Дмитрий Медведев: К смерти Магнитского привели преступные действия
Президент РФ Дмитрий Медведев считает необоснованными заявления правозащитников о том, что власти ничего не делают для смягчения уголовного кодекса.
«С чем я не могу согласиться, так это с тем, что практически в этом плане мы ничего не делаем. Не могу согласиться хотя бы потому, что я сам стараюсь этим заниматься", - сказал глава государства во вторник 5 июля, на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Стенограмма заключительного слова Медведева опубликована на сайте Кремля.
"Вы отлично знаете, у нас Уголовный кодекс всегда был сверхрепрессивным и в советские времена, и в постсоветские. Я стараюсь этим заниматься и могу точно сказать: я этим занимаюсь больше, чем Горбачев, Ельцин и Путин вместе взятые. Не потому что они не тем занимались, но вот так, просто я занимаюсь, они - не занимались", - сказал Медведев.
По его словам, уголовное законодательство пришло в движение, которого там не было десятилетиями, это абсолютно точно. "Мне просто хотелось бы, чтобы вы в этом плане мне просто больше помогали. И своими советами, и своей позицией", - обратился президент к правозащитникам.
Комментируя ситуацию вокруг юриста Сергея Магнитского, Медведев заявил, что к трагическому исходу, по его мнению, привели преступные действия. "Случай Магнитского - это очень печальный случай. Потому, что человека не стало, и, судя по всему, там действительно были какие-то преступления, которые как минимум привели к этому результату", - отметил президент, добавив, что люди «не должны в тюрьме умирать, если они болеют, они должны оттуда выходить лечиться, а потом их судьбу должен определять суд, сообщает «Интерфакс».
"Но мне просто очень не хотелось бы, чтобы мы проблему большого количества людей, которые, наверное, сидят в тюрьмах не всегда обоснованно и справедливо, сводили к проблеме одного дела, - сказал Медведев.- Потому что у меня порой возникает ощущение, что в нашей стране есть только две проблемы, которые должны волновать тех, кто занимается правами человека, прокуроров, в конечном счете президента, - это дело Магнитского и дело Ходорковского. Большие серьезные дела, но я считаю, что все-таки мы должны смотреть глубже".
Кроме того, как следует из стенограммы заседания, Медведев поддержал идею создания фонда помощи жертвам преступлений. Он отметил, что "это "хорошая тема, но вопрос в том, кто будет создавать такой фонд".
Президент пояснил, что у государства нет прямой ответственности на этот счет, и предложил рассмотреть вариант создания такой общественной структуры, "которая будет консолидировать деньги". "Главное, чтобы это не превратилось в какие-то коррупционные схемы, которые будут не жертвам помогать, а решать задачи их участников", - подчеркнул Медведев.
Президент согласился проанализировать вопрос создания алиментного фонда для защиты имущественных прав детей при разводах, отметив, что "надо взвесить, насколько мы способны потянуть такой алиментный фонд".
"Наверное, что-то подобное можно было бы сделать", - сказал Медведев.
Одновременно он предложил "все-таки, идти по пути более жесткой ответственности за неисполнение алиментных обязательств". "Ничего в этом плохого нет, потому что это родительские обязанности. Каждый должен понимать, за что он отвечает", - подчеркнул глава государства.
Также президент выступил против создания в стране службы по делам детей и семьи, отметив, что она не нужна. "Потому что, чем больше создаешь бюрократических органов, тем хуже. Как только новое министерство создаешь - все, считай, что дело запорото. А уж тем более по таким тонким моментам", - отметил он.
По мнению Медведева, "лучше заниматься не созданием новых бюрократических структур, а укреплять правозащитную составляющую и заниматься развитием неправительственных организаций, особенно социально ориентированных.
Вместе с тем, президент отказался участвовать в дискуссии по поводу эффективности так называемых "фильтров Петрика" – эта тема была вновь поднята правозащитниками на заседании в Нальчике. Глава государства не стал ее комментировать, отметив, что у этих фильтров есть такие же горячие сторонники, как и противники. "Можно про фильтры Петрика говорить ничего не буду? Конечно, президент в нашей стране должен всем заниматься, включая фильтры Петрика. Но давайте не буду", - сказал Медведев.
Фильтры для очистки воды, запатентованные изобретателем Виктором Петриком, вызвали полемику в российской печати и экспертном сообществе. В частности, комиссия РАН дала на них отрицательное заключение, однако, у изобретателя есть немало и сторонников.