Владимир Бурматов: Лидерство «Единой России» в Думе шестого созыва сомнений не вызывает

Партии «Единая Россия», в отличие от ее конкурентов на политическом поле, удается получать высокие показатели рейтингов уже в самом начале предвыборной кампании, что не вызывает сомнений в успехе единороссов на предстоящих выборах в Госдуму шестого созыва. Такое мнение в комментарии ER.RU в воскресенье, 4 сентября выразил заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Владимир Бурматов.
Напомним, что в четверг, 1 сентября Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийский Центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовали свежие рейтинги политических партий. Так, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за партию «Единая Россия» проголосовало бы 41 и 46 процентов избирателей по ФОМ и ВЦИОМ соответственно. Что касается показателей других партий, то, согласно данным ВЦИОМ, КПРФ получила бы 11 %, ЛДПР –10 процентов. «Справедливая Россия» - 4%, а «Правое дело» и «Яблоко» - по 1 проценту граждан РФ.
По данным ФОМ, поддержать КПРФ и ЛДПР на сегодняшний день готовы по 10 процентов россиян. «Справедливую Россию» - 4%, сторонников «Правого дела» сегодня в России всего 1%, столько же – у партии «Яблоко».
- Рейтинги, обнародованные двумя крупнейшими социологическими службами страны, вполне отражают контур думской кампании и даже позволяют прогнозировать ее итоги, поскольку разрыв между конкурентами является весьма существенным.
Для «Единой России» те 41 и 46 процентов избирателей, которые дают ФОМ и ВЦИОМ соответственно – это серьезная заявка на то, чтобы повторить успех предыдущей думской кампании. С одной стороны, в 2007-м году в аналогичный период результаты «Единой России» были гораздо скромнее. С другой, эти весьма обнадеживающие цифры мы видим еще до начала партией полноценной кампании, до проведения Съезда, до обнародования списков и программы.
Одним словом, партия еще не пустила в ход основные козыри, и имеющийся результат, скорее, можно считать итогом системной работы на протяжении последнего времени, а также – успешным захватом летней политической повестки благодаря созданию Общероссийского народного фронта, проведению праймериз и открытому формированию Народной программы.
Показательно также то, что, несмотря на четырехкратный отрыв от своего ближайшего соперника – КПРФ (у коммунистов всего 11 процентов), «единороссы» не планируют для себя легкой кампании, намереваясь, таким образом, еще более упрочить результат. Поэтому лидерство «Единой России» в Думе шестого созыва сомнений не вызывает. Планом максимум, думаю, будет увеличение имеющегося количества мандатов.
Попадание двух оппозиционных партий – КПРФ и ЛДПР в Госдуму также не вызывает сомнений. Одиннадцать и десять процентов соответственно – это неплохой задел до начала активной кампании, которую обе партии, судя по всему, рассчитывают провести в формате максимального раскачивания протестной повестки и борьбы за дополнительные голоса, в том числе – националистически настроенного электората. Первые шаги в этом направлении обеими партиями уже сделаны.
Ну, и два потенциальных аутсайдера гонки – «Правое дело» и «Справедливая Россия». При всех многочисленных различиях между этими партиями, сходства между ними тоже немало. И там, и там – бардак в избирательных штабах и в идеологии, отсутствие внятной стратегии и четких, понятных смыслов, которые можно было бы предъявить избирателю. Два дезориентированных лидера, совершенно, кажется, не понимающих, за какой электорат они собираются бороться. Два избирательных списка совершенно туманных и даже примерно непонятно из кого состоящих.
Наконец, обе партии, по-видимому, рассматриваются их руководством как инструментальные образования. То есть партия нужна, чтобы пройти в Думу. И все. Избиратель вряд ли оценит такой подход. Данные социологии – 1% у «Правого дела» и чуть больше – четыре – у «эсеров» - тому подтверждение. Впрочем, если лидеры этих партий быстро наведут порядок в собственных головах и штабах, то и «Правое дело», и «Справедливая Россия» могут претендовать на один-два мандата в Думе, пройдя пятипроцентный барьер.
