Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Стенограмма заседания третьей площадки (модераторы – Сергей Железняк, Олег Морозов, Владимир Плигин)

25 мая 2012, 20:59

Обсуждение вопросов развития Партии, состоялось в пятницу, 25 мая, в преддверии XIII Съезда «Единой России».

В.ПЛИГИН: В зависимости от сегодняшнего обсуждения будут внесены изменения в Устав партии. Это одна из задач съезда, поэтому сегодня мы говорим об очень прагматичных вещах

О.МОРОЗОВ: Наша задача вынести с каждой из площадок мнение участников дискуссии и попытаться их консолидировать в том тексте, который будет интегрирован в наш Устав. Правильно, Сергей?

С. ЖЕЛЕЗНЯК: Я хочу добавить, что сегодня у нас утром прошло совещание с руководителями региональных партийных отделений, с председателями Законодательных собраний, и там тоже дискуссия уже открылась. Это является логичным продолжением той дискуссии, которая прошла на региональных конференциях, потому что задача была не только избрать делегатов на съезд, но и выработать те предложения, которые есть у каждого региона, по внесению в Устав партии.

Мы с вами прекрасно понимаем, что жизнь на наших глазах стремительно меняется, партии необходимо быть современной и уметь реагировать на те вызовы, которые есть. А для этого необходимо и структурно, и содержательно быть состоятельными. То есть, уметь не просто отстаивать свои позиции, а уметь продвигать их. И те предложения, которые мы сегодня будем обсуждать для внесения в Устав партии, и те предложения, которые, возможно, не войдут в Устав, но будут основой для нашего обсуждения, будут очень полезны.

Потому что не случайно сегодня здесь есть координаторы всех трех внутрипартийных платформ. Мы считаем, что вот в этом содержательном многообразии, при единой системе ценностей, которая есть у нас, мы можем гораздо эффективней, чем любая другая политическая сила, находить ответы на самые сложные вопросы.

В.ПЛИГИН: Собственно говоря, если говорить о вызовах, то вы все являетесь участниками в настоящее время одного достаточно сложного процесса. Этот сложный процесс заключается в том, что до 1 июня субъекты Российской Федерации должны, в частности, принять свое законодательство, которое касается выборов губернаторов. И там возникает довольно много проблем технологических, довольно много проблем, связанных с альтернативостью, проблем, связанных с построением института отзывов и тому подобное. Это первый аспект. Так или иначе, партия, как ведущая политическая сила, в нем будет принимать участие.

Второй аспект – я не знаю последние данные, но, наверное, уже подано около 170 заявок на регистрацию политических партий. Все эти политические партии в ближайшее время включатся всем тем потенциалом прав и свобод, которые у них есть, в политический процесс. И совершенно естественно, что этот процесс станет более конкурентным, более сложным. В эту конкуренцию включается целиком вся политическая система.

Поэтому совершенно естественно, что те вопросы, которые готовятся сейчас, они будут касаться в том числе и этих аспектов. И может быть, мы найдем на них прагматические ответы.

С.ЖЕЛЕЗНЯК: Я хочу еще добавить, что мы ждем включения с первой площадки, где будет Дмитрий Анатольевич Медведев.

Я считаю, что после посещения им первички в Раменках, где он вступал в партию, после общения с нашим федеральным партийным активом, у него есть целый ряд идей, которые он сможет сегодня озвучить. Мы могли бы тоже это обсудить наравне с теми предложениями, которые есть у регионов, и по итогам, к завтрашнему утру сформулировать предложения, за которые делегаты будут голосовать.

А наш формат, после выступления Дмитрия Анатольевича, я думаю, нужно будет построить в максимально интерактивном режиме, чтобы не мы произносили здесь большие речи, а чтобы было озвучено как можно больше позиций от участвующих в сегодняшней нашей секции, и мы могли бы как можно большее количество мнений услышать и принять к сведению.

О.МОРОЗОВ: Мы полагаем, что Дмитрий Анатольевич как раз и задаст эти темы, которые станут предметом нашей дискуссии.

С.ЖЕЛЕЗНЯК: Я думаю, что можно начинать дискуссию по тем вопросам, которые были предметом рассмотрения региональных конференций. А после этого, как только Дмитрий Анатольевич присоединится, мы включимся.

О.МОРОЗОВ: Тогда слово вам. Начинайте дискуссию и обозначьте ту тему, которую вы считаете первой по последовательности обсуждения.

С.ЖЕЛЕЗНЯК: Я считаю, что, может быть, одним из ключевых смыслов и нашего сегодняшнего обсуждения, и завтрашнего съезда, и жизни партии, должна стать альтернативность выборов всех партийных руководителей. Потому что жизнь показывает, что период комфортного существования, когда мы действовали по принципу предложений со стороны вышестоящего партийного органа и утверждения его на том уровне, на котором избирается партийный руководитель, он должен отходить.

Мы должны, конечно, увеличивать соревновательность, мы должны увеличивать содержательную полемику для того, чтобы определить, кто из претендентов на руководящую должность в партии имеет более аргументированную позицию, умеет лучше защищать ее. Таким образом, придя к альтернативным выборам, как я считаю исключительно через процедуру тайного голосования, чтобы минимум давления оказывалось на делегатов, тогда мы сможем и на уровне руководителей соответствующих политсоветов, на уровне руководства наших фракций и в Государственной думе, и в Законодательных собраниях, и во время процедуры выдвижения наших кандидатов на должности глав регионов, руководителей муниципалитетов, сможем серьезно усилить качество нашей работы и качество тех претендентов, которых мы будем выдвигать по результатам вот этого альтернативного обсуждения.

Это будет гораздо интересней для тех новых людей, которым партия будет интересна именно с точки зрения продвижения их позиции и их лично на те или иные должности. Я считаю, что вокруг этого могла бы завязаться часть нашей сегодняшней дискуссии. У кого еще какие-то идеи, прошу коллег высказываться.

О.МОРОЗОВ: Владимир Николаевич, пожалуйста, ваша точка зрения на эту часть.

В. ПЛИГИН: Что касается, собственно говоря, альтернативности, то естественно, что мы эту точку зрения постоянно продвигаем. К сожалению, не остается никакого иного способа, потому что, если мы сами не введем элементы альтернативности, если мы сами не введем элементы соревновательности, то мы будем, прошу прощения за это слово, вытеснены более яркими людьми, более компетентными людьми, более конкурентными людьми. И это, к сожалению, законы жанра. Поэтому, двигаясь в этом направлении, мы призываем к тому, чтобы была альтернативность.

Хотя, если речь идет о первичных организациях, достаточно часто можно сказать, что никакого рода альтернативности там нет. Когда, допустим, организатор первичной организации который работает на месте, является эффективным и энергичным человеком, то я готов поддержать точку зрения, что навязывать обязательную альтернативность или игровую альтернативность, нет необходимости, нужно исходить из конкретной ситуации.

Но несомненно, что любой следующий уровень, после первичного, должен формироваться прозрачно, конкурентно. И на любом следующем уровне должны выдвигаться альтернативные кандидатуры. Если вы позволите, я бы сейчас начал говорить по одной из ключевых фигур - о секретарях региональных организаций.

О.МОРОЗОВ: Можно, я тогда точку зрения нашей платформы тоже выскажу? Мы вчера обсуждали эту тему на активе социальной платформы, и тоже исходим из абсолютной необходимости перехода к выборам партийных руководителей всех уровней на альтернативной основе тайным голосованием. Но что касается первичек, то можно было бы записать, что это норма действует, как правило. Потому что может быть даже чисто количественное ограничение.

Если в первичке, ну, совсем мало людей, то эта альтернативность будет выглядеть как имитация выборов. Поэтому в этой части у нас полное единодушие. Пожалуйста, Владимир Николаевич, что касается выбора руководителей регионального Политсовета.

В. ПЛИГИН: Я не буду сейчас переходить сразу ко всем другим. Начнем с регионального уровня.

С нашей точки зрения существенно изменяется и возрастает роль именно руководителя регионального отделения партии. Эта роль возрастает в связи с тем, что на эту фигуру фактически ложится основная задача, начиная, кстати, уже 12-го года, проведения идеологии партии и проведения выборов руководителя субъекта Российской Федерации.

Теперь возникает вопрос о механизме этой альтернативности. Нам представляется, что нужно воспользоваться тем опытом, который уже сложился в целом ряде развитых политических партий. Представляется, что такого рода звеном, в рамках которого могут происходить альтернативные выборы, может стать конференция. Собственно говоря, конференция, наверное, должна стать тем органом, который на альтернативной основе может сформировать институт секретаря регионального отделения партии.

При этом, мы бы предложили не связывать делегатов конференции какими-то ограничительными условиями.

