Карта сайта
31 октября 2012, 14:00

Бюджет-2013:компромисс между гарантиями и рисками. Андрей Макаров

Каким будет бюджет на 2013 год? Как в новом бюджете отражаются социальные обязательства государства? Как долго российский бюджет будет зависеть от нефтегазовых доходов? На эти и другие вопросы ответил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам  Андрей Макаров в ходе онлайн интервью в среду, 31 октября, в 14.00.

  • 1.
    Добрый день, уважаемый Андрей Михайлович! Скажите, пожалуйста предусмотрено ли в бюджете 2013 года конкретное повышение зарплаты помощникам Государственной Думы РФ и какая эта зарплата будет ? С уважением // Елена

    Повышение зарплаты помощникам ГД  и членам СФ в бюджете предусмотрено. Хочу отметить, что это первое  повышение за  10 лет. Зарплата помощникам рассчитывается, исходя из коэффициента 3, 34 к ставке депутата ГД и члена СФ, т.е. фонд заработной платы на помощников до настоящего времени составлял 103 тысячи 600 рублей на 5 человек. Получается, что  средняя заработная плата помощника депутата ГД меньше средней зарплаты по любому региону, в котором они работают. После увеличения коэффициента до 5,01 к ставке депутата ГД, фонд зарплаты  увеличится в 1, 5 раза. К сожалению, это повышение не компенсирует инфляцию за последние годы. Я говорю об этом специально, чтобы не было спекуляций на тему, что депутаты поднимают з/п своим помощникам. Это повышение зарплаты тем людям, которые непосредственно встречаются с гражданами и занимаются решением их вопросов. Конечно, такого повышения недостаточно, но оно в пределах тех возможностей, которые позволяет сегодня экономика страны.

  • 2.
    Здравствуйте, Андрей Михайлович! Повышение зарплаты работникам искусства планируется в 2013 году? Спасибо заранее. // Кирилл

    Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под общим определением «работники искусства». Что касается увеличения з/п в сфере культуры как таковой, то да, оно заложено. Основу для этого  повышения составляют Указы Президента РФ от  7 мая. Это Указы во исполнение предвыборных обещаний, то, что было изложено в его статьях как программные моменты. Сразу хочу сказать, что при обсуждении бюджета, тема финансового обеспечения Указов была, едва ли, не основной. Дополнительные средства на повышение з/п  в размере  4, 5 млр. рублей предусмотрены, но говорить о том, каким образом это скажется для работников культуры, считаю некорректным.

  • 3.
    Андрей Михайлович, я слышал, что в бюджете на 2013 год основная часть доходов не от продажи энергоносителей. Так ли это? // Никита

    К сожалению, это не так. За последние десятилетия зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов существенно выросла. Если в 2006 году наш бюджет был сбалансирован при цене на нефть 24 доллара за баррель, то в текущем году мы не можем его сбалансировать при цене почти 115 долларов за баррель. Т.е. мы понимаем, что это и есть зависимость бюджета от нефтегазовых доходов. Если  в 2000 году доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 20%, то к 2004 году она выросла до 30 %, а в 2012 году  эти доходы впервые превысили 50% от всех доходов. Главная проблема состоит в том, что любое существенное снижение цены на нефть создает риски для доходной части бюджета и роста его дефицита. К сожалению, на сегодняшний день, нефтегазовые доходы, по- прежнему, составляют основную часть доходов бюджета. Другое дело, что планируя сейчас бюджет 2013-2015 гг., мы исходим из того, что эта доля нефтегазовых доходов должна существенно снижаться. Если в 2012 году доля нефтегазовых доходов составляет 10, 5 % ВВП, то в 2013 году по нашим прогнозам, она должна снизиться до 8,9%, в 2014 – еще на 0, 4%, а в 2015 – составит 8, 4 %. Стоит задача за три года снизить зависимость от нефтегазовых доходов более, чем на 2 процентных пункта ВВП. И эта задача, как раз, ставится на ту трехлетку, бюджет которой мы сейчас принимаем. 

  • 4.
    Хотелось бы узнать, в чем отличия нового бюджета от предыдущего. Спасибо. // Ольга Валерьевна Малышева

    Я думаю, что главное отличие этого бюджета от предыдущего в том, что за его основу взято бюджетное правило. Бюджетное правило состоит в том, что на расходы могут относиться не все нефтегазовые доходы, а только взятые по специальному расчету.  Расчет предлагается делать исходя из средней цены на нефть за 5 лет. Потом с каждым годом добавляется один год для расчета  средней цены на нефть и эта цена берется базовой для утверждения тех средств, которые могут быть направлены на расходы. Это задача определяется  необходимостью не угадывать, какой будет цена на нефть, а брать среднюю за достаточно большой промежуток времени, чтобы в случае резкого падения цены на нефть, это не сказалось на выполнимости бюджета. Тогда, независимо от скачков цены на нефть, не создается рисков для бюджета. Бюджет, который мы сейчас принимаем – впервые  рассчитан исходя из этого бюджетного правила. Поэтому мы можем сказать совершенно точно, что бюджет безусловно выполнит все социальные обязательства государства перед гражданами, независимо от того, какой будет цена на нефть. Бюджетное правило также предусматривает, что дополнительные доходы, при большей цене на нефть, чем расчетная цена, сначала зачисляются в резервный фонд до определенного размера. Пока предполагается, что этот размер составит 7% ВВП, а когда резервный фонд превысит этот параметр, то половина этих доходов будут направляться  в Фонд национального благосостояния, а другая половина – на инфраструктурные проекты. Вот сейчас  и идет дискуссия о том,  стоит ли направлять до 7%в резервный фонд или можно ограничиться 5 %. Разница в том, что если берем за базу 7%, деньги на дополнительные инфраструктурные проекты можно будет начать выделять с 2017 года. Если -  5%, то в 2015, а может и 2014 году. Эта разница очень существенна и сейчас идет согласование позиций для развития, мы определяем разумную середину. Вот в этом и есть принципиальное различие между тем бюджетом, который сейчас обсуждает ГД и тем бюджетом, который был раньше. 

  • 5.
    Чем вызвана необходимость кредитования, если в бюджете есть отчисления на накопление? Т.е. получается свои деньги положил под 2% годовых а на жизнь взял под 12%? // Денис

    Ваш вопрос обоснован, но мы не можем исходить из чисто арифметического подсчета. Мы собираемся занимать на внешнем рынке в течение трех лет каждый год примерно 7 млр. долларов, из них примерно половина сразу пойдет на погашение той задолженности, которая у нас уже была по предыдущим займам, на обслуживание долга. Вторая половина – пройдет через счета казначейства и в конце года, если они нам не понадобятся, просто уйдет в Резервный фонд. Другое дело, что учитывая достаточно благоприятную сейчас ситуацию для займов для России в целом -  мы занимаем не под 12%, а под 5-6%, т.е. процент два раза меньше. Уйти с этого рынка было бы опасно, так как рынок заимствования – очень сложный механизм и заимствования государства является серьезной базой для заимствования всех наших компаний. С другой стороны, нам необходимо кардинально улучшать вопросы размещения этих средств и использовать их гораздо более эффективно. Поэтому в ГД внесен закон о создании специального агентства, которое будет заниматься управлением этими средствами. Мы серьезно меняем механизм использования заемных денег с тем, чтобы они не просто замораживались, а более эффективно участвовали в обороте и работали на экономику. Хочу еще раз подчеркнуть, что главным критерием использования этих средств остается безопасность.

