Карта сайта
12 сентября 2012, 20:29

Медведев встретился с активом Партии в Пензе

Председатель партии «Единая Россия», председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в среду, 12 сентября, встретился с активом партии «Единая Россия» в Пензе. ER.RU представляет стенограмму встречи
Д.А.Медведев: Добрый день, дорогие друзья! Прошу садиться. Во-первых, я очень рад вас всех видеть. Впереди у нас целый ряд важных событий в жизни страны, в жизни, естественно, Пензенской области и в развитии партии. Мы об этом поговорим. Для начала я бы буквально просто несколько слов сказал о том, что у нас происходит. Политическая система живёт и развивается. «Единая Россия», будучи самой мощной политической силой в стране, должна найти в новых условиях своё место. Надеюсь, что это будет лидерское место: нам лидерские позиции отдавать пока некому, да и смысла нет. Но для того, чтобы удерживать лидерство, надо демонстрировать результаты. В отличие от наших политических оппонентов «Единой России» есть что предъявить, есть прямой результат работы на всех уровнях власти. Про федеральный не говорю, но даже если вернуться к областным делам… Вот мы сейчас говорили, например, с Василием Кузьмичём (В.К.Бочкарёв – губернатор Пензенской области) о развитии спорта. Действительно, у вас очень хорошие результаты выступления ваших спортсменов на Олимпийских играх, на других соревнованиях. Это приятно, но даже не это главное. Мне только что губернатор сказал, что у вас в области всего действует 33 бассейна. Мы об этой программе говорили уже несколько лет назад, когда я приезжал. А что такое 33 бассейна? Это значит, что десятки, если не сотни тысяч людей могут ходить и просто реально укреплять своё здоровье, причём занимаясь одним из таких наиболее гуманных видов спорта, потому что вода всем помогает – и людям совсем здоровым, и людям, у которых есть свои проблемы со здоровьем. Вот это и есть вклад в развитие территории, в развитие региона, в здоровье людей. Этих примеров много, но самое главное – чтобы мы не останавливались в своём развитии.

И самое главное – выполнять свои обещания. Это касается, конечно, не только региональных властей, это касается муниципальных властей и вообще ответственности каждого из нас на своём месте. Хотел бы сказать, что у нас есть целый ряд проектов, по которым мы обязаны двигаться. Вот мы только что рассматривали целый ряд медицинских вопросов с губернатором. Ну и также я проинформировал Василия Кузьмича и хочу вас всех проинформировать, что мной принято решение о том, чтобы достроить известный мостовой переход, в который пришлось вкладывать различные финансовые средства и решить эту задачу в положенные сроки. В условиях довольно сложного бюджета это было нелегко, но тем не менее решение мной только что принято, деньги пришлось найти (ещё раз подчёркиваю – из разных мест), так что я надеюсь, это тоже будет подарком для всех жителей Пензенской области.

Дорогие друзья, давайте теперь просто поговорим о жизни, развитии партии, развитии нашей страны, ну и просто о том, как вам видится будущее. Если у вас есть какие-то другие вопросы, я, естественно, с удовольствием на них отвечу, потому что считаю весьма важным, чтобы руководство партии, Председатель партии регулярно общался с партийным активом, а это вы. Пожалуйста.

И.А.Белозерцев: Добрый день, Дмитрий Анатольевич, добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас на пензенской земле. Я являюсь секретарём Пензенского регионального отделения партии «Единая Россия». Большое Вам спасибо за то, что Вы в своём плотном графике нашли возможность встретиться с партийным активом. Мы это расцениваем, как вотум доверия нашим партийцам и поддержку, партийную поддержку лидера в осуществлении нашей деятельности на пензенской земле.

Наше пензенское региональное отделение было создано в декабре 2001 года и тогда насчитывало всего-навсего лишь 200 членов партии. Сегодня нас свыше 28 тыс. – 1071 первичка, 33 местных отделения. Сегодня в этот зал пришли и секретари первичек, и секретари местных отделений, кандидаты в депутаты Законодательного собрания Пензенской области. У нас вот приближаются выборы, немножко времени осталось, поэтому пришли и беспартийные, те люди, которые на протяжении многих лет поддерживали партию «Единая Россия» в осуществлении наших партийных проектов.

У нас сегодня есть вопросы, которые связаны и с развитием внутрипартийной демократии, и партийного, внутрипартийного лидерства (то, о чём мы принимали решение на нашем последнем съезде). У нас есть и вопросы, которые волнуют простых граждан города Пензы, Пензенской области. И мы верим и надеемся на то, что на эти вопросы мы, как всегда, от Вас получим исчерпывающие ответы. Спасибо Вам.

Д.А.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, прошу вас. Я, к сожалению, не знаком с большинством из вас, поэтому у меня просьба: представляться, чтобы я мог к вам обратиться правильно.

И.И.Артёмов: Артёмов Игорь Иосифович, заместитель секретаря регионального политсовета. Добрый день, Дмитрий Анатольевич.

Д.А.Медведев: Добрый день.

И.И.Артёмов: Нам предстоят выборы. В этих условиях резко обостряется конкурентная борьба между партиями, но у нас есть одно большое конкурентное преимущество – это наши партийные проекты, которые отвечают чаяниям населения, и эти проекты нацелены на результат. В Пензенской области реализуется сегодня семь таких проектов. Так, проект «Дороги» позволил с прошлого года заняться ремонтом внутриквартальных дорог, которые не ремонтировались на протяжении 30 лет. Проект модернизации образования позволил нам довести зарплату учителей до средней по региону одними из первых в Российской Федерации. Проект «Качество жизни (Здоровье)» позволил нам отремонтировать все больницы и оснастить их наисовременнейшим оборудованием.

Хотелось бы сказать, что эти все проекты отвечают реальностям, которые нам необходимо осуществлять.

Д.А.Медведев: Не волнуйтесь, Игорь Иосифович.

И.И.Артёмов: Хорошо.

Д.А.Медведев: Я понимаю, что не так часто приходится в прямом эфире выступать, но дело это не такое сложное, как кажется.

И.И.Артёмов: Да. Значит, сейчас идёт дискуссия в партии – много или мало этих проектов (их на сегодняшний день 43, плюс ещё один проект – 44, федеральные проекты). Кто-то говорит, что их слишком много: если бы было меньше, они были бы более узнаваемыми, были бы более на слуху. Секретари первичных организаций считают, что их должно быть больше,  тогда они могли бы решить определённое количество проблем для населения непосредственно. Сторонники партии ищут связку между теми проектами, которые они хотят предложить, и партийными проектами. Секретари политсоветов видят в этом поиск ещё и значимых людей, которые потом могут участвовать в выборных кампаниях. Я считаю, что на сегодняшний день нам необходимо создать рабочую группу, которая смогла бы выработать систему оценки этих партийных проектов. И я думаю, что все бы от этого только выиграли. Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо. Во-первых, Игорь Иосифович, я хотел бы сказать, что невозможно говорить однозначно, много этих проектов или мало. Мы должны просто идти от жизни, в том числе и от жизни в Пензенской области: где-то и в силу реальной экономической ситуации, и сложившейся финансовой ситуации их может быть больше, где-то меньше, но должны быть федеральные проекты, которые партия ведёт, и проекты региональные. Вот мне кажется, две этих составляющие, два компонента должны быть обязательно. Это первое.

Второе, нам очень часто наши оппоненты говорят: «А какие это партийные проекты? И так государство бы это всё финансировало, и нечего привязываться или примазываться к обычным государственным тратам». Это неверно. Это нечестно. Почему? Потому что выбор приоритетов – это всё равно решение той политической силы, которая находится у власти. Вот если бы у власти были какие-то другие политические силы, они, может быть, выбрали бы какие-то другие политические приоритеты, за них бы голосовали - и в Государственной Думе, и в законодательных собраниях. Но пока у власти стоит в большинстве регионов нашей страны и в большинстве муниципалитетов «Единая Россия», именно она и отвечает за текущую ситуацию, несёт всю полноту ответственности. Но это именно наши решения, а не чьи-то другие, поэтому я считаю, что мы вправе некоторые из этих проектов считать хорошо развивающимися, а некоторыми из них, если не гордиться, то во всяком случае предъявлять их людям. И здесь я хотел откровенно сказать вам: здесь нашей партии нечего стесняться, мы же ничего плохого не делаем! Мы занимаемся восстановлением, например, дорог между дворами, межквартальных сообщений. Но они убитые были совсем, сейчас они лучше становятся, правда, в каждом регионе по-своему. У вас этот проект действует активнее. Ну и что здесь плохого? Но люди, наши граждане, должны помнить всё-таки, что происходило ещё некоторое время назад и какие решения были приняты при участии «Единой России», для того чтобы эти дороги просто стали лучше. Кстати, не везде одинаковая ситуация. Вот мы с Сергеем Ивановичем (С.И.Неверов) ездим в разные места, бываем, я стараюсь обычно сам за рулём проехаться, для того чтобы почувствовать себя, извините, в шкуре обычного гражданина, обычного человека, который живёт на территории той или иной области, почувствовать всеми, извините, местами эти дороги. Ну вот могу вам сказать: ваши дороги неидеальные, но они гораздо лучше, чем дороги некоторых соседей, я никого не хочу обижать. Но тем не менее это означает, что этим партия здесь, партийная организация в Пензенской области, занимается – надо об этом рассказывать.

И.И.Артёмов: Спасибо.

Д.А.Медведев: Пожалуйста.

Т.В.Курдова: Дмитрий Анатольевич, Курдова Татьяна Владимировна, секретарь первичного отделения Ленинского района города Пензы. У меня такой вопрос: я слышала из СМИ, что с 2013 года будет установлен принцип… как бы это сказать – нуждаемости, так скажем, в решении вопросов о предоставлении пособия гражданам неработающим, которые ухаживают за детьми до полутора лет, а также что изменится порядок предоставления таких же льгот для людей, которые ухаживают за другими нетрудоспособными гражданами. Правда это или нет?

Д.А.Медведев: Спасибо, Татьяна Владимировна. Скажу вам абсолютно откровенно, что у нас сейчас идёт очень непростой бюджетный процесс. Мы сознательно закладываем самые тяжёлые финансовые условия, потому что мы не можем ориентироваться на максимально оптимистическую ситуацию. Мы, наоборот, должны исходить из пессимистического сценария развития мировой экономики и нашей экономики, поэтому мы в ряде случаев вынуждены принимать очень скупые решения, в ряде случаев даже резать по живому, ограничивая затраты по очень важным направлениям. Скажу вам по-честному (я в разных местах работал): вот эта делёжка денег (а я сейчас именно этим занимаюсь) – очень тяжёлое занятие, потому что, когда ты понимаешь, что каждый проект важен для страны, для людей, просто рука не поднимается, а с другой стороны, понимаешь: есть бюджетное правило, есть некий максимум, внутри которого мы должны находиться, иначе у нас может быть провал экономики, такой, как во многих европейских странах, где тратили немерено, а доходы были вот такие, типа Греции той же самой. Поэтому это сейчас очень такой сложный процесс, но мы должны сохранить все социальные завоевания последних лет. И не потому, что так выгодно партии «Единая Россия», а потому, что так хотят наши люди, потому что они нам доверили власть, потому что они хотят жить в человеческих условиях. А за последние годы, кто бы что ни говорил, уровень жизни в нашей стране вырос. И мы должны сохранить все те возможности, которые были нами созданы. Поэтому, несмотря на различного рода призывы, идеи, скажем откровенно, обращения ко мне со стороны отдельных руководителей министерств и ведомств, я принял решение и по пособию по уходу за ребёнком до достижения возраста полутора лет, и по пособию, которое касается ухода за нетрудоспособными гражданами, – всё сохранить в полном объёме, как мы это делали и раньше.

