Макаров: Бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политики должны совместно работать на развитие экономики
Проекты Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики содержат великолепный анализ происходящего в мировой экономике, оценивают ее влияние на российскую экономику, содержат хороший анализ экономического состояния страны. Однако и депутатам в своих рекомендациях правительству, и профильным министерствам и ведомствам необходимо добиться, чтобы эти документы дополняли друг друга и двигались в одном направлении. Потому что самостоятельной цели у этих документов нет, все они являются частью единой экономической политики. При этом в реализации и самой экономической политики, и отдельных ее направлений необходимо ориентироваться на человеческий капитал в контексте производительных расходов. Это является залогом перехода России на новую модель экономического развития. Об этом в понедельник, 10 октября, в ходе парламентских слушаний на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов» заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Он отметил, что предложенные для обсуждения документы дают основания для вывода об адаптации российской экономики к тем вызовам, которые возникли в связи с кризисом. "Это очень важное обстоятельство, необходимое для понимания ситуации, в которой ставятся задачи", - обратил внимание Макаров.
«Сельское хозяйство уже в этом году выросло на 3,4%, сейчас пошел рост промышленности. Реально уже четвертый квартал этого года станет началом восстановительного роста. Это значит, что страна пережила санкции, которые отрезали нас от финансовых ресурсов, страна пережила то, что считалось катастрофическим: падение цены на наши энергоресурсы», - констатировал Макаров.
«В то же время, вот мы смотрим налоговую политику и видим - хорошее пока закончилось. Мы видим, что темпы роста предполагаются в пределе 1,5%, и дальше - великолепный научный анализ научной литературы. Простите, тут и стандартная модель Салоу, и модель экономического роста Харрода-Домара. Многие ли даже в этом зале слышали об этих методиках? Но вот эти методики позволяют говорить сегодня о предполагаемом росте в пределах 1,5%. И единственного, чего нет в этом научном анализе - кстати, если бы это была диссертация - можно даже не профессора, а академика сразу давать - нет реальных драйверов роста. К сожалению, этого мы не находим ни в одной из трех политик», - подчеркнул парламентарий.
Макаров назвал "отличным" предложение принять новую редакцию Бюджетного кодекса является отличным, предложил кодифицировать Налоговый кодекс («У нас в отдельных статьях уже не хватает букв, приходится цифрами обозначать статьи»), однако указал что все эти инициативы не являются драйверами роста экономики. "Это та текущая работа, которую мы должны делать", - подчеркнул глава бюджетного комитета.
Он остановился также на пункте о необходимости сокращения расходов. "Отличная цитата, привожу: «будет разработан бюджетный прогноз до 2034 года, и он решит вопрос неопределенности расходов. Единственная проблема - у нас с вами лежит законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс, согласно которому у нас возникают проблемы в планировании расходов на 2018 и 2019 годы. Я понимаю, что на 2034 запланировать проще, но все-таки хотелось бы больше определенности», - обратился глава комитета Госдумы по бюджету и налогам к разработчикам документов.
Макаров также призвал рационально подходить к формированию бюджетного правила. «Очень не хотелось бы, чтобы новое бюджетное правило стало бы таким же, как правило ушедшее. Потому что до тех пор, пока оно устраивало финансовый блок, то есть когда оно не давало тратить деньги - оно было правилом. Когда оно перестало устраивать - оно правилом быть перестало.Очень бы хотелось, чтобы бюджетные правила рождались в ходе публичного обсуждения. Сегодня мы обсуждаем предложение министерства финансов. И я благодарен за серьезную проработку этих вопросов. Это позиция министерства финансов, это позиция министерства экономического развития, но очевидно, что из документа правительства, который будет называться бюджетной политикой, эти положения должны быть полностью исключены", - заявил Макаров и добавил, что "это имеет не теоретическое значение".
"Когда мы смотрим проект бюджета уже на предстоящую трехлетку, мы рассматриваем проекты, видим, что предлагается уже в этих бюджетах рассматривать с учетом тех необходимых условий, которые дадут возможность уже в 2020 году ввести бюджетное правило. Вот это уже работа парламента», - уточнил Макров.
Парламентарий заявил, что депутатам предстоит в рамках открытой дискуссии, публичного спора обсуждать вопросы, связанные с формированием бюджета. При этом он обратил внимание, что «даже в самой бюджетной политике говорится, что, к сожалению, приоритетные проекты нашли пока не полное отражение". "Мы будем рассматривать государственные программы. Остается констатировать, что сегодня государственные программы не стали основой бюджета, как об этом говорил президент. То есть мы не можем увидеть эффективность расходов, мы можем отчитаться о том, сколько денег истрачено, а о результативности расходов говорить пока рано», - обратил внимание Макаров.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам обратил внимание на то, что замечания, которые должны быть сделаны к проектам Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, правительство рассмотрит в четверг в ходе заседания. Другой ряд вопросов необходимо будет поднять при разработке основных направлений бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики. «И вот здесь, как пожелание на будущее: хотелось бы, чтобы эти документы как минимум не противоречили друг другу. В общем, хотелось бы, чтобы они друг друга дополняли. И двигались бы в одном направлении. Потому что самостоятельной цели у этих документов все-таки нет. Все они суть единой экономической политики», - подчеркнул Макаров.
«Может быть, стоит предложить вообще поменять Бюджетный кодекс, сделать единое направление бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики? Потому что иначе, когда мы читаем в бюджетной политике налоговые вопросы, которых в налоговой политике нет, и наоборот - достаточно странно получается. Такое ощущение, что у различных департаментов министерства финансов различные политики, что, наверное, тоже не совсем правильно», - уточнил парламентарий.
По его словам, в разделе «Эффективность использования бюджетных средств» перечислено все то, что было сделано за предыдущий год. Очень хорошие меры, многие из них рассматривались в парламенте, большинство было одобрено и Госдумой, отметил он. "Нет только одного - анализа, к какому результату это привело", - указал Макаров.
«И в данном случае либо наши меры были неправильны, либо что-то не так. А вот что не так - анализа, к сожалению, нет. С федеральными адресными инвестиционными программами сложилась катастрофическая ситуация. Мы с трудом находим деньги на строительство объектов в регионах, а у нас падают показатели введения этих объектов. Деньги на эту тему осваиваются почти полностью. Катастрофическая ситуация - отсутствие контроля», - заявил Макаров.
Он также обратил внимание на раздел о межбюджетных отношениях. Здесь предусмотрена мера, которой предлагается распределять один процент прибыли от богатых регионов к бедным.
«Очень важно, что наконец–то хороший раздел прописан, великолепный раздел, есть только одно «но» - одна конкретная мера, которой предлагается распределять один процент прибыли от богатых регионов к бедным. «2017 год, от богатых к бедным…» - вообще, это вызывает не очень хорошие ассоциации. Возможно, это вынужденная мера и с ней надо согласиться. Но, тем не менее, эта мера не может приниматься как универсальная, а главное, достаточная для решения проблем регионов», - заявил он.
Однако же, по словам Макарова, совершенно очевидно, что этих мер недостаточно, но все остальные меры - льготы по региональным и местным налогам - должны быть переданы в регионы. «Второй ключ - они детально не прописаны, они остаются лозунгами, очень часто достаточно опасными для восприятия. Когда мы говорим: давайте уберем льготы с федерального уровня и отдадим на региональный, мы сразу слышим: они хотят отменить льготы. Но это не касается никаких социальных вопросов, здесь будет крайняя осторожность, и мы просто даем возможность регионам самим распоряжаться теми средствами, которые поступают в их бюджеты», - акцентировал внимание Макаров.
Он заявил, что принято решение о единой субсидии, которая в начале года будет передана под ответственность регионов. И для того, чтобы повысить ответственность регионов, будет заключаться договор.
«Ответственность за невыполнение этого договора соответствует бюджетному законодательству - изъятие денег. Это значит, что за какие-то ошибки и просчеты любых должностных лиц ответят люди, у которых эти деньги отберут. Хотелось бы больше конкретики. Я вовсе не думаю, что Минфин именно это хочет сделать, но это документы, которые нужны не для того, чтобы просто обсудить и отчитаться. Это документы, на основании которых должна строиться экономическая политика», - сказал Макаров.
Далее, по его словам, необходимо рассмотреть все государственные программы и проверить, каким образом в них найдут отражение все указы президента, каждая копейка, и все приоритетные проекты. И это необходимо сделать публично.
Что касается таможенно-тарифной политики, то Макаров заявил, что здесь необходимо регламентировать меры стимулирования несырьевого экспорта и импортозамещения. «Хотелось бы увидеть, как заработает единая база налоговых и таможенных органов. Как декларация есть, конкретики мы не видим», - подчеркнул он.
«Если говорить об имеющихся резервах, то мы говорим о базе налоговой и таможенных органов. Вот вы знаете, я считаю, у нас же огромное количество популизма. Надо сокращать проверки бизнеса. Конечно надо. Количество налоговых проверок у нас сейчас 30 тысяч в год. 0,1% предприятий под них попадает, и то они проводятся только, когда есть серьезные нарушения закона. Мы пытаемся сейчас втащить налоговые проверки в общий пакет проверок и говорим: давайте мы их проводить не будем. Но у бизнеса как раз к налоговым проверкам почти претензий нет, а если и есть такие какие-то претензии, они сразу разбираются. Поэтому давайте не будем лозунгами подменять содержание работы», - заявил Макаров.
Он также обратил внимание на интернет-торговлю и на необходимость защищать свой рынок, чтобы была здоровая конкуренция.
«Отсутствие регистрации НДС по интернет-торговле только в этом году стоило бюджету 45 миллиардов рублей, но уже в этом году эта сфера выходит на оборот, составляющий почти одни триллион рублей, а к 2020 году интернет-торговля через зарубежные компании уже составит 77% всей торговли. Вы может посчитать, сколько денег уйдет из страны. Надо закон вносить и вводить это с 1 января следующего года. Кстати, если ввести это с 1 января следующего года, получите в бюджете дополнительно 64 миллиардов», - подчеркнул Макаров.
Он коснулся и вопроса неповышения налогов. «Звучат предложения о повышении размера пени. Многие недобросовестные работодатели считают возможным не платить налог, потому что заплатить налог дешевле, чем заплатить сразу эти деньги. Надо менять ситуацию. Но зачем же сразу для всех повышать пеню? Давайте пойдем более умными решениями. Давайте установим прогрессивную шкалу пеней: если ты не заплатил в течение какого-то времени, она начинает резко возрастать. И не ударит по всем, потому причины неплатежей могут быть самыми разными», - заявил Макаров.
Он отметил также, что в прошлом году были великолепные основные направления налоговой политики и там же содержался анализ того, что было сделано, какие проекты не были воплощены в жизнь, а также представлены результаты.
«Мы должны повышать эффективность работы, поддерживать регионы, образование, здравоохранение. Опять мы видим в бюджетной политике фразы: образование и здравоохранение - непроизводительные расходы. До тех пор, пока мы будем относиться к человеческому капиталу как к непроизводительные расходам, мы не сможем нормально перейти на новую модель экономического развития», - заключил Макаров.