  • 6.
    Андрей Михайлович, сейчас, параллельно с обсуждением бюджета идет и дискуссия вокруг пенсионной системы. Как вопросы поддержки пенсионеров отражаются в основном финансовом документе? // Карина

    Бюджетный кодекс предусматривает, что любой недостаток средств в Пенсионном фонде, неважно по каким причинам, должен быть компенсирован из федерального бюджета. Независимо от внешней конъюктуры, все социальные обязательства государства, в том числе и в рамках пенсионной системы, будут выполнены. Другое дело, что вопросы пенсионной реформы надо очень серьезно обсуждать. Недопустим подход, когда предлагается  без кардинального обсуждения фундаментальных проблем пенсионной системы, принимать какие-то промежуточные решения, нервируя граждан страны теми изменениями, которые мы вносим раз в 4-5 лет. Говоря о пенсионной реформе, нельзя руководствоваться сиюминутными соображениями, она должна оставаться неизменной в течение десятков лет. Только в этом случае, люди поверят, что можно доверять государству хранение пенсионных денег.

  • 7.
    Часто приходится слышать, что по итогам месяца, квартала или года, средства, выделенные из бюджета на конкретные программы израсходованы не полностью. По-моему, это означает, что конкретная программа, заложенная в бюджете, провалена. Предусмотрен ли в новом бюджете механизм контроля за грамотным и своевременным расходованием целевых средств? // Аркадий

    Неполное расходование средств в рамках квартала или года, это не обязательно свидетельство провала какой-то программы.  Если при ее выполнении возникают внешние факторы, свидетельствующие о том, что вкладывать деньги  неэффективно, то лучше не вкладывать, а внести какие-то изменения, чем просто вложить бессмысленно и тогда эти деньги пропадут. Я  согласен, что при разработке программ нужна большая тщательность. Именно поэтому, на сегодняшний день мы рассматриваем вопрос о переходе на целевое программирование, т.е. бюджетирование, ориентированное на результат. Мы планируем перейти на систему, когда бюджет будет распределяться по государственным целевым программам, в которых уже будут указаны целевые ориентиры, такие как количество построенных больниц, улучшение качества здравоохранения, количество школы, детсадов и т.д.  Эффективность бюджета надо рассматривать не в млр рублей, а как эти млр рублей сказались на жизни людей. К сожалению, сегодня нет понятия ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств. 

  • 8.
    На днях Общественная палата выступила с критикой бюджета, предсказывая рост социальной напряженности в регионах из-за того, что многие расходы перекладываются на их плечи. Этот пессимистичный прогноз имеет под собой основание? // Катерина И. Семенова

    Да, Общественная Палата выступила с критикой бюджета и указала, что главные риски исполнения  бюджета лежат в сфере бюджетной обеспеченности регионов. На эту же опасность указал и Комитет по бюджету. В заключении Комитета по бюджету, где подробно рассматривались все риски, связанные с исполнением бюджета, учитывались также все заключения и Общественной Палаты, и Счетной Палаты, и профильных комитетов, и академических институтов. Мы подробно проанализировали  эти риски и можем утверждать, что бюджет, конечно, напряженный, что во втором чтении предстоит принять целый ряд серьезных изменений к этому бюджету, однако те обязательства, которые берет на себя бюджет, будут выполнены. В бюджете заложены дополнительные средства в размере 100 млр. рублей на помощь регионам , еще 75 млр. - это дешевые кредитные деньги, а также правительственный резерв в размере 200 млр. рублей, которые могут  быть также направлены в регионы.

  • 9.
    У нас был антикризисный бюджет, бюджет развития… Как вы охарактеризуете бюджет 2013 года? // Степан Игнатов

    Я категорический противник присваивать  эпитеты. Наклеивать на бюджет какое-то название – это удел плохих журналистов и дешевых политиканов. Мы принимаем бюджет на 2013 год и плановый  бюджет на 2014-15 года, в ходе которого, государство должно выполнить все обязательства перед гражданами и направить возможные средства на развитие страны. Бюджет – это всегда компромисс между различными силами и сегодняшний бюджет рождается в ходе всестороннего обсуждения.

  • 10.
    Предвыборные статьи Путина были наполнены большим числом обещаний. Скажите, а бюджет позволяет их реализовать? // Ирина Смолянская

    Предвыборные статьи Путина – это программа президента страны, который получил мандат доверия, рассчитанный на все шесть лет своего президентства. В Указах Президента от 7 мая отражены основные направления реализации программных положений, которые высказывались в ходе предвыборных обещаний. Правительству даны поручения - ко второму чтению бюджета предоставить исчерпывающую информацию об обеспеченности выполнения указов Президента от 7 мая. По целому ряду вопросов уже сейчас такая информация есть. И если, с нашей точки зрения, в некоторых пунктах не будет хватать бюджетных средств, это найдет свое отражение в изменениях в бюджете, подготовленных ко второму чтению. Говоря о бюджете, мы учитываем три года, между тем, как Указы Президента и предвыборные обещания касались шести лет. Об этом не надо забывать, потому что, когда критики бюджета начинают отмечать, что в нем не заложены все обещания Президента, то нужно иметь в виду, на какой срок принимается бюджет. Просто это очень часто становится предметом нечестных спекуляций.

  • 11.
    Может быть, стоит выносить бюджет на общественное обсуждение? Например, в интернете. Никто не сомневается в вашей квалифицированности, но бюджет очень важная тема для всей страны, для каждого гражданина // Владимир Б.

    В Конституциях большинства цивилизованных стран и в нашей, в том числе, прописано, что вопросы бюджетов и налогов не могут выноситься на референдум. При этом, все документы по бюджету, подготовленные нашим комитетом находятся в широком доступе, никто не мешает обратиться к нам и высказать свое мнение. Поверьте, все предложения, которые поступают в Комитет по бюджету и налогам, очень внимательно отслеживаются. Выносить вопрос бюджета и налогов на какое-то голосование бессмысленно, так как бюджет определяется не пожеланиями людей, а теми обязательствами, которыми государство принимает на себя в других законах. Бюджет – это свод обязательств государства, связанный с другими законами, он не формулирует новых обязательств, а говорит только о финансовом обеспечении уже принятых обязательств государства. Парламент должен обеспечить понятность, прозрачность и открытость бюджета. Каждый может высказать свои предложения по бюджету, но принимать решение будет  только парламент.

  • 12.
    41 млн стоит километр дороги построить) за такие деньги можно свою дорожную организацию создать с новыми технологиями и сократить расходы как минимум в 3 раза! // Андрей

    Разные дороги стоят по-разному. Когда вы строите дорогу в условиях вечной мерзлоты или в Краснодарском крае, стоимость этих дорог совершенно различная, поэтому говорить о средней дороге не приходится. Другое дело, что на строительстве дорог исторически всегда много воровали. Сегодня мы очень внимательно отслеживаем вопросы дорожного строительства. Я считаю, что здесь нужен серьезный контроль со стороны Счетной Палаты, со стороны ревизионных органов, а в некоторых случаях – правоохранительных органов. 

  • 13.
    Почему расходы на материнский капитал в 2013 году, ниже расходов 2014 и 2015? Это как-то связано с низкой рождаемостью? Рожать стали меньше? // valantin01

    Рожать стали больше, если вы посмотрите данные статистики. Каждый год у нас материнский капитал увеличивается, и каждый раз мы индексируем его, как минимум на инфляцию. Я считаю, что увеличение материнского капитала -  это позитивный фактор, который  можно только приветствовать.

  • 14.
    Насколько % бюджет 2013 года сформирован из доходов, полученных с сырьевых отраслей? Как государство планирует бороться с сырьевой зависимостью? // bardun

    Главных направлений работы несколько. Первое - это снижение зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Второе - средства от доходов должны направляться на инфраструктурные проекты. Третье - это поддержка тех отраслей экономики, которые позволят нам развивать отрасли, не связанные с нефтью и газом. Но при этом, давайте не будем стыдиться, что у нашей страны такие запасы нефти и газа, мы все время говорим о нефтяной игле, как каком-то проклятии. Другое дело, что нам должно хватить ума распоряжаться этими доходами, посланными самой природой. Это не вопрос сокращения добычи нефти, а вопрос развития других областей экономики.

  • 15.
    На мой взгляд государство позволяет простым гражданам приватизировать свое жилье не только, чтобы переложить всю ответственность по ремонту и содержанию капитального строения, но и в будущем налог с недвижимости сделать основным доходом, который будет формировать федеральный бюджет? Как можете это прокомментировать? // galshatai

    Налог на недвижимость  - это по существу объединение двух действующих сегодня налогов - налога на имущество граждан и земельного . Объединение этих налогов связано с тем, чтобы показать стоимость недвижимости как единого объекта. Этот налог будет зачисляться не в федеральный,  а в региональный бюджет. Он позволит наполнить региональный и местные бюджеты деньгами. Были проведены специальные эксперименты в Твери и Великом  Новгороде по возможности взимания этого налога, поэтому опасаться, что введение этого налога ухудшит жизнь граждан, не стоит.

  • 16.
    Учитывали ли вы при формировании бюджета инициативы других партий, кроме ЕР? // Владимир Кожевников

    Формирование бюджета входит в функцию правительства и естественно, что правительство консультируется со всеми политическими силами. А то, что в значительной степени в проекте бюджета нашли отражение программы, которые  выдвигала ЕР, я не вижу ничего странного.  Такие программы как «Дороги городов  России», строительство ФОКов или бассейнов в учебных учреждениях не должны вызывать никаких возражений. Давайте обсуждать не то, кто выступил с какой инициативой, а правильная она или нет.

  • 17.
    Насколько выгодно государству инвестировать средства в частные проекты? Если выгода есть, то почему не активно используют вложение средств? // Сергей Фуражкин

    Если мы говорим об использовании свободных денег, которые есть в резервном фонде, то я уже сказал, что мы будем принимать закон о создании специального  агентства для более полного использования этих средств. Самое главное здесь – не только их высокая отдача, а в первую очередь, их сохранение, поэтому вопросы безопасности все равно будут стоять на первом месте. А решения агентства о том, куда будут направлены эти деньги, будут контролироваться правительством и Госдумой. И при этих критериях нет принципиальной разницы, будут это государственные проекты или частные.

  • 18.
    В случае перехода страны от сырьевой модели экономики, например, к аграрной, на чьи плечи ляжет тот дефицит, который образуется в результате? // Михаил Абрамов

    Простите, но я не совсем понял, о чем идет речь в вашем вопросе

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Макаров Андрей Михайлович, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам
Бюджет-2013:компромисс между гарантиями и рисками. Андрей Макаров

Родился 22 июля 1954 в Москве. В 1976 году окончил юрфак МГУ. Преподавал в вузе, работал в ВНИИ МВД СССР. В 1983-1993 адвокат Московской городской коллегии адвокатов. С 1990 юридический директор, затем глава фонда "Культурная инициатива" (Фонд Сороса). В 1993 начальник управления по обеспечению деятельности межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией. В 1993, 1995 и 2003 избирался в Госдуму, был заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам. C 1998 член коллегии Госналогслужбы МНС РФ. Затем работал юридическим консультантом компании "ICN Россия", был соучредителем адвокатского бюро "Андрей Макаров, Александр Тобак и партнеры". В 2003 стал заместителем губернатора Кемеровской области. Кандидат юридических наук. Женат, три дочери. 

С декабря 2007 года - депутат Государственной Думы ФС РФ V созыва. 
 
С 21 декабря 2011 года - депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва
другие интервью
(343)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости