Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Сидякин: Необходимо сформировать доверие к системе капремонта за счет ее прозрачности и открытости

29 марта 2016, 14:27
Стенограмма выступления руководителя партийного проекта «Школа грамотного потребителя», заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина на Образовательном форуме «Кандидат»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Со сферой ЖКХ мы соприкасаемся каждый день. Утром включаем воду, чтобы почистить зубы, и таким образом вступаем в правоотношения с водоканалом. Зажигаем свет – вступили в правоотношения с электросетями. Поэтому данные социологических опросов фиксируют стабильно высокое внимание к проблемам ЖКХ, это естественно.

Очевидно, что общественным транспортом пользуется только определенная часть нашего общества, а пользователи услуг ЖКХ - это практически 100% людей, 143 млн граждан нашей страны. ЖКХ это гигантская отрасль, составляет 5,7 % ВВП. 37 тыс. организаций работают в этом секторе экономики, из них половина – управляющие компании, ТСЖ, вторая половина – это ресурсоснабжающие организации. Они обслуживают 2, 5 млн многоквартирных домов.

Если площадь всех многоквартирных домов сложить вместе, то это будет больше, чем площадь Люксембурга. Протяженность труб, по которым вода поступает в наши дома, - 571 000 км. Это в 1,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. Можно представить, какими приходится оперировать объемами. При этом совершенно очевидно, что всегда найдется какой-то один дом или какой-то участок конкретный водопровода, где происходит авария, где люди чем-то недовольны и это, к сожалению, проецируется на отрасль в целом.

Я много езжу по стране, обсуждая вопросы ЖКХ. Мне говорят, что, возможно, вес проблемы потому, что если в слове «ЖКХ» посчитать количество углов, то их будет 13, и якобы эта цифра довлеет все время над отраслью. Но если быть реалистами и смотреть на ситуацию с позиции ответственных политиков, то за последние пять лет многое удалось сделать. Впервые в этом созыве Государственной Думы у нас появился самостоятельный комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики. Мы приняли порядка двух десятков важнейших законов, которые коренным образом меняют правила игры в отрасли, а точнее, определяют эти правила игры во исполнение президентских указов, которые Владимир Путин опубликовал в мае 2012 года.

Я бы хотел на нескольких направлениях остановиться.

Первое направление - это, конечно, модернизация жилищного фонда. Это тот самый капитальный ремонт, который вызывает сейчас наибольшее количество вопросов. У нас действительно очень непростая история была и с прохождением этого закона, и с его критикой на местах, когда принимались региональные законы, но мы понимаем, что какого-то иного, альтернативного подхода наши политические оппоненты не могут предложить. Домов в разной степени изношенности, которые требуют ремонта - это почти 70% жилого фонда, и если этими домами не будем сейчас заниматься, то через какое-то время они становятся аварийными, т.е. начинают представлять угрозу жизни и здоровью людей, которые в них проживают. Это как в фильме «Дурак», когда трещина в огромном доме проходит, и никто не знает, что с этим делать. И, очевидно, что этой проблемой нужно было заниматься заранее.

В 2008 году появился Фонд содействия и реформирования ЖКХ, и тогда впервые мы поставили перед собой задачу, что нам нужно хронический «недоремонт» ликвидировать. За время работы Фонда почти 130 тысяч домов многоквартирных в стране было отремонтировано в пилотном режиме, но, понятно, что в стране есть 2, 5 млн многоквартирных домов и везде сделать ремонт за счет государства не представляется возможным. Расчеты экономистов показывают, чтобы отремонтировать все дома с учетом энергоэффективности потребуется примерно 6 трлн рублей, а консолидированный бюджет России это 18 трлн рублей, т.е. нам нужно будет откуда-то серьезно отнять, сократить другие расходы, и направить все эти средства на капитальный ремонт. Справедливо ли то? Я думаю, что не совсем, потому что государство не является собственником этих квартир. Их собственники – жильцы, которые их приватизировали, либо купили на рынке, либо они достались им по наследству. В любом случае – это не государство.

Я всегда привожу пример, когда мы меняем сезонную резину на своем автомобиле. Мы же не приезжаем к главе города и требуем поменять резину, потому что иначе наш автомобиль будет угрожать жизни и здоровью людей. Мы это делаем сами. Перешиваем пуговицы на своем пальто. Точно так же мы должны нести бремя содержания в собственности своих квартир. Поэтому альтернатив этой реформе нет.

Мы серьезные экспертные обсуждения на эту тему проводили. Сейчас наша главная задача сформировать доверие к системе капитального ремонта за счет ее прозрачности и открытости.

Второе направление модернизации жилищного фонда – это расселение граждан из аварийного жилья. Аварийный фонд - это почти 50 тыс. домов, 250 тыс. семей, 11,5 млн кв. м. Мы поставили перед собой сложную задачу, чтобы все жилье, признанное аварийным до 1 января 2012, до сентября 2017 года расселить. Сегодня показатели программы по расселению больше 50%, их можно в свободном доступе проверить на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ. Там каждый из домов, который есть в программе, помечен соответствующим индикатором: зеленым, желтым или красным. Любой дом можно на сайте найти, понять, когда он будет отремонтирован, его состояние и статус.

Третье направление – модернизации коммунальной инфраструктуры, рост качества ресурсов, которые потребляют собственники. Основная проблема заключается в изношенности коммунальных сетей – водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения. Если в деньгах, то расходы государства на их ремонт составляют примерно 500 млрд рублей в год. Естественно, только из бюджета финансировать его невозможно, поэтому мы приняли важнейшие решения, связанные с привлечением инвесторов в эту отрасль.

Вместе с Минстроем России развиваем практику концессионных соглашений. Пять лет назад в концессии были переданы порядка 50 муниципальных или государственных унитарных предприятий. Сейчас таких предприятий больше 800. Это значит, что инвесторы приходят, за свои деньги модернизируют предприятия, но важнейшим условием для них является ограничение роста тарифов. Когда приходит инвестор, он все свои затраты стремится возложить на тарифные издержки.

Поэтому четвертым ключевым направлением, которое фракция «Единая Россия» успешно отработала в этом созыве, является ограничение роста платежей по коммунальным услугам. Если помните, еще 5-7 лет назад президенту докладывали, приводили ужасные цифры, когда за зимний сезон плата за коммунальные услуги могла вырасти на 200%. Вообще всем рост платы в среднем в год на 50% представлялся нормальным до недавнего времени.

По инициативе депутатов фракции «Единая Россия» мы приняли решение, по которому совокупный рост платежей по коммунальным услугам не может превышать инфляцию по прошлому году минус коэффициент 30.  Это правило работает с 2015 года, и это позволило нам выйти на четкие ограничения. С 1 июля 2015 года в среднем по стране по шести видам коммунальных услуг составил 8,7%. Инфляция по четырнадцатому году минус коэффициент 0,3. По 2016 году он рассчитан в целом по 4,2 %. С 1 июля 2016 года рост ожидаем в таком объеме.

Пятое направление, вопрос, который стоит в повестке дня и с которым мы сталкиваемся в своей работе – это управление многоквартирными домами. До определенного момента было множество нареканий к деятельности управляющих компаний. В стране 16 тысяч управляющих компаний, есть те, кто добросовестно исполняет свои обязательства, есть те, кто пренебрегает выполнением своих обязанностей. До 2015 года каких-то стимулов выполнять предписания органов жилищного надзора у управляющих компаний не было.

Максимум, чем они могли отделаться, - это штрафы, которые они собирали с тех же граждан.

В 2015 году мы приняли непростое решение и сделали деятельность управляющих компаний возможной только с получением лицензии. К лицензиату предъявляются достаточно жесткие требования по исполнению нормативов содержания многоквартирного дома. За два грубых нарушения дом может быть изъят из списка домов, которые прикрепляются к лицензии. Если таких домов набирается 15%, то вся лицензия отбирается у управляющей компании целиком. Я считаю, что это привело к определенному порядку на рынке.

Понятно, что остаются еще проблемы. Но мы должны понимать, что в 90-е годы, когда мы призывали всех приватизировать свое жилье, мы получили огромный класс собственников, которых мы не научили быть собственниками. Люди, имея собственность, не понимают, что вместе с правами у них появились обязанности. Не понимают, что право собственности дает тебе право управлять этим многоквартирным домом. Влиять на решения, которые принимаются на общем собрании жильцов.

В этом треугольнике – ресурсонабжающая организация, управляющая компания и собственник, - мы все эти годы усиливали элемент «собственник». Давали дополнительные полномочия, право собирать советы МКД, ввели уголовную ответственность за подделку протоколов, сделали возможным вознаграждение для председателей советов МКД, дали компетенцию. В настоящее время сформировалось серьезное движение собственников, которым нужно заниматься, работать, проводить серьезную разъяснительную работу.

Поэтому в 2014 году на Форуме в Челябинске мы приняли важнейшее решение о необходимости запустить проект, направленный на ликвидацию жилищной безграмотности – Школа грамотного потребителя. Проект активно развивается, есть сайт проектшгп.рф – пользуйтесь им, там размещены различные материалы, «Азбука потребителей услуг ЖКХ».

Спасибо за внимание!

Спикер
Сидякин Александр Геннадьевич
Сидякин Александр Геннадьевич
Руководитель Центрального исполнительного комитета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Координатор федерального партийного проекта «Историческая память»

Общественная приемная