Пожалуйста, прошу вас.

Е.А.Мещерякова: Елена Мещерякова, секретарь первичного отделения Октябрьского местного отделения. Дмитрий Анатольевич, мне 40 лет, и я уже сейчас задумываюсь о своей будущей пенсии. Свои пенсионные накопления я вложила в негосударственный пенсионный фонд. Сейчас ходят слухи, что накопительная часть пенсии отменится. Правда это или нет? И что ждать нам вообще от пенсионной реформы?

Д.А.Медведев: Это действительно сложный вопрос, которым сейчас Правительство занимается. Ждать, скажу коротко, от модернизации пенсионной системы – только её улучшения. И здесь никаких сомнений быть не должно. Мы не вправе изменить пенсионную систему таким образом, чтобы наши люди потеряли. Это неправильно, неверно, нечестно.

В том, что касается различных элементов пенсионной реформы, мы сейчас обсуждаем разные подходы к тому, что может быть. Действительно, есть идея, касающаяся модернизации накопительной части пенсии. Но, кстати сказать, никто не говорит просто об отмене накопительной части. Этого нет. Речь идёт о том, чтобы модернизировать накопительную часть пенсии конкретного гражданина. Для чего? Я подчеркиваю, решение пока не принято, но смысл заключается только в одном: чтобы когда наши люди начнут получать эту соответствующую накопительную часть, она была достойной по размеру, потому что пока, откровенно говоря, размер накопленных денежных средств не идёт ни в какое сравнение с так называемой солидарной частью пенсии, а мы эту накопительную систему придумали, для того чтобы она была весомой добавкой к другой, распределительной, части пенсионных накоплений. Поэтому ждать только позитивных изменений, а что касается судьбы накопительной части, то мы это всё обсудим и предложим наиболее оптимальный для каждого человека вариант.

Пожалуйста.

Я.В.Куприна: Спасибо. Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Куприна Яна Владимировна, учитель английского языка гимназии №44. Призёр Всероссийского конкурса «Учитель года России–2011». Буквально год назад Вы встречали нас, 15 победителей конкурса, в Московском планетарии.

Д.А.Медведев: Да, было дело.

Я.В.Куприна: Именно тогда и именно с Вами я смогла поделиться своей радостью о том, как замечательно прибавили зарплату педагогам в Пензенской области, ну а сейчас, я думаю, и по всей России. Но тем не менее начался новый учебный год, а вместе с ним стартовала и осенняя сессия в Государственной Думе. Один из законопроектов, который сейчас находится на рассмотрении у депутатов, вызывает, конечно, много вопросов и у нас, педагогов, и у огромного количества родителей, – это законопроект об образовании. Конечно, мы слышим очень много критики в адрес этого законопроекта. И чем нас только не пугают: тем, что отменят право выбора школы, отменят право обучаться на родном языке, но, самое главное, что отменят бесплатное образование. И вот сегодня я, пользуясь случаем, хотела бы у Вас спросить: а какие образовательные права и в каком объёме сохранятся у наших детей? Потому что каждый день мне задают вопрос: «Яна Владимировна, а правда ли, что у нас наше образование будет платным?» Спасибо.

Д.А.Медведев: Яна Владимировна, важный вопрос вы задаёте и как педагог, и вообще просто как обычный российский гражданин, потому что это волнует всех нас. Знаете, вы-то как раз в гуще событий. Мы же этот законопроект обсуждали очень долго, это не то чтобы родилось где-то в тиши кабинетов Минобразования, какой-то бюрократический документ, который подсунули сейчас в Государственную Думу и хотят тихой сапой изменить всю систему образования, сделать его платным и максимально затратным. Нет, конечно, мы обсуждали долго, законопроект выверенный. Более того, я в формате «Открытого Правительства» встречался с представителями не только экспертного сообщества, но и оппозиционных партий, там были активные критики «Единой России», некоторые депутаты Государственной Думы. Даже они вынуждены были признать, что в этом законопроекте учтены их предложения. Не скрою, часть предложений носила, мягко говоря, популистский характер, но часть предложений, разумную, мы там учли.

Что касается принципов развития системы образования в стране, они, конечно, остаются прежними: у нас было, есть и будет бесплатное образование. Это базовый институт. Почему? Не потому, что у государства так много денег, а потому что государство заинтересовано в том, чтобы все граждане были образованными. Это началось ещё в начале ХХ века, когда образование было выдвинуто в число высших приоритетов, и сейчас это остаётся именно главным приоритетом развития страны.

Вы знаете, я довольно часто ругаю нашу систему университетов, высшего образования, ругаю за то, что наши университеты далеко не во всём соответствуют высокому уровню высшего образования. Но это не значит, что я, например, выступаю за то, чтобы мы уменьшили количество людей, которые получают высшее образование. Да, в тот период, когда я оканчивал школу, в университеты, в институты шли процентов 30–35 выпускников, все остальные получали среднее образование. Не потому что они были глупее, чем те, кто получал высшее образование, – по другой причине. Не нужно было этого высшего образования, достаточно было среднего образования, для того чтобы найти работу, для того чтобы устроиться в жизни. Сейчас всё по-другому. Во всём мире устойчивый тренд на рост высшего образования, и нам нужно находиться в этой же системе координат. У нас всё равно 90–95% выпускников будет поступать в университеты. А значит, образование в школе должно быть качественным. Оно должно быть современным, оно должно быть эффективным, оно должно быть интересным. А это уже зависит от государства и от вас, педагогов.

Но что касается общих подходов к развитию образования, конечно, мы всё оставим так, как было. Мы, наоборот, его только улучшим, особенно за счёт и школьной сети, и поставок новых видов оборудования, учебных пособий, ну и, конечно, роста зарплаты педагогов, потому что это неотъемлемая составляющая развития образования. Спасибо.

Пожалуйста, прошу вас.

Р.А.Гуляев: Дмитрий Анатольевич, добрый день. Руслан Гуляев, член президиума регионального политсовета. Дмитрий Анатольевич, в последнее время достаточно активно обсуждается инициатива, связанная с введением дополнительных запретов для госслужащих, вроде запрета на недвижимость за рубежом или запрета на обучение детей за рубежом. Как Вы относитесь к такого рода инициативам, к дополнительным запретам? Спасибо.

Д.А.Медведев: Я объясню свою позицию. На мой взгляд, любой чиновник должен прежде всего, извините за пафос, служить своей стране и своему народу. Это первое. Второе – любой чиновник должен быть прозрачным для людей, которые его наделили властью и дали ему ресурс в руки: властный, денежный, организационный. Третье – любой чиновник, любое должностное лицо должно отчитываться о том, каким образом этот человек живёт, на что он живёт, – собственно, это мировая практика. Поэтому я считаю абсолютно правильным, что мы за последние годы существенно раздвинули декларирование чиновниками своих доходов. Я принимал это решение сам и могу вам сказать, что тоже было не очень просто, потому что мои коллеги, нормальные люди абсолютно, говорили: «Ну а как мы это всё вытащим на свет Божий? Ну я бизнесом занимался,…» Вы знаете, этого нечего стесняться, если вы это сделали абсолютно законно, в рамках того бизнеса, который вы вели. И мы на это пошли, и государственные служащие стали публиковать свои доходы, декларацию о доходах. Потом появилась новая инициатива – декларировать наиболее существенные расходы, и на эту тему был принят соответствующий документ.

Вот я считаю, что это самый цивилизованный путь отчётности государственных служащих – декларирование доходов и декларирование части наиболее важных расходов с ответственностью, начиная от административной и заканчивая уголовной, за отказ от декларирования или недостоверное декларирование этих доходов или расходов.

В том, что касается известного законопроекта, у меня к нему такое, двоякое отношение. Я не могу не согласиться с тем, что государственный служащий, если он любит свою страну, если он верит в свою страну, должен хранить деньги в своей стране, даже несмотря на то, что, может быть, у нас условия для хранения денег хуже, чем в какой-то другой экономике. Он должен нести все риски вместе со страной, он этой страной управляет. И в этом плане я считаю, что счета чиновников, денежные счета, должны находиться в российских банках, это, мне кажется, правильно.

Что касается недвижимости, активов в виде акций, это более сложная тема. Дело в том, что, понимаете, модель, которую мы предлагаем, должна быть честной, а не лукавой. Мы должны способствовать тому, чтобы чиновники открывали себя, а не прятали. Насколько я понимаю, та модель, которая сегодня, во всяком случае, находится в Государственной Думе, довольно лукавая. Она исходит из того, что ты не можешь иметь недвижимость за границей, даже если ты её купил на свои законно заработанные деньги, но ты легко можешь переписать эту недвижимость на своего родственника, и тогда государство к тебе претензий иметь не будет. Какой в этом смысл? Кто от этого выигрывает? Мне кажется, что идти нужно немного по другому направлению, а именно декларирования доходов и декларирования ряда расходов. Есть вопрос с акциями, с некоторыми другими долями участия.

Понимаете, я исхожу из того, что в нашей партии должны быть представлены все категории нашего населения: государственные служащие, должны быть представлены бюджетники, военные, врачи, учителя и бизнес тоже. Мы же какое общество создаём? Общество, где у всех равные возможности и где каждый человек имеет право зарабатывать деньги. И если мы таким образом будем пугать бизнес, говоря ему о том, что знаешь, если ты хочешь вернуться или прийти на государственную службу, то ты всё спрячь куда-нибудь, а потом мы тебя примем, я не думаю, что это укрепит нашу государственную службу и в конечном счёте будет способствовать правопорядку в нашей стране. Вот так.

Пожалуйста.

О.Н.Лапшина: Лапшина Ольга Николаевна, секретарь политсовета Лопатинского местного отделения. Дмитрий Анатольевич, я работаю начальником отдела образования администрации Лопатинского района, и по роду своей деятельности мне приходится общаться с педагогами, своими коллегами ежедневно, с ребятами, которые являются будущим поколением нашей страны. Я думаю, что сегодня ни для кого не секрет, что мнение педагога не является истиной в последней инстанции, особенно в различных житейских вопросах. Мне кажется, что школа не должна быть оторвана от тех процессов, которые происходят в обществе, от тех явлений, которые происходят в обществе на сегодняшний день, даже если они вызывают негативный социальный резонанс, как это произошло с Pussy Riot, поэтому очень приятно, конечно, что общественность осудила это явление. Мне бы хотелось услышать, как Вы относитесь к этому явлению? Спасибо.

Д.А.Медведев:  Ольга Николаевна, я не формулировал свою позицию после провозглашения приговора, хотя, подчёркиваю, приговор этот не вступил в силу, насколько я понимаю, он обжалован. А я всегда стараюсь максимально тщательно подбирать слова, когда речь идёт о юридических вопросах, ну и о судьбах людей. Применительно к этой известной и довольно печальной истории первое, что я хотел бы сказать, – тюремное заключение очень строгая, я бы даже сказал, страшная ответственность. И то, что произошло, то, что известная группа девушек достаточно долго уже находится в тюрьме, само по себе, безотносительно к приговору, является очень серьёзным наказанием за всё ими совершённое. Безотносительно к тому, на какой позиции мы стоим, само по себе, подчёркиваю, пребывание в тюрьме – это кара и очень-очень строгая. Это первое.

Второе. Если говорить о содержании проступка. Я бы не хотел подменять судью, но, с моей точки зрения, той кары, которую они уже понесли, того содержания в условиях тюрьмы на протяжении довольно значительного периода времени вполне достаточно, чтобы они призадумались о том, что произошло в их жизни по их глупости или каким-то другим причинам. Поэтому пролонгация вот этого, продление содержания в условиях тюрьмы применительно к этому случаю мне кажется непродуктивным. Здесь вполне, на мой взгляд, было бы достаточно условного наказания, с учётом уже того времени, которое было ими проведено в условиях крайнего стеснения, в условиях тюремного заключения. Это второе, что я хотел бы сказать.

И третье, если говорить об эмоциональной стороне, я на эту тему не говорил, но скажу. Откровенно говоря, меня… извините, может быть, выражусь не вполне парламентским образом, но я скажу: меня тошнит и от того, что они сделали, и от их внешнего облика, и от той истерики, которая сопровождает всё, что произошло. Мне просто противно об этом говорить. Вот это моё личное отношение.

Реплика: Спасибо.

Д.А.Медведев: Так. Есть ли желание ещё что-то сказать? Пожалуйста.

С.Ю.Байдаров (генеральный директор производственного объединения «Старт»): Добрый день, Дмитрий Анатольевич. Байдаров Сергей Юрьевич, генеральный директор производственного объединения «Старт», госкорпорация «Росатом», депутат Законодательного собрания Пензенской области.

Дмитрий Анатольевич, как бы скорее предложение: на сегодняшнем этапе модернизации, на наш взгляд, большой вклад могли бы в технологическое развитие, в перевооружение промышленных предприятий могли бы внести малые инновационные предприятия, создаваемые при вузах, и они бы могли решать одновременно несколько проблем. Первое – это развитие инновационной активности студентов, второе – молодые учёные и студенты с первых курсов могли бы работать специалистами промышленных предприятий на современном технологическом оборудовании и, главное, предприятия могли бы использовать научно-технический потенциал вузов при разработке новых продуктов и технологий.

У нас в области разработан и реализуется механизм поддержки малых вузовских инновационных предприятий: при разработке инновационных продуктов студенты, преподаватели получают гранты из регионального бюджета в размере до 10 млн рублей, при условии равного софинансирования со стороны промышленных предприятий, что предприятия заинтересованы в реализации этих проектов. Таких проектов у нас реализуется пять – в промышленности, в сельском хозяйстве, есть проект в области энергоэффективности и энергосбережения.

И предложение в следующем: учитывая те наработанные эффективные механизмы взаимодействия кооперационных связей промышленных предприятий и вузов, попробовать, может быть, реализовать его на федеральном уровне. При необходимости мы готовы подключиться к этой работе, передать всё наработанные нами документы и участвовать в реализации этого проекта. Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо. Я хотел бы понять, в чём специфика того, чем вы занимаетесь, что можно было бы тиражировать на федеральном уровне. Потому что малые инновационные предприятия при вузах действительно создаются в соответствии с теми решениями, которые я, кстати, когда-то тоже достаточно энергично продвигал, и, мне кажется, это было небесполезно.

С.Ю.Байдаров: Специфика нашего предприятия… Наше предприятие приборостроительное оборонно-промышленного комплекса России. Мы широко внедряем новые технологии, современные технологии, соответствующие мировым стандартам. И сегодня одна из проблем существенных – то, что, конечно, по технологической оснащённости благодаря реализуемым ФЦП мы несколько выше, чем вузы, и студенты могли бы сразу работать.

Ну а второе – в принципе нельзя жить только на гособоронзаказе, нужно жить и в мирной продукции. И здесь, поскольку мы – промышленное предприятие, производственное, больше нацеленное на производство, это позволило бы научно-технический потенциал привлекать, то есть ставить совместные задачи и дальше их реализовывать, то есть вот такой механизм подходит.

Д.А.Медведев: Мне кажется, и первое, и второе. Если есть какие-то конкретные предложения, как это можно было бы учесть в актах федеральной власти, передайте, пожалуйста, мы подумаем. Тем более что я неоднократно говорил о применении соответствующих правил – вот постановление по малым инновационным предприятиям и закона известного, там тоже есть свои проблемы: буквально месяц назад я давал поручение по изменению наиболее проблемных точек этой работы.

С.Ю.Байдаров: Хорошо. Спасибо. Мы сделаем это.

Д.А.Медведев: Спасибо. Пожалуйста.

Л.Ю.Рябихина: Рябихина Лариса Юрьевна, я заместитель секретаря регионального политсовета. Дмитрий Анатольевич, я работаю в администрации города Пензы, курирую вопросы социальной политики, то есть непосредственно работаю с бюджетной сферой. Вы знаете, честно хочу сказать: мне кажется, что эта сфера является во многом сейчас опорой нашего государства. И за небольшую зарплату эти люди делают именно ту работу, которая создаёт качество нашей с вами жизни. Да, надо отдать должное, что в последние годы государство систематически повышает зарплату. Мы говорили уже сегодня о педагогах, порадовались, но тем не менее и спасибо огромное, кстати, Вам за это, и Владимиру Владимировичу Путину, но всё равно сегодня их заработная плата, их уровень жизни значительно ниже тех, кого они лечат и чьих детей они учат. И ещё, знаете, мне кажется, предстоящая индексация 6% – это правда мало. Инфляция съест её, и люди никакого увеличения заработной платы не почувствуют. Может быть, можно как-то пересмотреть подходы к повышению заработной платы работников бюджетной сферы? Они, правда, этого заслуживают, Дмитрий Анатольевич. Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо. Лариса Юрьевна, я не могу с вами не согласиться в том, что наши товарищи, наши граждане, которые работают в бюджетной сфере, этого абсолютно заслуживают. Это правда, потому что заработная плата, несмотря на все наши попытки её подтянуть к мировым стандартам, пока ещё в бюджетной сфере остаётся не такой значительной, как нам бы хотелось. Хотя, всё познаётся в сравнении, я считаю, что это тоже нужно помнить.

Я, когда пришёл работать, вернулся, скажем так, в органы государственного управления в конце 1999 года (я напомню, может, кто забыл, здесь есть ещё и молодые люди совсем), средняя заработная плата в нашей стране не бюджетников, а средняя заработная плата была 100 долларов.

Сейчас у нас средняя заработная плата по стране приближается к 25 тыс. рублей. В бюджетной сфере, к сожалению, пониже, в коммерческом секторе где-то больше, но в целом это неплохие цифры. Но задача совершенствования заработной платы бюджетников остаётся важнейшей задачей государства, и вы знаете, что мы поставили перед собой целый ряд ориентиров. Это касается и врачей, и учителей, и профессорско-преподавательского состава университетов, наших высших учебных заведений. Там ориентиры заданы, и это хорошие ориентиры – это не только, скажем, достижения среднего уровня по экономике соответствующего региона, но в целом ряде случаев это даже просто двукратное увеличение заработной платы. Нам на это ещё придётся найти довольно большие деньги. Я вот сейчас рассказывал о том, как тяжело делить деньги, вы сами тоже этим занимаетесь, знаете.

Что же касается индексации, то индексация, конечно, не преследует цели увеличить заработную плату. Индексация преследует немножко другую цель – сохранить реальную заработную плату на том уровне, который был задан с учётом макроэкономических параметров, включая инфляцию. Поэтому мы должны не только совершенствовать индексационные выплаты (это тоже можно делать), но и просто увеличивать заработную плату врачей, учителей, воспитателей детских садиков. Всё это мы обязаны делать и мы это будем делать. Не будем это делать, не сможем это сделать за месяц, за два, за три, но у нас есть перспектива до 2018 года, причём она уже определённым образом расписана, значит, в этих параметрах мы и будем держаться. Вот так.

Прошу вас.

А.И.Астахов: Астахов Александр Иванович, секретарь политсовета Железнодорожного местного отделения, город Пенза. Дмитрий Анатольевич, мой вопрос связан с привлечением в наши ряды новых людей. Для меня как секретаря политсовета и, я думаю, что и для других руководителей партийных структур, этот вопрос является очень актуальным. Не открою ничего нового, если скажу, что мы все – за модернизацию партии, за чистку, можно так сказать, наших рядов. И в то же время мы все понимаем, что в партию люди должны вступать не из-за карьеристских побуждений, а имеющие активную жизненную позицию, неравнодушные к проблемам города, области, да и России в целом. И самое главное, на мой взгляд, – чтобы наши ряды пополняла молодёжь. Может быть, нам уже стоит подумать над программами по привлечению таких людей в наши ряды, как Вы считаете?

Д.А.Медведев: Спасибо, Александр Иванович. Во-первых, я абсолютно разделяю то, что вы сказали. Наша партия должна меняться, и её рост, её расширение должны происходить за счёт не только сохранения наиболее активной части нынешней, но и за счёт притока новых партийных кадров. И, конечно, желательно, чтобы там значительную долю составляла молодёжь. Что нам для этого нужно делать? Вопрос правильный, отчасти риторический. Мне кажется, если мы будем себя правильно вести, если мы будем достигать успехов, в том числе на выборах, например в Законодательное собрание, само по себе это будет агитировать значительную часть молодёжи и вообще наших людей, чтобы связать свою жизнь с партией.

Понимаете, все рассуждения по поводу того, кто идёт в «Единую Россию», мне приходилось слышать неоднократно. Они очень разные, особенно если вести речь об интернете, о блогах разных. Пишут разно, иногда очень жёстко, грубо, но смысл такой: «В “Единой России” одни карьеристы, нормальные люди туда не идут». Но это неправда: в «Единой России» представлено всё наше общество. «Единая Россия» ничуть не хуже, но и не лучше. Если хотите, это срез нашего общества. В нашей партии есть абсолютно разные люди: те, которые болеют за страну, которым не нужно никаких постов, но которые занимают активную жизненную позицию и хотят просто помогать развитию страны. Есть государственные служащие, которые представляют действительно ведущую политическую силу. Спросите меня, является ли это частью их политической карьеры? Да, является, но в этом нет ничего плохого. А разве в других странах иначе? Разве в других странах участвуют в политических движениях только исходя из собственных представлений о развитии страны? Нет, это часть плана по развитию самого себя как личности. В этом нет ничего плохого, если это идёт от сердца и если человек преследует благие цели. Вообще, нам нечего стесняться того, что каждый наш гражданин обязан планировать свою карьеру. В этом нет ничего плохого. Предвидение, предположения о том, чем ты будешь заниматься через 10–20–30 лет, – это признак солидного человека, живущего в солидной стране. В нашей партии есть люди, которые хорошо бы, чтобы в нашей партии никогда не были. Такие тоже есть. Но их что, мало в других местах, в других партиях? Значит, есть люди, с которыми надо расставаться без всякого сомнения, есть люди, которые занимаются только тем, что карманы набивают, и они, конечно, дискредитируют партию , причём дискредитируют её гораздо больше, чем кто бы то ни было. Почему? Потому что, раз партия находится власти, если она держит пакет власти, на ней лежит особая ответственность, к ней приковано особое внимание. Мы же с вами понимаем, если ситуация изменится, а в жизни всё может поменяться и у власти будет какая-то другая политическая сила, чего мы не должны допустить, во всяком случае в ближайшей исторической перспективе, тем не менее, если такая политическая сила придёт, а исходя из общих соображений рано или поздно это может случиться – да? – все те критические стрелы, комья грязи, упрёки будут лететь в их сторону. Их будут называть ворюгами, их будут называть карьеристами – так устроен мир. Тот, кто взял на себя ответственность, должен понимать, что ему будет тяжело, но он должен смотреть вперёд и идти той дорогой, которую он выбрал. Только тогда ждёт успех.

Так, у меня есть предложение, чтобы вы меня через некоторое время отпустили, ещё два-три вопроса. После этого я вам пожелаю успехов, а вы мне.

Пожалуйста, прошу вас.

Г.Д.Муракаева (глава администрации Пензенского района): Муракаева Галия Джафяровна. Дмитрий Анатольевич, во-первых, очень приятно, что Вы сегодня посетили нашу Пензенскую землю, честное слово, от души.

Д.А.Медведев: И мне приятно очень.

Г.Д.Муракаева: Я глава администрации Пензенского района, это один из самых крупных в Пензенской области и сельскохозяйственных районов. И очень часто на сходах граждан, на встречах с руководителями сельхозпредприятий поднимается тема вступления России в ВТО. Вы знаете, людей беспокоит, насколько мы будем конкурентоспособными, способны будем конкурировать с теми фермерскими хозяйствами, которые придут с вступлением России в ВТО. Ведь не секрет, что издержки нашего сельхозпроизводства достаточно высокие, обеспеченность сельхозтехникой ниже. И очень бы хотелось узнать Ваш взгляд на развитие ситуации с ВТО именно в России. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Д.А.Медведев: Спасибо. Ну в ВТО мы уже вступили. Да, нам уже, собственно, отступать некуда – первое. Второе. Знаете, я, конечно, об этом тоже долго думал, много думал, тем более что в силу разных причин (не только по должности, но и, что называется, по эмоциональной составляющей) для меня абсолютно небезразлично, что происходит в нашей деревне – в деревне, где живёт треть нашей страны.

Вот, может быть, лет 10 назад я бы, пожалуй, согласился с тем, что для нашего сельского хозяйства вступление в ВТО может носить критический характер, потому что мы были настолько слабы, настолько незащищены, что любая преференция или даже, скажем так, уравнение наших аграрников, наших сельхозпроизводителей с иностранными сельхозпроизводителями было бы не в их пользу. Но с тех пор мы проделали очень немаленький путь. Да, у нас тоже сейчас не всё благополучно, у нас есть и объективные причины, и сезонные причины. У нас есть неурожаи, засухи, наводнения – ну то, что вообще сопровождает аграрное производство. Тем не менее у нас всё-таки совсем другая жизнь стала именно с точки зрения сельхозбизнеса. Даже деревня не так изменилась, как нам бы хотелось, потому что всего там хватает – и бедности, и неустроенности, социальные стандарты там, конечно, ниже, чем в городе, остаются пока. Но с точки зрения организации аграрного бизнеса… Мы вот сегодня с губернатором говорили, вообще в других местах, когда я приезжаю, огромное количество крупных сельхозпроектов… Если это животноводство, то это десятки, иногда сотни тысяч голов или дойного, или мясного стада. Это мировые масштабы.

Когда я начинал заниматься этим национальным проектом по селу, мне даже в голову такие цифры не приходили. Мы считали, что, например, проект по созданию молочной фермы на тысячу голов – это очень круто, потому что это трудный бизнес, срок окупаемости – 7–9 лет, нужны длинные деньги и так далее. Сейчас у нас таких ферм очень много, и мы думаем, как их сохранить, как их развить, как нам бороться с заболеваниями теми же – африканской чумой свиней, например, и некоторыми другими, которые, к сожалению, ломают нам бизнес. То есть нам есть что терять, и здесь вы абсолютно правы.

И второе. Говорю это вам и хотел бы, конечно, это ещё раз сказать, обращаясь ко всем нашим аграриям: вопреки представлениям некоторых людей или мнению некоторых наших оппозиционеров мы выбили для себя весьма неплохие условия вступления в ВТО. Я напомню: мы бились за это 15 лет практически, то есть мы это долго делали. В результате я считаю, что мы в целом вполне защищены. Но для того, чтобы смягчить этот период, мы в рамках программы государственной поддержки села предусмотрели очень немаленькие деньги на ближайшую перспективу и сохранили целый ряд преференций, включая некоторые абсолютно льготные ставки налогов. Не скрою от вас, ну и от всех остальных, в период обсуждения сейчас бюджетных дел, некоторых других вопросов мои коллеги, которые отвечают за финансовую составляющую бюджета (это их обязанность, их не надо за это ругать) говорили: давайте вот эти нулевые ставки почикаем. Я сказал: «Нет! Это неприемлемо». Просто иначе мы поставим сельское хозяйство в очень тяжёлое положение. Да, может быть, пройдёт 10 лет, мы выровняемся, и тогда будет проще. Но если говорить откровенно, во всех странах, даже в самых аграрно развитых сильно (а мы можем быть абсолютно самодостаточной агарной страной, нам просто эта участь, если хотите, небом или Богом предназначена, предначертана), – так вот даже в самых развитых странах очень значительные объёмы поддержки всё равно сохраняются, потому что аграрный бизнес очень зависим от сезонных колебаний, от погоды, от целого ряда других факторов. Конечно, нам нужно будет об этом помнить не только сейчас, но и в ближайшие годы. Село мы не бросим – это наша с вами обязанность. Я просил бы всех членов партии «Единая Россия» об этом помнить.

Пожалуйста.

Е.И.Саванков: Добрый день, Дмитрий Анатольевич.

Д.А.Медведев: Добрый день.

Е.И.Саванков: Саванков Евгений Иванович – член президиума регионального политсовета. Государство выделяет огромные средства на образование, большое спасибо за это. Но часть средств этих тратится нерационально. Причина – в стране нарушена межотраслевая система подготовки кадров: одних специалистов дефицит, других – перепроизводство. 40 лет назад, при советской власти, государство не тратило ни одного бюджетного рубля на подготовку продавцов, поваров, парикмахеров. Сами предприятия определялись, какое количество и кого заказывать для подготовки этих специалистов, и за счёт прибыльных предприятий шла подготовка.

Сегодня государство дотирует торговые сети, рестораны, салоны красоты в виде бюджетного финансирования подготовки кадров. Не пора ли нам передать работодателям эти отрасли на подготовку им этих кадров? Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо. Евгений Иванович. А вы кем работаете?

Е.И.Саванков: Я директор негосударственного техникума.

Д.А.Медведев: Понятно. Чувствую коллегу-преподавателя и по манере изложения, и по остроте вопросов. Так вот, Евгений Иванович, у меня к тому, что вы сказали, следующее отношение: вы сказали про поваров, про продавцов и парикмахеров. Ну вы постарше немножко, но я тоже уже не мальчик. Вот вы знаете, я помню и тех продавцов, и тех поваров, и тех парикмахеров. Я не хочу к ним попасть снова. И не потому, что они плохие люди, а потому, что именно таким было отношение к этим профессиям.

Надо ли нам сейчас тратить деньги на эти профессии? Здесь я с вами, пожалуй, отчасти соглашусь, что потребности должны определяться бизнесом, а не государством, потому что, когда мы просто тратим бюджетные средства на подготовку тех или иных специальностей безотносительно к экономическим запросам, это неверно. Любимый мой пример: сколько мы за последние годы подготовили юристов с экономистами? Надо нам столько юристов с экономистами? Я сам юрист. Не надо. Значит, уже явное перепроизводство. То же самое касается и этих специальностей, и многих других. Но если бизнес, например, говорит, что «мне нужны качественные повара в мои рестораны» или качественные, хорошо подготовленные специалисты в гостиничный бизнес, пусть он платит за это деньги – это нормально абсолютно – и заказывает для себя специалистов и в сети среднего специального образования, и в высшем образовании. Вот в этом плане я вас абсолютно и полностью поддержу. Поэтому нужно и грамотных специалистов производить, и ориентироваться на запросы самих предприятий, бизнеса, а не просто диктовать сверху, какое количество поваров или парикмахеров нам нужно, это действительно бесперспективный путь. Но не везде на самом деле. Это, по-моему, у нас третий вопрос. Поэтому давайте на этом…

А.Д.Гуляков: Депутат Заксобрания Гуляков Александр Дмитриевич.

Д.А.Медведев: Да, Александр Дмитриевич.

А.Д.Гуляков: Вопрос о законодательных органах субъектов и Государственной Думе. Вы знаете, что по Конституции предоставлено право законодательной инициативы субъекту Федерации. Мы подаём эту инициативу. Практика – 8–10% рассмотрения. Коллеги все обижаются: можно бы побольше рассматривать, но понимаю, все хотелки региона не удовлетворишь. Идея: считаете ли Вы нужным институт консолидированной инициативы? Скажем, 14 субъектов Приволжского округа собираются на законодательный совет, вырабатывают важный для всех вопрос и посылают в Госдуму. Если он принимается, то, наверное, в первоочередном порядке надо рассматривать, как Вы считаете?

Д.А.Медведев: Александр Дмитриевич, мне кажется, это хорошая идея, но она, собственно, не нова. Гораздо продуктивнее, когда та или иная законодательная инициатива опирается на мнение не одного субъекта, а целого ряда наших территорий. Что это означает? Это означает, что эта тема актуальна для целого ряда регионов, что это не просто, как вы выразились, хотелка одного края или области или даже одного руководителя соответствующего региона, а это консолидированное мнение. Мне кажется, что это хорошо, и в целом, может быть, есть смысл подумать над тем, чтобы такие инициативы рассматривались в приоритетном порядке. Это не значит, что по всем этим решениям должны приниматься сразу же законы, потому что, сами понимаете, что такое законодательный процесс, что такое деньги, но тем не менее приоритеты таким образом расставлять можно.

У меня будет в понедельник, по-моему, встреча с членами Совета Федерации. Я готов то, что вы сказали, тоже обсудить со своими коллегами, с нашими коллегами в Совете Федерации, для того чтобы понять их позицию. Это у нас палата регионов и, может быть, действительно есть смысл изменить соответствующие регламенты, для того чтобы такого рода инициативы рассматривались в упрощённом или в приоритетном порядке.

Дорогие друзья, мне на самом деле очень приятно с вами общаться. Скажу откровенно, такая у нас здесь хорошая атмосфера – и товарищеская, и в то же время заинтересованная, и вопросы интересные и достаточно актуальные, насыщенные дыханием нынешнего времени. Но у каждой встречи есть свои границы. Я в завершение нашего разговора искренне хотел бы пожелать вашей партийной организации успехов в ходе предстоящих баталий, которые в ближайший месяц будут проходить не только здесь, в Пензенской области, но и на территории 77 субъектов нашей Федерации. Это и есть демократия, и от того, как мы выдержим это испытание, и будет зависеть судьба нашей партии. Иными словами, судьба «Единой России» – в руках каждого из вас. Я надеюсь на то, что мы эту судьбу будем держать крепко. Я желаю всем вам здоровья, желаю вам всем успехов и желаю, конечно, победы на выборах в Законодательное собрание.

До свидания.

Ключевые слова: актив Партии, Медведев, Пенза
Ссылка для блогов