Видимо, появился премьер-министр. Сейчас, возможно, нас подключат, поэтому я пока остановлюсь.

(ДЕЛЕГАТЫ СМОТРЯТ ТРАНСЛЯЦИЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ Д.МЕДВЕДЕВА НА СЕКЦИИ 1)

О.МОРОЗОВ: Коллеги, я думаю, что формат нашей дискуссии резко изменился, потому что мы собирались вам предлагать свое видение тех тем, которые обозначил Дмитрий Анатольевич Медведев, но он поступил иначе, и уже сформулировал достаточно четко целый ряд предложений в Устав. Полагаю, что нам нужно эти предложения обсудить. Хотя, откровенно вам скажу, что по целому ряду вопросов, например, которые мы дискутировали на нашей площадке, у нас были несколько иные представления, я о них скажу позже. Слово Владимиру Плигину, пожалуйста.

В.ПЛИГИН: Продолжая тот разговор, который мы начали в отношении ведущей политической фигуры - секретаря регионального отделения партии, то видение в рамках консультаций, которое было у нас, я бы хотел предложить, и, может быть, это заслуживает какого-то внимания, оценки, заслуживает вашей поддержки. Поскольку делегаты региональной конференции проходят обычно достаточно предметный системный отбор, то, наверное, было бы очень логично, чтобы секретарь регионального отделения партии избирался из числа участников данной конференции.

С моей точки зрения, вот ту самую альтернативность, о которой шла речь, о которой, в частности, говорил Дмитрий Анатольевич, можно было бы реализовать через следующие условия. Первое, каждый из делегатов конференции должен иметь несомненное право выдвинуть себя. То есть, это институт самовыдвижения. Второй момент, вполне возможно, что того или иного человека будет поддерживать какая-то группа делегатов, и поэтому, это уже второе направление выдвижения. Наверное, можно разработать какие-то и другие консультационные формы для того, чтобы выдвинуть альтернативную кандидатуру. Тем не менее, основной смысл в том, что делегаты конференции прошли отбор, они имеют право на самовыдвижение, и имеют право на групповое выдвижение возможных кандидатов в руководители региональных отделений партий. Спасибо.

О.МОРОЗОВ: Я буквально одну фразу добавлю. У нас была несколько иная идея, мы полагали, что должность регионального лидера, это ключевая должность на уровне региона, поэтому мы предполагали, что до конференции, до выборов делегатов, должны проходить определенные элементы поиска этого лидера, в виде предварительных праймериз. Это первое. Второе, мы полагаем, что руководящие органы партии могут предложить конференции свое видение этого человека, и такое право у них по умолчанию есть, и не надо наши руководящие органы этого права лишать. Но, еще раз повторяю, что вот та конструкция, которую предлагает Владимир Николаевич, она вполне демократична, вполне понятна, поскольку предварительное сито здесь тоже есть, это выборы делегатов конференции.

С.ЖЕЛЕЗНЯК: Я добавил бы только две вещи. Первое, надо все-таки понимать, что могут быть все равно те или иные процессы в регионах, которые будут требовать и внимания руководящих органов партии, здесь не надо благодушествовать и считать, что любой из выдвинутых кандидатов, самовыдвиженец или самовыдвижение будет нести только благие пожелания и стремления. То есть существуют разные ситуации, и мы не должны терять единство партии, потому что это наша сила. И я бы считал, что со стороны руководящих органов неправильно было бы выдвигать какие-то кандидатуры, потому что в некотором смысле это можно рассматривать как давление на конференцию. Потому что понятно, что к руководящим органам можно или прислушиваться или не прислушиваться, и то и другое будет достаточно резонансно. А вот, например, если есть информация по отношению к действиям того или иного кандидата, который выдвинулся на конференции на ту или иную должность, и у руководящих органов партии есть мнение по этому кандидату, то так же должно быть право у делегатов конференции высказать свое мнение об этом кандидате. Так мы сможем одновременно, сохраняя всю максимальную демократичность процедуры, уйти от благодушествования или возможности некоторыми нашими коллегами, злоупотребить нашей демократичностью.

О.МОРОЗОВ: Право высказаться на конференции о представителе высшего органа партийной власти есть по умолчанию и сейчас. Пожалуйста, давайте, все-таки, зал послушаем. Булаев Николай Иванович. Кого я знаю, буду представлять сам, а вы представляйтесь.

Н.БУЛАЕВ: Спасибо, уважаемые коллеги.

О.МОРОЗОВ: Он первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе.

Н.БУЛАЕВ: Я не поэтому попросил слова, просто достаточно много лет я был секретарем регионального отделения партии и проходил процедуру выборов, и в региональный политсовет, и тайное голосование, и голосование на конференции. Я все это видел. Партийные выборы исключают возможность использования административного ресурса - об этом хорошо знают все, кто работает в партийных организациях. Чтобы наши выборы сделать максимально прозрачными и понятными людям, я соглашусь с Владимиром Николаевичем, нужно выдвигать людей не ограничивая, но, в данном случае, меня больше всего волнует, каким образом мы обеспечим процесс обсуждения и процесс голосования.

Вот, если мы введем один элемент голосования, который абсолютно прост технически, но тогда у нас полная гарантия, что в ответе мы не будем иметь, я никого не хочу обидеть, всегда одно и тоже слово «Ярославль». Мы введем КОИБы и на этом закончим всяческие подозрения, что где-то, кто-то, что-то не так считает. КОИБы сегодня есть в любом регионе, ставятся спокойно, в течение пяти минут мы получаем с вами хоть рейтинговое, хоть итоговое голосование. Так что думаю, что выборы секретарей - это ключевая задача. Но еще важнее, в рамках нового закона о выборах губернаторов, я немного перескачу, у нас, на самом деле, у партии, есть единственная возможность выбрать кандидата, пользующегося наибольшим доверием, это на партийной конференции. Все остальное будет очень сложно исправить. Если мы не угадали, то наши оппоненты выскажут нам столько, что мало не покажется. Поэтому, я считаю, что процедура выборов кандидата на должность губернатора, должна происходить без малейшего давления...

О.МОРОЗОВ: Губернатора?

Н.БУЛАЕВ: Конечно. Мы же выдвигаем от конференции губернатора. Мы же так об этом говорили, по крайней мере. Я просто перескочил чуть вперед, чтобы второй раз не брать слова. Поэтому, если мы хотим играть всерьез, тогда электронное голосование, и никаких других вещей. Спасибо.

О.МОРОЗОВ: Пожалуйста, микрофон.

А.КОТОВ: Спасибо. Александр Котов, секретарь Псковского регионального отделения партии. Олег Викторович, вот, вы сказали о том, что нужно предусмотреть такую норму, когда кандидата на пост регионального секретаря может выдвинуть вышестоящая партийная организация для конференции. Я понимаю, что все равно будет альтернатива, но мне кажется, это такая крайне опасная вещь, если уж мы хотим делать столь радикальные перемены. Поскольку у нас еще свежо в памяти отношение к мнению вышестоящих партийных органов, и, безусловно, это будет накладывать свой отпечаток даже при тайном голосовании. Поэтому, мне кажется, что конференция, а это и так высший орган партии на территории региона, то достаточно, наверное, будет того, что предложит конференция. И здесь будет лишним предложение со стороны высших партийных органов. Спасибо.

О.МОРОЗОВ: Но вы поддерживаете точку зрения Плигина. Он эту конструкцию предложил. Потому что коллега Железняк сказал о том, что надо предусмотреть негативный мандат руководящего органа, то есть, когда представитель этого органа на конференции может высказать отношение к той или иной кандидатуре, если для этого есть у него основания, у этого представителя. Пожалуйста, кто хотел бы еще высказаться?

А.ШАПОШНИКОВ: Добрый день, я - Шапошников Алексей, Москва. Подскажите, пожалуйста, такой момент. Абсолютно согласен с тем, что у партийной конференции других механизмов существовать не может, и когда мы говорим о том, что мы выдвигаем кандидата только лишь из делегатов конференции, а вышестоящий партийный орган также будет выдвигать только лишь из делегатов своего кандидата, то не ограничиваем ли мы этим участие других партийцев? И второй момент. Каждый должен будет предоставлять свою программу, пусть будем голосовать через КОИБ, понятно почему, но не нарвемся же мы здесь на момент, что на популизме кто-то «въедет» в секретари политсовета?

В.ПЛИГИН: Знаете, если возвращаться, можно, да? Прошу прощения у модератора. Если возвращаться к популизму или отсутствию популизма и т.п., мне представляется, что такого рода вещей, прошу прощения, если популист убедил и если за него проголосовали, возникают другие формулы ответственности. Если мы будем вводить дополнительные какие-то ограничения, то, наконец, вот только что прозвучала категория в выступлениях Дмитрия Анатольевича - категори?

Общественная приемная