Карта сайта
7 июня 2013, 12:00

ЕГЭ: кто виноват и что делать? Кирилл Щитов

В чем проблемы ЕГЭ? Нужно ли реформировать систему экзаменов? Когда в школах будет единая линейка учебников? На эти и другие вопросы ответил депутат, член комиссии Мосгордумы  по образованию и молодежной политики Кирилл Щитов в ходе онлайн интервью в пятницу, 7 июня, в 12.00.

  • 1.
    Проблема наверное в большей степени не совсем в ЕГЭ,а в системе.Как мы недавно узнали ответы на ЕГЭ появляются в интернете,а почты и компьютерные системы министерства образования взламываются.Не думаю,что подобное происходит в министерстве обороны иначе бы нас уже не было...Полностью поддерживаю единые учебники в школах: а вот к депутатам вопрос когда это будет?) // Боровихин Кирилл

    Здравствуйте, тезка! Я согласен с тем, что в отношении появляющихся в сети Интернет ответов на вопросы ЕГЭ требуется усиление информационной безопасности и более внимательного изучения причин, которые позволяют данным «утекать» в сеть. Что же касается единых учебников, то мне сложно сказать о точных сроках, так как подготовка единых учебников от  Московской городской Думы не зависит. Но точно знаю, что Президент России В.В.Путин дал поручение Минобрнауки и РАН до 1 ноября текущего представить предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы. Также на днях в Государственной Думе прозвучала инициатива о создании также и единого учебника по русскому языку. 

  • 2.
    Почему каждый год и каждый экзамен возникают скандалы? Система ЕГЭ нуждается в реформировании? // Арина

    Добрый день, Арина. Спасибо за вопрос. Скандалы возникают каждый год по разным причинам. Как правило,  это связано с тем, что по вине тех или иных лиц (по злому умыслу, как говорится) заранее становятся известны ответы на экзаменационные вопросы. Это не проблема ЕГЭ как такового. Это желание одних людей обогатиться за счет желания других людей достичь результата более простым путем. И здесь дело совсем не в форме итогового тестирования.

  • 3.
    Кирилл, добрый день! У меня вопрос следующего содержания: по твоему мнению является ли ЕГЭ показателем знаний выпускников? Знания можно измерить с помощью тестов? ЕГЭ- по мнению большинства моих знакомых является не нужным, я с ними полностью в этом согласен. Я сам в прошлом году сдавал 5 предметов, сдал на общий средний балл. Придя в ВУЗ замечаю, что баллы абсолютно не ответствуют действительной оценки студентов- так для чего стране такие специалисты? // Антон Никитин

    Здравствуйте, Антон. Нет, к сожалению, какой-либо универсальной системы проверки знаний. У любых форм итоговой аттестации есть как свои плюсы, так и свои минусы. Я могу назвать одно неоспоримое достоинство ЕГЭ –  это объективность оценок, которые получены в ходе его сдачи. При сдаче ЕГЭ оценку невозможно ни завысить, ни занизить результат. Исключен так называемый «человеческий фактор». Что касается вашего замечания о встречающемся несовпадении баллов и реальных знаний, я вам отвечу так: когда я учился и мы сдавали экзамены по билетам, поверьте, также далеко не у всех оценки совпадали с реальными знаниями. И в этом вопросе как раз часто играл роль «фактор учителя». Так что вопрос о том, какая из форм сдачи экзамена более объективна и позволяет достоверно установить реальные знания, очень дискуссионный.

  • 4.
    Скажите, а вообще, ЕГЭ нужен или нет? // Катерина

    В любом случае нужна единая форма итоговой аттестации. На сегодняшний день – это ЕГЭ, несколько лет назад это была другая форма. Образование – динамично развивающаяся отрасль, она идет в ногу с поколениями. Возможно, через какое-то время будет введена еще какая-либо, совершенно другая, форма итоговой проверки знаний.

  • 5.
    Моя учитель английского сказала, что школа перестала учить языку, все занимаются натаскиванием школьников на ЕГЭ. Стоило ли гробить спецшколы по языку и прочим предметам для этого единого государственного эксперимента? // Николай

    Когда я учился в школе, нас точно так же натаскивали на сдачу билетов, на решение типовых задач по алгебре и геометрии, например. Я помню, как мы зубрили вопросы и ответы на них. Натаскивание и зубрежка – это лишь короткий период для достижения результата. При этом натаскивание же не ведется на протяжении всех 11 классов, верно? Это лишь некий финальный рывок. При этом обучение – это длительный процесс, связанный не только и не столько с теми знаниями, которые вам дают во время урока, но и с процессом самоподготовки и самообразования, выполнением домашнего задания и т.д. Я бы не сгущал краски.

  • 6.
    Кирилл Владимирович, сейчас вдруг заговорили о едином учебнике по истории, русскому и прочих предметах. Скажите, а чем не подходят учебники советских времен? Хорошо, история была адаптирована под строителей коммунизма, а химия, физика, математика - они разве претерпели глубинные изменения? А учебники Розенталя по русскому языку, разве он устарел? Для чего нужны были тонны книг в прошлом, зачем было огород городить? // Светлана Игоревна

    Вот для чего нужны были тонны книг и зачем городили огород в прошлом, я точно ответить не смогу. Просто потому, что не я этот огород городил. Поэтому и причины появления тонны книг мне неизвестны. А вот ваша идея с использованием учебников советского периода – совершенно точная. Общепризнано, что советская система подготовки в школе была одна из лучших (пожалуй, самая лучшая) в мире. И этот опыт надо, безусловно, применять при подготовке единых учебников.

  • 7.
    Кирилл, добрый день. Зачем единые учебники нужны? А как же авторские методики преподавания? И вообще, может сделать многоступенчатый экзамен? ЕГЭ - усредненный показатель. Может его в 9 классе проводить? на его основе переводить в 10 класс? уже на выпуске давать писать что-то типа диплома? // Алина Турецкая

    Я не думаю, что единый учебник лишает преподавателя права в дополнение к основной единой программе давать также дополнительные знания своим ученикам уже по авторским методикам. Многоступенчатый экзамен был бы актуален, в этом я согласен. Надо продумать, как сделать так, чтобы многоступенчатый экзамен был при этом абсолютно объективен и исключал возможность искусственного занижения или завышения оценки. В этом плане ЕГЭ при имеющихся минусах обладает неоспоримым достоинством. Все-таки в 11 классе в стране должен быть единый экзамен. Если мы говорим о едином стандарте образования в стране, то должен быть и единый подход к оценке знаний и усвоенного материала.

  • 8.
    Почему на московском портале госуслуг можно записать ребенка не во все детские летние лагеря, а только в некоторые? // Михаил

    Михаил, не совсем понял Ваш вопрос. На московском портале госуслуг можно записать детей в те детские лагеря, которые проходят по программе детского летнего отдыха. Если же, например, какой-либо из лагерей не участвует в данной городской программе, то соответственно и нет возможности предоставления подобной госуслуги. Кроме того, на портале представлено 2 типа лагерей: 1) для детей от 3 до 7 лет в сопровождении законного представителя; 2) для детей из малообеспеченных семей старше 8 лет. Кроме того, если например участвующая в программе база отдыха уже заполнена и там нет больше мест, то система автоматически закрывает подачу заявок в эту базу. Если бы вы пояснили свой вопрос, я мог бы Вам ответить более предметно. Или же вы можете обратиться в управу района по месту жительства за более детальными разъяснениями.

  • 9.
    Зачем до сих пор тратятся огромные деньги на выпуск бумажных учебников, причем многие из них сомнительного качества. Допустим первоклашке бумажный букварь еще нужен, но старшеклассников уже давно пора переводить на электронные учебники, объединенные единой логикой, с перекрестными ссылками и все они должны быть доступными на одном сайте! Заказать их разработку лучшим специалистам и методистам и не распылять средства за зря. К тому же обновлять их можно хоть каждый год без больших затрат. // Артем Кузнецов

    Своевременный вопрос, Артем! Сейчас в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта проводится оснащение начальных техническим, мультимедийным, компьютерным оборудованием. Это шаг вперед с точки зрения применения технологических разработок в системе образования. Для младших классов предполагается, в том числе и замена бумажных носителей на электронные. Думаю, со временем придут к этому и все классы, включая старшие. Но техническое переоснащение всех школ на территории страны связано с бюджетными затратами. Это тоже надо учитывать. А заставить всех старшеклассников покупать электронные книги за свой счет, было бы в корне неправильно. Поэтому это вопрос времени. Уверен, к этому придем.

  • 10.
    Добрый день! Меня как выпускника в процессе подготовки к ЕГЭ разочаровал подход учителей. Знаю от репетиторов своих, друзей родителей, что когда в школах были обычные экзамены, учителя совершенно иначе подходили к процессу обучения. А сейчас все делается "на, отвали". Учителей, которым реально интересно преподавать, становится все меньше. Все сводится к тупому зазубриванию для тестирования. Не стоит ли задуматься о том, к чему в итоге приведет такая система? Чему будут учиться наши дети и внуки? // Сергей

    Я уже отвечал на схожий вопрос. Зазубривание имеет место при подготовке к любому типу экзамена: хоть в формате теста, хоть в формате вопросов по билетам. Даже если речь идет об устном, то и в этом случае зачастую зубрят. И когда я учился в школе (а ЕГЭ тогда и в помине не было), все зубрили перед экзаменами. А на следующий день после сдачи экзамена все забывали и начинали зубрить материал уже по следующему предмету. Что же касается подхода «на, отвали», то это зависит не от формы итогового контроля, а от человеческих качеств преподавателей. 

  • 11.
    Зачем укрупняют московские школы? // Валентина Петровна

    Это процесс формирования образовательных комплексов. Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование (детские сады). Естественно, что у укрупненного образовательного учреждения солидная образовательная возможность. Причем это возможности и для школьников, потому что резко расширяется спектр выбора для учащихся. Особенно при переходе в старшие классы , когда появляется профильное обучение. Во всех многокомплектных школах, естественно, многопрофильное обучение. Есть возможность выбора иногда из 12, из 15 профилей, иногда и больше. Поэтому многокомплектная, особенно старшие школы - это школы многих возможностей, это школы многопрофильные, это школа, где у ученика есть выбор. А для учителей многокомплектная школа тоже намного привлекательнее. Потому что в такой школе у любого учителя есть полноценная нагрузка и он не вынужден бегать по соседним школам, «добирать» часы. 

  • 12.
    Кирилл, добрый день. Вопрос навеян сливанием ответов в интернет. Скажите, почему изначально нельзя было учесть часовое зонирование страны и сделать различные варианты ЕГЭ для различных регионов? В этом же нет ничего сложного, достаточно посмотреть на вопросы. Это бы предотвратило то, что сейчас происходит. // Александра

    Согласен. Думаю, дополнительные меры предотвращения возможностей утечки вопросов и ответов к ЕГЭ будут предприняты, в том числе и те, о которых вы говорите. 

  • 13.
    Когда наконец-то начнется серьезная борьба с фальсификацией результатов ЕГЭ в южных республиках? В этом году опять скандал на скандале. Будут ли предприняты меры к тому выпускнику, который засветился в Интернете с признанием о том, что ЕГЭ списал? // Сергей Назаренко, Москва
    Могу ошибаться, но скандалы далеко не только в южных республиках возникали. Что же касается в целом борьбы с фальсификациями результатов, то это один из приоритетов для системы образования. Проблема возникает из года в год, но с каждым годом есть движение вперед, есть улучшение ситуации. Хотя тут дело не в ЕГЭ. Ведь списывали и при прежней системе. И вопросы-ответы к экзаменам тоже «гуляли» и можно было их приобрести. Приведу такой пример. В 9 классе мы сдавали геометрию. Причем геометрию сдавали во всех московских школах тогда. И что вы думаете: за несколько дней сделанные «кустарным» способом брошюры с экзаменационными вопросами и ответами можно было приобрести с рук около Педкниги. Будут ли предприняты меры к засветившемуся в Интернете выпускнику, мне неизвестно, так как я не уполномочен эти меры применять. Но я думаю, что с рук это так просто не сойдет.
     
  • 14.
    Добрый день, я тоже про ЕГЭ. Как планируется бороться с тем, что дети стараются сдавать экзамен там, где легче списать? Ладно, если просто списать, - ведь едут подальше, чтобы заплатить меньше, потому что в центральных районах цены бьют по карману. Все уже забыли про знания в погоне за заветными баллами для поступления. Кому лучше-то сделали? // Владимир Куликов

    Здравствуйте, Владимир. Я уже отвечал на похожие вопросы. Списывали всегда, во все времена и всегда пытаться списывать будут. Такова природа человека. Раньше, например, после 9 класса уходили в экстернаты и там всеми правдами и неправдами сдавали все экзамены за несколько месяцев. Так было всегда, к сожалению. Человек всегда стремиться добиться результата ценой меньших усилий.

  • 15.
    Читал интересное интервью с Иваном Ященко, который с 2010 года отвечает за ЕГЭ по математике. У него есть очень интересные идеи по организации ЕГЭ, которые успешно опробованы на примере математики. Среди прочего они позволяют снизить вред от утечек ответов на тесты, что постоянно происходит сейчас. Уже и правоохранительные органы собрались привлекать для борьбы с этим, вместо того, чтобы решать проблему методическими способами, как предлагает Ященко. Что вы думаете об этих идеях, поддерживаете ли их, и если да, так как оцениваете перспективы распространения этого полезного опыта на другие предметы? // Роман

    Я не могу сказать, что я думаю об идеях, о которых Вы говорите, просто потому что, я с ними незнаком. Но я обязательно последую Вашему совету и изучу интервью Ивана Ященко.

  • 16.
    Кирилл Владимирович, доброго Вам дня. Это не вопрос. Скорее просьба. В течение всего времени с момента введения ЕГЭ наблюдаю за тем, что русский язык превратился в ничто. Если раньше дети писали сочинения, учились излагать свои мысли, строить речевые конструкции, делать выводы, то теперь это все никому не нужно. Итог один - все пишут тест, учат по схеме, а к чему-то большему стремятся единицы. Может, есть смысл хотя бы для русского языка сделать исключение? Это же уродство сознания получается полноценное. Заранее благодарю за ответ. // Учитель русского языка

    Мое личное мнение, что русский язык и литературу в виде теста сдать очень трудно. Но сама форма итоговой аттестации в виде теста не отменяет написания диктантов, сочинение, изложений в ходе образовательного процесса. Я согласен полностью, что без навыков построения речевых модулей, умения анализировать литературные произведения невозможно комплексное обучение современного школьника. Но вопрос в другом - как избежать предвзятых оценок при написании сочинения. Как, например, оценить "раскрыта ли тема". Ведь это вещь очень субъективная, очень оценочная. Одному человеку кажется так, другому - иначе. И тут возникают возможности, скажем так, для неоднозначного толкования. Давайте вместе думать, как обогатить ЕГЭ за счет написания сочинений, но исключив при этом возможность появления "фактора учителя" при выставлении оценки.  

  • 17.
    Раньше по окончании школы мы сдавали экзамены по всем предметам. И у нас не было какой-то специальной подготовки. Давали билеты, и надо было учить абсолютно все. Плюс к тому мы держали экзамены при поступлении. В один вуз! Не поступил - лети фанерой над Парижем. Иди работай, зарабатывай стаж. Теперь все жалеют детей. Однако ЕГЭ - это просто халява. Зачем упрощать жизнь школьникам при помощи ЕГЭ? Ведь это настоящая деградация! // Евгений

    Я не знаю, где именно Вы обучались. Но в моей школе мы сдавали экзамены далеко не по всем предметам. И насколько мне известно, так было во всех школах. Сдавали по билетам, все верно. И зубрили материал так же, как сегодня школьники зубрят материал для сдачи ЕГЭ. Я с вами согласен, что у ЕГЭ есть минусы. И надо эти минусы исправлять. Они есть у любой системы. Но я бы обратил внимание на те плюсы, которые есть у ЕГЭ. Во-первых, это позволяет избежать коррупции и произвола при поступлении ввузы. Во-вторых, больше стимулирует учеников готовиться к экзамену, в том числе и самостоятельно. В третьих, дает унифицированный инструмент объективного сравнения качества образования в разных школах и регионах. В четвертых, надо учитывать, что единый стандарт образования подразумевает единый стандарт экзамена. В пятых, (и я об этом уже писал, отвечая на предыдущие вопросы) тестовая форма опроса минимизирует субъективное восприятие ответа и устраняет возможность как умышленного занижения, так и завышения оценки.

  • 18.
    Здравствуйте! Все пороги оббила, нигде внятного ответа не дают, а только посылают :вот идите туда, спросите там и пр. Просто не знаю к кому уже обратиться. У нас такая ситуация: муж работает вахтой, двое маленьких детей, старшему три с половиной года, ходит в дет.сад, а младшему два года в ясли (при том же садике) его не берут. ПОЧЕМУ ТОГДА МНЕ ОТКАЗЫВАЮТ В КОМПЕНСАЦИИ ЗА ТО ЧТО РЕБЁНКА НЕ ВЗЯЛИ В САД? ПОЧЕМУ ВО МНОГИХ РЕГИОНАХ СУЩЕСТВУЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, А В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НИКАКИХ ВЫПЛАТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ? МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ОБЪЯСНЯЮТ ЭТО ТАК: "А ЧТО ВЫ ХОТИТЕ У НАС ЖЕ ОЛИМПИАДА СКОРО". ПОЧЕМУ ИЗ-ЗА КАКОЙ-ТО ОЛИМПИАДЫ МОЯ СЕМЬЯ ДОЛЖНА НЕ ДОПОЛУЧАТЬ РАЗЛИЧНОГО РОДА ВЫПЛАТЫ // Любовь

    Уважаемая Любовь, давайте в Вашей ситуации поступим следующим образом. Я не могу сейчас Вам дать точный отчет, почему так происходит, потому что я не знаю ни номера детского сада, о котором Вы говорите, ни ситуации с заполнением групп в этом детском саду, ни ситуации с постановкой на очередь Вашего ребенка. Поэтому я предлагаю Вам написать мне через Интернет-приемную на сайте Мосгордумы duma.mos.ru обращение с подробной информацией по Вашей ситуации. И я сделаю депутатский, получу все сведения и будем с Вашей проблемой работать предметно и адресно. 

  • 19.
    Здравствуйте! Кирилл Владимирович, очень много разговоров о будущем ЕГЭ: защитить КИМы, изменить тенденции в подготовке и т.д. А что делать сегодняшенему выпускнику-медалисту? Который писал ЕГЭ самостоятельно, "на совесть" и, естественно, будут недочеты в работе. Эти результаты могут оказаться ниже ставропольских и дагестанских, и моя дочь, которая все школьные годы училась на отлично, окажется за дверями вузов. И совершенно все равно, что первый семестр отсеет "пришельцев"... Нам-то что делать? Или московские вузы - заложники иноземного нашествия и голосуют за геноцид московских выпускников? // Ольга
    Поверьте, ни один талантливый выпускник школы за дверями вузов не останется. Никакого геноцида московских выпускников нет и в помине. Не сгущайте краски. Что же касается высоких результатов в отдельных регионах, то я вам напомню опыт прошедших лет. В этих же регионах ранее было всегда самое большое количество золотых медалистов, которые поступали в московские (и другие) вузы с преференциями, которые были предусмотрены для золотых медалистов. И они же находили разные "возможности" договориться с приемными комиссиями. Вот только после первой сессии мало кто мог продолжать обучение. При этом никакого геноцида московских школьников не наблюдалось тогда и не наблюдается сейчас.
     
Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Щитов Кирилл Владимирович, Заместитель Руководителя Центрального МКС ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутат Московской городской Думы V созыва
ЕГЭ: кто виноват и что делать? Кирилл Щитов
Дата рождения: 14.04.1985
 
Образование:
 
Высшее профессиональное - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.
 
Опыт общественно-политической работы:
 
С 2009 г. - депутат Московской городской Думы.
 
Член комиссий Мосгордумы:
 
- по государственному строительству и местному самоуправлению;
 
- по образованию и молодежной политике;
 
- по экономической политике и предпринимательству.
 
Член Координационного Совета «Молодой Гвардии Единой России», координатор проекта «Я - депутат», председатель Совета сторонников партии «Единая Россия» ЦАО Москвы.
 
Председатель Попечительского совета Детского дома N39.
другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости