Карта сайта
7 октября 2015, 14:00

Проблема подготовки квалифицированных кадров для экономики России

Как организовать подготовку рабочих кадров? Как повысить эффективность подготовки инженеров для российской промышленности? На эти и другие вопросы 7 октября ответил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.

  • 1.
    Будут ли сохранены льготы для выпускников техникумов, поступающих в вузы? // Артур

    Мы на этом последовательно настаиваем. Я считаю, что эти льготы не столько являются преференциями, сколько демонстрируют внимание государства к вопросам подготовки рабочих и инженерных кадров. Вопрос очень острый, учитывая постоянные и совершенно немотивированные попытки Минобра эти льготы отнять. Тем не менее, «Единая Россия» будет и дальше добиваться их сохранения. В этом году у нас получилось их отстоять. К сожалению, такова практика взаимодействия с Министерством образования: приходится отстаивать то, что, кажется, является само собой разумеющимся.

  • 2.
    У нас нет совсем никаких шансов на восстановление системы профориентации школьников? В СССР она была мощным элементом формирования «госзаказа» на кадры. // Ирина Пантилеева

    Я бы сказал, что сейчас нет, скорее, внятной политики в этой сфере со стороны того же Минобразования. Регионы же в отсутствие стратегии, генерируемой федеральным ведомством, решают эту проблему самостоятельно, иногда довольно успешно. Могу привести пример из недавно посещенных мною регионов. Скажем, в республике Коми в нескольких вузах внедряется кластерная система, обеспечивающая связку «школа-техникум-вуз-работодатель», а в Лесном институте студент может параллельно с инженерной специальностью получить еще две рабочих. Или Челябинская область, где мы недавно с одним из предприятий Росатома открыли «атомный класс» - профильный для подготовки будущих абитуриентов этого направления и работников комбината. К сожалению, этот опыт никем в Министерстве образования не систематизируется. Сегодня в Липецке мы проводим круглый стол, посвященный вопросам подготовки кадров, и я в своем выступлении буду, в том числе, говорить об успешных примерах организации системы ранней профориентации школьников и о необходимости ее транслирования в другие регионы страны.

  • 3.
    Почему, несмотря на увеличение количества бюджетных мест, на инженерные специальности туда никто не идет, сохраняется недобор, очень низкий конкурс? // Кирилл

    Одной из причин является низкий престиж инженерного образования. Минобр тратит бюджетные деньги на создание дополнительных мест в вузах по этим специальностям, однако не делает ничего для того, чтобы поднять интерес к ним. В итоге, деньги налогоплательщиков расходуются нерационально. Вторая причина – проблемы в математическом образовании, которые за последние 3 года стали очень серьезными. Выпускники школ просто часто не могут сдать математику на достаточном уровне, не готовы к освоению основной образовательной программы инженерных вузов.

  • 4.
    Как Вы относитесь к идее Ливанова о создании «опорных» вузов путем сокращения целого ряда учебных заведений? Это ведь уничтожит многие вузы, готовившие специалистов для территорий и отраслей промышленности. // Александр

    Я отношусь к этому начинанию настороженно. Полагаю, это просто красивое название для продолжения кампании Минобра по сокращению числа вузов. При этом нет никакой линейной зависимости между размерами вуза и качеством образования в нем. К тому же, реорганизация, проводимая Минобром часто идет крайне болезненно из-за того, что ведомство не учитывает особенности той или иной территории и потребности экономики, сливает вузы разного профиля, толкает их к масштабным сокращениям преподавателей, лишает территории базы подготовки кадров и т.д. Часто реорганизационные действия министерства в отношении вузов вообще нельзя объяснить никакой логикой.

  • 5.
    Каких инженеров можно готовить, если математику в школах уже перестали преподавать толком? Венцом стало разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный. Это означает, что совсем учить не могут. // Александр

    Я считаю разделение ЕГЭ по математике ошибкой и капитуляцией министерства образования перед проблемами, стоящими в сфере математического образования. Ведомство пошло по пути наименьшего сопротивления, усугубляя эти проблемы, а не решая их. По подготовке инженерных кадров это действительно может нанести серьезный удар.

  • 6.
    Слышал, Минобр собирается после вузов в два раза сократить количество техникумов. Так ли это? // Александр

    Не могу пока прокомментировать эту информацию. Однако, ряд руководителей учреждений СПО уже обращались с подобными тревожными сигналами. Сегодня на совещании в Липецке я поставлю этот вопрос перед представителями Министерства образования. Никакие сокращения в этой сфере недопустимы. Это может создать дефицит рабочих кадров в регионах.

  • 7.
    Как Вы относитесь к институту наставничества на производствах? // Алкид

    В свое время это была эффективная система. Сейчас ее нужно возрождать.

  • 8.
    В России возможно полноценное дуальное образование как в Германии и других странах? // Колотыгина Марина Викторовна

    Полагаю, да. К этому нужно идти, последовательно приближая «знания к станкам», и «станки к знаниям». К сожалению, профильное ведомство часто увлекается реформами ради реформ, не занимаясь системными изменениями там, где это действительно нужно. В итоге, примеры дуального образования реализуют сейчас ряд крупных предприятий, вроде группы компаний ЧТПЗ, причем, довольно успешно.

  • 9.
    Как Вы относитесь к тому, чтобы учить наших инженеров за границей? // Вера

    Положительно, если они потом возвращаются работать в Россию, и если речь идет о тех областях инженерного образования, в которых мы отстали по подготовке кадров. В целом же я считаю, что инженерную школу нужно возрождать у нас в стране.

  • 10.
    Станет ли рабочий героем фильмов как раньше или мы будем видеть с экранов только бандитов? // Антон

    Не так давно я участвовал в открытии в Челябинске фестиваля игрового документального кино и интернет-проектов «Человек труда», на котором было представлено несколько сот работ. Это один из первых шагов в этом направлении. Однако для того, чтобы вернуть рабочим специальностям былой престиж сделать предстоит еще очень многое.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Бурматов Владимир Владимирович, Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию
Проблема подготовки квалифицированных кадров для экономики России

Родился 18 августа 1981 года в городе Златоусте Челябинской области.

В 2003 году с красным дипломом окончил факультет управления Челябинского государственного университета по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию.

На протяжении почти десяти лет работает в системе высшего образования, параллельно занимаясь общественной деятельностью.

С 2010 года – заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

С декабря 2011 года – первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию.

С марта 2012 года – заместитель руководителя Уральского МКС «Единой России» по идеологической работе.

С апреля 2012 года - первый заместитель руководителя Уральского МКС Партии.

В мае 2012 года вошел в состав Комиссии Президиума Генсовета Партии по работе с обращениями граждан.

26 мая 2012 года решением XIII Съезда Партии вошел в состав Генерального совета партии «Единая Россия».

 
другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости