На платных дорогах исчезнут шлагбаумы: как автомобилисты будут рассчитываться за проезд? Рассказывает Владимир Афонский

Оборудование, которое предполагает отсутствие шлагбаумов на платных дорогах, уже значительное время используется в других странах. Оно, прежде всего, позволяет решить проблему пробок перед пунктами оплаты. Российские парламентарии, приняв в третьем чтении соответствующие поправки, создали правовые условия для использования таких систем в России, рассказал ER.RU координатор партпроекта «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский («Единая Россия»).
«При пока еще действующих правилах проезда платных участков дорог, когда автомобилисты расплачиваются картами или наличными, путь им преграждают шлагбаумы. Вынужденные остановки, особенно в часы пик, приводят к образованию очередей. Это создает неудобство для водителей и бросает тень на саму идею платных дорог, которые должны быть комфортными и скоростными. Безбарьерный проезд пунктов оплаты поможет избавиться от имеющихся проблем», – подчеркнул парламентарий.
Первой дорогой, оборудованной системой «Свободный поток», станет участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), соединяющий трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга». Всего на кольце установят 12 рамок контроля оплаты проезда, которые в автоматическом режиме будут осуществлять контроль и производить расчет.
«Комплексы «Свободный поток» включают в себя камеры фиксации проезда и считывания номеров, специальные датчики для определения габаритов машины, систему антенн и транспондеров. Автомобиль сможет проезжать через рамки, не снижая скорости. Если он оборудован транспондером, плата за проезд спишется автоматически с этого устройства. А если нет, то закон предусматривает возможность в течение пяти суток рассчитаться за проезд по такому участку, фактически вводя постоплату», – рассказал Владимир Афонский.
Для расчета посредством транспондера планируется использовать специальные счета водителей, без привязки к конкретному автомобилю. Это значит, что одно устройство можно устанавливать на разные машины, например, в одной семье. Оплата также будет производиться по номеру транспондера в личном кабинете на специальном сайте. Там же должна появиться услуга по предварительному расчету маршрута и предоплаты (после поездки система сверит информацию и при необходимости скорректирует счет).
Однако, по словам координатора партпроекта, для полноценной работы системы «Свободный поток» необходимо еще установить ответственность за неоплаченный проезд – ее пока в законе нет.
«Поправки в КоАП, которые предусматривают наказание за это правонарушение, разработаны и прошли первое чтение в Госдуме. Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге предлагается установить в размере 2,5 тысяч рублей для легковых и 5 тысяч рублей для владельцев грузовых машин и автобусов. Неоплаченным предлагается считать проезд, плата за который не поступила в течение пяти дней. Далее водителю придет уведомление о нарушении, и у него будет еще два месяца на погашение задолженности без штрафных санкций. По истечении этого срока придется заплатить и за проезд, и за нарушение», – подчеркнул Владимир Афонский.
Важное условие комфортного для водителей использования системы «Свободный поток» –информирование о начале платного участка, стоимости проезда и способах оплаты, поступлении и списании средств с электронного счета, наличии задолженности при нехватке средств на проезд. Разработчики заверяют, что сделают все необходимое для оповещения участников движения о платных участках дорог. Отдельное внимание обещают обратить на вопрос взимания платы с водителей машин с иностранными номерами.
