Депутат Госдумы просит Генпрокурора РФ и главу МВД РФ проверить «Яндекс такси»
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по контролю и регламенту, депутат фракции «Единой России» Михаил Романов направил депутатский запрос в адрес Генерального прокурора РФ Юрия Чайки и Министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева с призывом взять под личный контроль дело о киргизском водителе на машине «Яндекс Такси», который заснул за рулем и сбил в центре Москвы восьмерых пешеходов, в том числе и иностранных гостей Чемпионата мира по футболу. По словам виновного, к этому моменту он провел за рулем около 20 часов.
Депутат также призвал правоохранителей провести комплексную проверку деятельности одного из крупнейших агрегаторов в России – ООО «Яндекс.Такси», включая проверку его контрагентов, предоставляющих транспортные средства для оказания пассажирских услуг.
В запросе парламентарий подчеркнул, что, согласно положению, утвержденному Минтрансом РФ, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. «Однако в сложившихся условиях отследить сколько фактически водитель находится за рулем не представляется возможным, так как таксист может пользоваться услугами нескольких интернет-приложений по вызову такси, которые не обязаны контролировать состояние водителей», - говорится в документе.
В запросе также отмечается, что компания-перевозчик, как правило, арендует автомобили и в свою очередь сдает их водителям в субаренду. Причем трудовой договор в таких случаях заключается редко: экономические отношения водителя и парка фиксирует договор аренды на машину. С интернет-приложением, которое позволяет быстро находить клиентов, таксист заключает отдельный договор на информационные слуги и выплачивает комиссионные с каждого заказа. Причем широкий рынок позволяет ему быть пользователем неограниченного количества агрегаторов. Таким образом, вся ответственность за возможные ДТП лежит только на водителе, а убытки в связи с повреждением транспорта или ущербом здоровью пассажиров покрывает страховая компания, у которой он купил ОСАГО. Ни парк, ни агрегатор, ни страховщики не отвечают за режим работы водителя и его физическое состояние при выходе в рейс.
«Деятельность агрегаторов, напрямую влияющая на формирование рынка такси, законодательно не урегулирована. Данные субъекты не учтены и не идентифицированы в процессе оказания транспортных услуг. Не установлены их права и обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром», - говорится в депутатском запросе.
По словам Романова, инцидент уже отрицательно сказался на международном имидже РФ. «В дни проведения исторического российского мундиаля такие происшествия особенно заметны. Но и в обычное время засыпающие за рулем водители представляют собой серьезную опасность», - сказал он.
Парламентарий подчеркнул, что, хотя это ДТП и обошлось без трагических последствий, общество, в том числе правоохранители и законодатели, получило крайне тревожный сигнал: пользующимся агрегаторами водителям необходимо дополнительное правовое регулирование помимо правил дорожного движения и ОСАГО. «В ближайшее время мы проведем в Государственной Думе консультации по внесению необходимых корректировок в действующее законодательство», - пообещал парламентарий.
Напомним, ДТП произошло вечером 16 июня в Москве на улице Ильинка. Такси въехало в группу футбольных болельщиков. В результате пострадали восемь человек, среди них граждане Мексики и Украины. После инцидента полиция возбудила уголовное дело по ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Водителя такси задержали, им оказался уроженец Киргизии. На допросе он объяснил, что уснул за рулем, перепутал газ с тормозом и выехал на тротуар.