Итоги работы над законом о занятости. Статья Андрея Исаева
30 ноября Государственная Дума рассмотрит в третьем, окончательном чтении законопроект «О занятости населения в Российской Федерации». Напомню, что этот документ был внесён группой депутатов Госдумы и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко 11 января 2023 года и принят нами в первом чтении 15 марта. Затем рабочая группа Госдумы, занимающаяся вопросами совершенствования трудового законодательства и законодательства о занятости, собрала предложения по закону от парламентариев, профсоюзов, объединений работодателей, других общественных организаций, обсудила их со сторонами социального партнёрства и подготовила 210 поправок на принятие. 17 ноября они были поддержаны Государственной Думой при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
В четверг при голосовании за законопроект в третьем чтении мы планируем также принять постановление Государственной Думы, в котором будут зафиксированы важные направления нашей дальнейшей работы в сфере занятости.
Прежде всего мы намерены записать в постановлении, что наша рабочая группа будет осуществлять мониторинг правоприменения нового закона о занятости и при необходимости выходить с предложениями о внесении тех или иных изменений в законодательство. При этом на некоторые вопросы нужно будет обратить особое внимание. Во-первых, на то, как обновляются меры господдержки в сфере трудоустройства граждан в условиях динамично меняющегося рынка труда и появления новых форм занятости, а также в ситуации дефицита кадров и необходимости сокращения этого дефицита. Во-вторых, мы будем отслеживать развитие новых форматов партнёрского взаимодействия работодателей и государственной службы занятости населения. В-третьих, для нас важно взаимодействие этой службы с негосударственными организациями. В-четвёртых, мы будем мониторить, как обстоят дела с занятостью инвалидов, нет ли проблем на уровне работодателей и государства. В-пятых, посмотрим на взаимодействие государственной службы занятости с системой среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования: насколько оно тесное, отвечает ли потребностям рынка труда в работниках необходимых квалификаций. В-шестых, мы должны увидеть, насколько оптимален перечень обязательной информации, предоставляемой работодателями в службу занятости, и порядок этого предоставления.
Также согласно постановлению рабочая группа будет готовить предложения по повышению размеров пособия по безработице с учётом достижения целей социально-экономического развития нашей страны. К этой работе мы в обязательном порядке будем привлекать депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федерации, представителей правительства, профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Кроме того, мы намерены рекомендовать комитетам Госдумы при рассмотрении законопроектов в сфере трудовых и связанных с ними отношений обеспечивать участие представителей сторон социального партнёрства: Российского союза промышленников и предпринимателей и Федерации независимых профсоюзов России. Такая норма уже существует в действующем законодательстве, но, включая её в постановление, мы подчёркиваем её значимость и необходимость неукоснительного исполнения.
В ближайшее время мы также планируем начать рассмотрение законов-спутников к закону о занятости, которые должны привести Трудовой кодекс, Налоговый кодекс и другие законодательные акты в соответствие с новыми нормами. Наконец, продолжится работа над законопроектом о платформенной занятости, который коснется около 5 млн граждан нашей страны.