести эту работу в рамках партпроекта «Модернизация образования» или можно ждать учреждения нового партийного проекта по аналогии с проектом «Детские сады – детям»? // сергей

    Возможность для контроля строительства и реконструкции новых школ у Партии достаточно много. Это и трехсторонняя комиссия (правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания и Госдума), которая определяет порядок и методику распределения выделенных денег. Это фракция «Единая Россия» в Государственной Думе, которая в рамках правительственных часов может пригласить вице-премьеров, министров Российской Федерации, отвечающих за реализацию данных мероприятий. Это и депутаты фракций «Единая Россия» законодательных собраний регионов и в целом региональное отделение партии и многое другое. 

    Естественно, что в первую очередь будут контролироваться вопросы, связанные с объективностью распределения средств между регионами: качество и стоимость строящихся объектов, сроки их ввода. Что касается партийного проекта, то в ближайшее время планируется обсудить на заседании Президиума Генерального совета Партии формат его реализации в дальнейшем.

  • 2.
    Еще до нового года фракция партии сообщила, что в бюджете за счет оптимизации удалось изыскать дополнительно порядка 300 млрд рублей. В том числе часть этих денег, как сказали депутаты, пойдут на программу создания новых современных рабочих мест в школах и ликвидации третьей смены. Программа строительства и реконструкции школ пересекается каким-то образом с этими направлениями? Можно ли надеяться, что их реализация будет комплексной, на основе одной стратегии? // Ольга

    В бюджет 2016 года по инициативе фракции «Единая Россия» предусмотрено выделение 50 млрд. рублей на строительство и модернизацию школ в рамках реализации данной задачи и строительство новых, и реконструкция изношенных, и ликвидация второй и третьей смены школы.

  • 3.
    Многие проекты сейчас контролируются он-лайн – устанавливаются видеокамеры, делается прямая трансляция в интернете. К примеру, такая опция есть у партпроекта «500 бассейнов». Будет ли что-то подобное с этой программой? // таня

    В ближайшие годы только из Федерального бюджета предусматривается более 2 трлн. рублей. Это значит, что будет построено и модернизировано сотни, тысячи школ. Думаю, что технически и финансово достаточно сложно установить видеокамеры на всех объектах.

  • 4.
    Глава правительства говорил в 2015 году, что сегодня каждая четвертая школа в РФ работает в две или три смены, некоторые здания физически и морально устарели. У нас такая же ситуация в Новосибирске. Начальные классы занимаются там, где раньше был актовый зал – разгородили помещение, вот и новые классы. Дышать тяжело, детям размяться негде…  Хочется, чтобы быстрее появилась новая школа. Как вы думаете, когда стоит ждать открытия новых школ по этой программе? Как узнать, сколько школ будет построено в конкретном городе? Как узнать, появится ли школа в конкретном районе города? Можно ли каким-то образом донести до региональных властей нашу нужду в новой школе? Будет ли у программы какой-то информационный портал? // Наталья Васильевна

    Что касается третьей смены, то она есть только в трех регионах. Второй смены нет только в одном регионе. На мой взгляд, право определять, что делать в первую очередь должно быть у региональной власти. В настоящее время во всех регионах разрабатываются программы строительства и модернизации школ на ближайшие годы. Было бы правильно, что бы эти программы прошли обсуждение в региональных отделениях партии, не являлись секретом для любого желающего. Мы планируем в рамках проекта "Модернизация образования" дать возможность ознакомиться с федеральной и региональными программами на сайте нашего проекта.

  • 5.
    Дефицит педагогических кадров в стране может стать препятствием при комплектации педсоставов новых школ? Возможно, стоит заранее, при согласовании проектов строительства, предусмотреть моменты целевого набора в вузы с расчетом, что когда появятся новые школы, потребуются и новые кадры? // Сергей Валентинович Сухов

    Пока серьезного дефицита педагогических кадров в стране нет, но Вы правильно ставите вопрос о заблаговременном прогнозировании развития ситуации и принятии правильных решений. И здесь главная роль принадлежит региональным и муниципальным образованиям, образовательным организациям, Министерству образования и науки Российской Федерации.

  • 6.
    Одним из эффектов после реализации программы должна стать ликвидация второй смены в школе. А можно ли, например, заранее предусмотреть в проектах строительства помещения для продленок, кружков, городских лагерей в каникулы? Это же тоже важно. Исходя из вашего опыта, такие вещи вообще обсуждаются при создании проектов? // Наталья

    Все новые проекты школ, которые будут использоваться в ходе реализации, проходят регистрацию в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При Министерстве образования и науки Российской Федерации предполагается создание экспертного совета, который будет согласовывать использование проектов строительства школ.

  • 7.
    Сейчас ко многим новостройкам стараются строить сразу дороги, будет ли это как-то учтено при строительстве новых школ? И еще – многие сельские и пригородные школы у крупных городов очень нуждаются в школьных автобусах. Дети были бы в безопасности. И учителям было бы проще добираться. Хотела спросить – может ли эта программа как-то повлиять на решение транспортной доступности школ? // Житель Татарстана

    Строить школу в том месте, где нет дорог, естественно, неправильно, да и таких случаев я  в своей жизни не видел. Что касается проблемы ремонта существующих дорог, мне кажется, Вы говорите именно об этом, то она решается, может быть, не так быстро как хотелось бы.

  • 8.
    Ожидается, что число первоклассников через 10 лет вырастет на 3,5 млн, поэтому 6,5 млн новых мест будут как раз кстати. Но за последние 35 лет, по данным СМИ, количество школ в России уменьшилось вдвое. Чиновники сначала объясняли эту тенденцию плохой демографией, но сейчас, когда страна начала выбираться из демографической ямы, этот процесс не остановился, Минобр по-прежнему продолжает закрывать малокомплектные сельские школы, а порой и сливает друг с другом городские общеобразовательные заведения.  Остановится ли укрупнение школ? Что будет с новыми школами – их заново разделят? Что будет с закрытыми школами – их восстановят? Садики ведь, например, восстанавливают. // Москвич

    Число школ действительно уменьшилось, но происходило это в первую очередь из-за того что в школах резко уменьшалось количество учеников, а организовать нормальный учебный процесс в школе численностью 10-15 человек дело нереальное. Не защищаю Министерство образования и науки Российской Федерации по закрытию малокомплектных школ, но оно практически не имеет к этому процессу никакого отношения. Это в первую очередь решение муниципальных и региональных властей. А в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" оно не может быть принято без участия жителей, дети которых учатся в этих школах. И еще одно обстоятельство, о котором хотелось бы сказать: в сельских населённых пунктах, где школы закрыты, уже вряд ли появится такое количество детей, что школу нужно открывать заново.  Поэтому школы будут строиться там, где детей больше, чем мест в школах и где есть дети и нет нормальных школ.

    Объединение школ должно происходить ради одного: улучшить возможности для получения более качественного образования.

  • 9.
    Ваши коллеги говорили, что программа по строительству новых школ - это продолжение партпроекта «Детские сады - детям». Как они связаны? Какой опыт работы с садиками будет применен в строительстве школ? // Семен Семеныч

    Действительно, программа строительства школ в определенной степени это продолжение проекта "Детские сады – детям". Некоторые школьные проекты, которые будут реализованы в новой программе, предусматривают создание условий и для дошкольников.

  • 10.
    12 января этого года министр образования Ливанов сказал, что при готовом проекте образцовые школы реально построить за год. Кто-то будет контролировать сроки строительства? Как при этом избежать однотипности и учесть потребности местных жителей?  // Гость

    Что касается сроков строительства школ, то есть несколько определяющих фактов: дееспособность подрядчика, объем строительства, своевременность финансирования, заинтересованность заказчика. Иметь все это в одном месте и "нужного качества" задача непростая.

  • 11.
    В связи с последними событиями в экономике, хочу попробовать переехать в другой регион, но московскую прописку терять не хочу. Смогу ли я перевести ребенка в другую школу? Как сейчас решается вопрос с записью детей в школы? // Моня

    Я не вижу проблем, связанных с переводом ребенка в другую школу, пишите, если они возникнут.

  • 12.
    Сейчас много говорят об инклюзивном обучении. Чтобы дети с ограниченными физическими возможностями могли обучаться вместе со своими сверстниками. Как в программе строительства и модернизации школ это будет учитываться? Или, например, отдельные школы для одаренных детей будут строиться? // Николай Трещёв

    Все новые проекты школ предусматривают возможность обучения в них детей с ограниченными возможностями, да и в «старых» школах в течение последних нескольких лет такие возможности активно создавались.

    Но, на мой взгляд, ослаблять внимание к специализированным школам категорически нельзя.

  • 13.
    Добрый день. Спортивное воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в РФ. Подскажите, пожалуйста, планируется ли при проектировании и строительстве новых школ и реконструкции старых вводить обязательное требование о наличии плавательного бассейна? В новых детских садах и в части государственных университетов такое требование уже учтено. Мне кажется, эту важную возрастную брешь необходимо устранить. Тем более, «Единая Россия» уже имеет подобный опыт и внушительные результаты в процессе реализации проекта «500 бассейнов». // Завгородний Михаил, участник проекта "Мы Вместе", Ростовская область

    Многие проекты строительства школ включают в себя и наличие бассейнов. Вместе с тем, надо понимать, что бассейн в детском садике и в школе это разные спортивные  сооружения. Их стоимость отличается в несколько десятков раз. И строительство бассейнов в каждой школе желательное, но не каждый регион может себе это позволить. В настоящее время обсуждается отдельная программа строительства межшкольных бассейнов и это дело экономически более выгодное.

  • 14.
    Сейчас очень много говорят о повсеместном введении инклюзивного образования, однако оно подразумевает под собой не только решение проблемы учеников с особыми образовательными и иными потребностями, что конечно необходимо в первую очередь, но и создание особых ученических классов для всех детей. Эти классы необходимы для проведения занятий по специализациям, которые определяются потребностями и предрасположенностями всех учеников, например, дополнительные классы рисования, психологии, химии, физики, информатики или танцев… Теперь непосредственно два взаимосвязанных вопроса: 1.Что кроме создания комфортной среды в школах для детей-инвалидов планируется развивать в рамках инклюзивного образования в России? 2.Какие технические решения и нормы, связанные с инклюзивным образованием, приняты для применения в новых и реконструируемых школах? Что, по Вашему мнению, изменится в будущем? // Павел Бондарь, "Мы Вместе", Москва

    Я уже говорил чуть выше, что все проекты строительства школ проходят экспертизу на возможность организации инклюзивного образования и создания необходимых условий для организации дополнительного образования детей.

  • 15.
    Сейчас многие не хотят учиться в колледжах, так как они не дают возможности для профессионального роста в рамках существующих предприятий – везде нужно высшее образование (даже там, где оно по документам не обязательно). Как Вы считаете, допустимо ли по некоторым специальностям засчитывать диплом колледжей как диплом бакалавра при условии прохождения дополнительного курса подготовки и наличия некоторого опыта работы по профессии, а возможно и при выполнении иных условий? // Павел Бондарь, "Мы Вместе", Москва

    Не соглашусь с утверждением, что выпускники школ не хотят учиться в колледже. Последние несколько лет прием в средние специальные учреждения растет. И здесь многое зависит от взаимодействия государства и бизнеса по созданию современных условий для получения профессий.

    Я не думаю, что есть необходимость «засчитывать диплом колледжа как диплом бакалавра». Это разного уровня учебные заведения, решающие разные задачи.

  • 16.
    Сейчас активно обсуждаются вопросы модернизации среднего профессионального образования. Большие надежды возлагаются на бизнес. На сегодняшний день, к сожалению, без поддержки государства системе СПО не справиться. Необходимо разработать «Программу развития системы СПО», где особое внимание нужно уделить подготовке кадров (преподавателей, мастеров производственного обучения) для системы, а также вопросам строительства и реконструкции давно устаревшего материального и лабораторного фонда организаций. Какое место занимает модернизация организаций СПО в новой программе? Что планируется сделать и в какие сроки? // Арефьева Оксана Васильевна, проект "Мы Вместе", Москва

    Вопросы модернизации среднего профессионального образования не только обсуждаются, но и есть определенные решения, внушающие оптимизм. Так, в марте 2015 года принято распоряжение правительства Российской Федерации № 349-р об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы, в котором обозначены конкретные целевые индикаторы и показатели. Но должен еще раз подчеркнуть, что без заинтересованного участия бизнеса в модернизации среднего профессионального образования проблемы точно не решить. Сегодня эта заинтересованность, к сожалению, невелика. В качестве положительного примера можно привести Белгородскую, Тамбовскую область, республику Татарстан.

  • 17.
    Будет ли учитываться наличие летних лагерей в школах при строительстве и реконструкции? // Андрей Богомолов, участник проекта "Мы Вместе", Самара

    Мне не очень понятно, о каких дополнительных условиях Вы ведете речь. Организация летних лагерей при школах и сегодня достаточно широко практикуется и в городских, и сельских школах: есть и столовые, и спортивные залы, и спортивные площадки.

  • 18.
    В Россию за последние годы переехало жить большое количество трудовых иммигрантов из стран СНГ и ближайшего зарубежья, большинство из них переехали семьями, где есть малолетние дети, которые зачастую не знают русского языка и не посещают дошкольное образование. Но по достижению школьного возраста идут в первый класс. И преподавателям начальных классов очень сложно работать с такими детьми, в общем классе это тормозит обучение программы всех детей, так как преподаватель вынужден тратить большое количество времени на объяснение программы таким ученикам. Такая проблема актуальна в Москве и Московской области. Возможно ли создание специальных начальных классов для таких детей со специальной программой для них? // Дмитрий Беккеров, "Мы Вместе", Московская область, г. Котельники

    Проблема, о которой Вы говорите, действительно существует. И перекладывать ее решение на плечи учителя, на мой взгляд, неправильно. В соответствии с федеральным законом "Об образовании в РФ" преподавание у нас ведется на русском языке и это подразумевает, что ученик первого класса должен знать русский язык. И решение проблемы знания русского языка учеником, поступающим в школу, еще раз подчеркну, не должны перекладываться на плечи учителя. Что касается создания специальных начальных классов со специальной программой для них, думаю, не самый эффективный способ. Возможно, более эффективным является специальная дошкольная подготовка по изучению русского языка. Я уверен, решением этой задачи должны быть озабочены в первую очередь родители.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Булаев Николай Иванович, член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Строительство и реконструкция школ

Родился 1 сентября 1949 года в с. Казачья Слобода Шацкого района Рязанской области.

Русский. Образование высшее.

В 1970 г. окончил Рязанский государственный педагогический институт по специальности учитель физики и математики.

По окончании института и службы в рядах Вооруженных Сил работал учителем, заместителем директора средней школы, заведующим отделом райисполкома.

С 1978 г. по 1990 г. - директор Спасского педагогического училища.

В 1990 г. избран заместителем председателя Рязанского облисполкома.

С 1991 г. по 1994 г. - заместитель главы Рязанской области - руководитель комплекса по социальной защите и социальным гарантиям.

С февраля 1994 г. по декабрь 1999 г. - ректор Рязанского областного института развития образования.

1999-2007 — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2003-2007 — возглавлял Комитет Государственной Думы четвертого созыва по образованию и науке.

4 октября 2007 г. назначен руководителем Федерального агентства по образованию.

C 2 апреля 2010 года - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Член фракции «Единая Россия».

Доктор педагогических наук, профессор.

Имеет государственные награды: звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» — 1989 г.; орден Почета; орден Дружбы; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; Знак «За развитие парламентаризма в России»; Почётную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Почетную грамоту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Почетную грамоту Правительства Российской Федерации; Почётную грамоту Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости