Карта сайта
14 мая 2015, 14:30

Переход школ на односменный режим работы

Минобразования подготовило дорожную карту по ликвидации второй и третьей смены в школах. Программа рассчитана на 10 лет. Как будет реализована эта программа? На что регионы могут рассчитывать в ближайшие два-три года? Как проект «Модернизация образования» поможет решить проблему? На эти и другие вопросы 14 мая ответила руководитель проекта, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.

  • 1.
    Что представляет собой программа по ликвидации обучения школьников во вторую и третью смену?        // Ирина

    В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 и пунктом 26 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. № ДМ-П13-9024 Минобрнауки России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработан проект Программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015-2025 годы» (далее – проект Программы).

    Целью Программы является создание в субъектах Российской Федерации  новых мест в общеобразовательных организациях, в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающих односменный режим обучения в 1-11 (12) классах в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации. Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для  получения качественного общего образования. Для этого должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления. 

  • 2.
    Почему нужна ликвидация второй и третьей смены? // Алексей

    Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Обучение в три смены прямо не допускается современными санитарно-эпидемиологическими требованиями. Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность школьного образования, реализацию образовательных программ второй половины дня:

    -обеспечить за 11 лет обучения школьникам до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);

    -создать условия для реализации обучения детей при сетевой форме реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций (статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

    -организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программа, включая дополнительное обучение физической  культуре и спорту.

  • 3.
    Как грамотно распределить нагрузку учебной программой на школьников? // Юрий

    Существуют рекомендации специалистов – педагогов-психологов, физиологов, медицинских работников, существуют санитарно-гигиенические нормы САНПИНОВ, где даны рекомендации оптимального распределения нагрузки для обучающихся. При этом жизнь не стоит на месте, сегодня активное использование современных электронных средств обучения, новых технологий должно сопровождаться серьезными научными исследованиями. Нередко мы руководствуемся нормами, которые были определены исследованиями тридцатилетней давности, и это плохо – без научного сопровождения  в образовании, как и в любой другой сфере,  нельзя добиться роста показателей.

  • 4.
    Почему указан срок 10 лет? // Ирина

    Вопрос  перехода школ на односменный режим работы требует, по предварительным оценкам, более 3 трлн. рублей!  Выделить такую сумму из бюджета даже в течение 3-5 лет – нереально! Проект по дошкольному образованию,  по предварительной оценке,  «стоит» около 150 млрд. рублей, на школы затраты увеличиваются в разы. Считаю, что принципиально важно не давать пустых и легкомысленных обещаний, что можно быстренько общими усилиями решить поставленную задачу. И мне понятна позиция  Минобрнауки РФ, в которой они поэтапно предлагают переход на односменный режим работы до 2025 года.

    Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

    ликвидации 2 и 3 смен обучения на уровне начальной школы  и удержания односменного режима обучения   в 1-4 классах;

    ликвидации 3 смены обучения и удержания односменного и двусменного режима обучения  в 1-11 (12) классах;

    ликвидации 2 смены обучения на уровне старшей школы и удержания односменного режима обучения  в 10-11 (12) классах;

    ликвидации 2 смены обучения на уровне основной школы и удержания односменного режима обучения в 5-9 классах;

    перевода в новые школьные здания обучающихся в зданиях с износом выше 70%;

    перевода в новые школьные здания обучающихся  в зданиях с износом 50-70%.

    Реализацию Программы предполагается осуществить в 2015 - 2025 годах в два этапа.

    На I этапе (2015 - 2020 гг.) предполагается к 2018 году ликвидировать 3-ю  смену, к  2021 году перевести  начальную школу  (1-4 классы) и 10-11(12) на обучение в одну смену и удержать существующий односменный режим обучения.

    На II этапе (2021-2025 гг.) к 2025 году планируется перевести 100 % обучающихся из зданий школ с износом 50 % и выше в новые школы и  обеспечить обучение  в одну смену обучающихся 5-9 классов, удерживая существующий односменный режим обучения.

  • 5.
    Как отразятся изменения на успеваемости школьников?  // Ирина

    Переход на обучение в первую смену без каких-либо иных изменений уже повышает успеваемость на 15-20%, если этот переход будет сопровождаться ещё и мерами, способствующими повышению качества обучения посредством применения новых технологий обучения, использования современного учебного оборудования, мы имеем все шансы сделать серьезный скачок в   повышении качества общего образования.

  • 6.
    Сколько средств потребуется для реализации программы? // Александр

    Финансовое обеспечение Программы осуществлять за счет выделения Министерству образования и науки Российской Федерации  дополнительных расходов федерального бюджета на данные цели, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства объектов инфраструктуры общего образования субъекта Российской Федерации.

    Объем финансирования Программы составит на 2015 - 2020 годы составит  3 001  917, 7  млн. рублей, в том числе:

    за счет средств федерального бюджета (субсидии)  - 2 101 342,39 млн. рублей;

    за счет консолидированных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (капитальные вложения) –  900 575,31  млн. рублей.

  • 7.
    Чем ваш партпроект может помочь в этой ситуации? // Вера

    Привлечь к его реализации не только специалистов в области строительства и системы образования, но и мобилизовать членов партии, их сторонников для качественного выполнения поставленных задач, организации жесткого контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Только оперативный контроль со стороны всех заинтересованных лиц – родителей, педагогов, общественных лидеров позволяет разумно определять последовательность действий. Это значит -  не допустить строительства школ там, где без них пока можно обойтись в ущерб микрорайонам, в которых действительно нужны новые здания. Контролировать выбор проекта – нам пока не нужны «зимние сады и роскошные теннисные корты», но в новых школах должны быть условия для занятий спортом, нормальные санитарно-гигиенические условия. Важно применить порядок использования проектов повторного применения , все, что снизит стоимость вводимого школьного места. Контроль за расходованием средств в процессе строительства и оснащения школ – это тоже наша задача.

    Партия «Единая Россия» приложит максимум усилий для проведения решений в рамках принимаемых бюджетов всех уровней для реализации данной программы, и это мы сможем сделать, учитывая возможности депутатского корпуса нашей фракции во всех органах законодательной власти – как в регионах, так и в Государственной Думе.

  • 8.
    Ликвидация второй смены будет проведена во всех школах? или это предполагается сделать для гимназий и лицеев? А в обычных школах вторая смена  останется? // Ирина

    В новом законе «Об образовании в РФ» нет деления на школы и гимназии. В первую очередь, следует рассматривать уровень сложности реализуемых программ. Для классов, где обучение ведется по программам углубленного обучения – вторая смена должна быть исключена полностью! И эта норма действует уже на протяжении десяти лет, в соответствии с утвержденными Санпинами.

    Мы должны избавиться от второй смены во всех общеобразовательных организациях – ведь везде обучение будет постепенно переведено на новые ФГОСы, и доступность качественного образования государство гарантирует обучающимся, независимо от статуса учреждения.

  • 9.
    Как реагируют родители на данную инициативу? Проводятся ли какие-то их опросы? // Татьяна

    Родители приветствуют возможность перехода на обучение в первую смену – это удобно для семьи, где родители заняты на работе, а таких сегодня –большинство. Это повышает и качество результатов обучение, т.к. в первой половине дня эффективность учебного труда гораздо выше, об этом свидетельствуют исследования специалистов.

  • 10.
    Качество образования не упадет от этого, как вы считаете? // Светлана

    Только улучшится! Я уже сказала о том, что в первой половине дня эффективность учебного труда гораздо выше, об этом свидетельствуют исследования специалистов. Помимо этого,  работа в одну смену позволяет создать максимально благоприятные условия для развития потенциальных способностей школьника, обеспечить ему занятость в спортивных секциях и творческих коллективах, позволит организовать групповую и индивидуальную работу в рамках проектной деятельности. В общем, обеспечит переход на режим работы по модели «школа полного дня». Именно такую цель ставит перед нами новый ФГОС, и повышение качества школьного образования – ключевая задача.

  • 11.
    Для каких регионов это особенно актуально? // Иван

    Это республики Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика. Но в первую очередь, особенно много таких школ в городах, где численность населения превышает 100 тысяч жителей. И это проблема всех регионов, за исключением Санкт-Петербурга.

  • 12.
    Как обеспечить постепенный переход таких школ на односменный режим? // Наталья

    В 2011 году по мере внедрения новых стандартов был запущен партийный проект «Модернизация образования», одной из задач которого в 2011-2013 году обеспечить условия перехода на новые стандарты в начальной школе. Были проведены текущие и капитальные ремонты, созданы соответствующих санитарно-гигиенические условия.  Все школы самым тщательным образом ещё раз  оценили свои ресурсы с точки зрения максимального  обеспечения  односменного режима для учеников начальных классов. Были привлечены учреждения дополнительного образования и культуры, спортивные комплексы, использован механизм сетевого взаимодействия.

    В 2014 году в регионах был проведен анализ потребности в дополнительных местах в городских и сельских школах (учитывая прирост населения, особенности миграции);  проведена «ревизия» имеющихся помещений в действующих образовательных организациях, чтобы исключить нецелевое использование учебных аудиторий. Регионам было предложено  рассмотреть возможность пристроя к зданиям школ, находящихся в условиях плотной городской застройки (где выделить земельный участок под новую школу практически невозможно); продумать строительство школ в новых районах городской застройки, где число детей в условиях многоэтажного строительства будет возрастать. Во всех регионах созданы «дорожные карты».

  • 13.
    Как скажется ликвидация второй и третьей смены в школах на загруженности педагогов, их количестве, учебных часах и так далее? // Ирина

    Число школьников постепенно растет - одновременно растет и число классов-комплектов в школах, и общее число учебных часов. Чтобы избежать увеличения нагрузки учителей, нужно уже сегодня оценивать не только рост числа школ, но и числа классов-комплектов, хотя прямой зависимости здесь нет. С учетом роста потребности в педагогических работниках следует пересмотреть цифры приема в педагогические вузы, и , начиная с текущего года, приступить к подготовке будущих учителей. Такой подход позволит избежать перегрузки учителей в будущем.

  • 14.
    В каком состоянии находятся школы, которые обучают детей в две-три смены? наверняка, они нуждаются в ремонте и расширении. Как будет решаться это проблема? // Светлана

    В  482 школах  633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4 896 школ (11 %) не имеют всех видов благоустройства, сохраняются здания школ, спроектированные и построенные  в середине прошлого века и даже существенно раньше, которые не отвечают  требованиям  качества школьных инфраструктур, критериям комфорта и безопасности. 

    Кроме того, используются 9 146 школьных зданий с уровнем износа   50-70%, 10 683  - свыше 70%. Необходим вывод  зданий общеобразовательных организаций, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод  обучающихся в новые здания. Это предусмотрено программой, срок действия которой – до 2025года.

    При реализации Программы все школьники станут обучаться  в одну смену, 100 % обучающихся перейдут  из ветхих зданий школ в новые школы. Для этого будут созданы 6610,7 тыс. мест, в том числе: 4 670  тысяч дополнительных мест в общеобразовательных организациях для обучения детей в одну смену и 1 940,7 тысяч мест для обучающихся, которые перейдут из ветхих зданий школ в новые школы.

  • 15.
    Какие критерии для регионов для попадания в программу будут использованы? // Кристина

    Критериями отбора субъектов Российской Федерации для участия в Программе являются:потребность в обеспеченности местами обучающихся в общеобразовательных организациях в первой смене, прогнозные данные по демографии.

  • 16.
    Какие условия должны выполнить регионы, чтобы получить финансовую поддержку из федерального бюджета? // Алина

    Условия отбора субъектов Российской Федерации для участия в Программе станут: письменное обязательство субъекта Российской Федерации по выполнению показателей, предусмотренных Программой, в согласованные сроки; строительство общеобразовательных организаций осуществляется с использованием типовой проектной документации из Реестра типовой проектной документации в части объектов образования, утвержденного приказом  Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; наличие земельного участка для строительства общеобразовательной организации, оформленного в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность; возможность обеспечения общеобразовательной организации инженерными коммуникациями и энергетическими ресурсами; пешеходная и транспортная доступность участка, предназначенного для строительства общеобразовательной организации; уровень обеспеченности муниципального района организациями общего образования; возможность привлечения специалистов для ведения  образовательной деятельности; подтверждение финансирования строительства из бюджета субъекта Российской Федерации; обязательство субъекта Российской Федерации использовать данный объект в качестве объекта общего образования. Обеспечение  субъектами Российской Федерации  (муниципальными образованиями регионов) соответствия строительных норм социальной инфраструктуры современным потребностям населения; наличие программы субъекта Российской Федерации, направленной на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Мануйлова Ирина Викоторовна, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию
Переход школ на односменный режим работы

Дата рождения — 26 октября 1965 года, место рождения — город Бердск Новосибирской области, место жительства — Новосибирская область, город Бердск, образование — высшее профессиональное, основное место работы или службы, занимаемая должность, род занятий до избрания в Государственную Думу — муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Лицей-интернат №7 г. Бердска», директор, депутат Совета депутатов города Бердска на непостоянной основе, член Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». 

С 21 декабря 2011 года - депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва

другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости