Карта сайта
31 января 2013, 10:31

Местное самоуправление как демократия «малых пространств»

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Органы самоуправления и законодательная база для их функционирования в России созданы - теперь необходимо добиться их оптимального экономического эффекта

Заседание Совета по местному самоуправлению пройдет в четверг, 31 января.

В соответствии с Конституцией РФ, осуществлять функции государственной власти на местах должны органы местного самоуправления (МСУ), которые формируются на выборной основе на территориях муниципальных районов и поселений. Подразумевается, что органы местного самоуправления должны функционировать и решать местные проблемы автономно от других органов государственной власти. Также подразумевается четкое разграничение полномочий и предметов ведения.

Практически органы самоуправления в России имеются и законодательная база для их функционирования в России также есть. Но экономического эффекта от их деятельности почти не ощущается. Оставив в стороне причины (довольно объективные), по которым это произошло в нашей стране, можно констатировать, что активное население на местах оказалось оторванным от участия в управлении. Но без такого участия пропадает мотивация к эффективной экономической деятельности. В результате сегодня в экономической деятельности практически участвуют только те, кто непосредственно входит во власть или находится рядом с ней. Следствием становятся куцые доходы бюджетов МСУ.

То есть, при существующей системе государственного управления, основанной на административном ресурсе, ни о какой «автономности» органов местного самоуправления не может быть и речи. В этом и заключается фундаментальное противоречие в системе госуправления России.

«Развитие местного самоуправления в России является одной из главных составляющих модернизации страны. Однако, существуют проблемы, препятствующие реформе. И первая из них – финансово-экономическая слабость муниципальных образований. Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. Спектр полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился», - считает замсекретаря Генсовета «Единой России», председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

В России более чем 24 тыс муниципальных образований, и практически все они дотационные. Даже среди наиболее обеспеченных городских округов таковых около 90%. В самом плачевном положении оказались городские и сельские поселения, попавшие в зависимость еще и от муниципальных районов и передавшие им многие свои полномочия.

Пути улучшения ситуации с местными бюджетами есть. Во-первых, это отнесение некоторых налогов к разряду местных, главный из которых – налог на недвижимость. Это позволит не только улучшить ситуацию с наполняемостью муниципального кошелька, но и поможет контролировать операции с недвижимостью.

Во-вторых, увеличение процента отчислений от налога на прибыль предприятий.

В-третьих, модернизация земельного налога в сторону увеличения количества субъектов, уплачивающих его.

В-четвертых, государственное софинансирование учета имущества, признанного бесхозным.

Очевидно, есть и другие способы, но главное – желание государства за местным бюджетом увидеть конкретных людей, проживающих в муниципалитетах.

На государственном уровне есть понимание всей остроты проблемы. Правительством России разработан план повышения уровня доходов местных бюджетов, согласно которому, средства от многих налогов, акцизов и штрафов, полностью или частично поступавшие в бюджеты «высших инстанций», теперь будут оставаться на муниципальном уровне.

Так, например, уже с 2013 года штрафы за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты. С 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. С того же года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Нормативы данных отчислений должны устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения.

Помимо этого, в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза. То есть движение в нужном направлении явно просматривается.

«Роль местного самоуправления в современной России повышается. Местные главы и депутаты получают новые полномочия. Расширяется круг вопросов муниципального ведения», - отмечает Кидяев и выделяет четыре основные функции, которые должны выполнять муниципальные представительные органы.

«Во-первых, это функция контроля за исполнительной властью. Во-вторых, программная функция – планирование развития территории своего муниципалитета, претворение этих планов в жизнь. Третья, самая важная функция – защита интересов жителей. Четвертая – функция общественного контроля», - перечисляет парламентарий.

Все это - ровно то, о чем в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» говорил в ходе президентской кампании Владимир Путин, справедливо отмечая, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути – лишают смысла само существование муниципального уровня власти».

Ссылка для блогов
темы
Статьи Путина Общество
последние новости