Карта сайта
26 февраля 2016, 12:54

Плигин: Политика уголовного права должна быть выверенной

Фото: ER.RU
Фото: ER.RU
Общество несет бремя расходов на организацию своей безопасности, и оно имеет право требовать реальной работы в области борьбы с преступностью, подчеркнул Владимир Плигин

Уголовная политика должна быть выверенной. Об этом заявил в пятницу, 26 февраля, член Президиума Генерального совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, выступая от фракции на пленарном заседании нижней палаты парламента.

«Сегодня Государственная Дума начинает изучать один из важнейших аспектов общественно-политической проблемы: уголовно-правовую политику», - отметил депутат.

По его словам, отсутствие единого центра формирования уголовно-правовой политики повлекло существенные издержки. «В связи с этим нам необходимо, видимо, подумать над созданием некоего единого центра анализа уголовной политики. Его появление позволит создать условия для принятия выверенных решений в одной из самых драматичных областей - уголовно-правовой. Декриминализация ряда уголовных деяний, о которых мы сегодня будем говорить, вызывает дискуссию», - сказал Плигин.

Депутат подчеркнул, что работа правоохранительных органов должна концентрироваться на выявлении и предотвращении особо опасных преступлений. «Общество несет существенное бремя расходов на организацию своей безопасности, и оно имеет право требовать реальной работы в области борьбы с преступностью», - заметил парламентарий.

Плигин привел статистические данные. «Впервые за последние годы наблюдается тенденция роста более чем на 3% уголовных дел, рассмотрено более 960 тысяч дел в отношении более 1 млн лиц. На протяжении последних лет доля всех осужденных составляет 75%, судами вынесено обвинительные приговоры в отношении 761 тысяч лиц. А 246 тысячи лиц, или почти четверть подсудимых, освобождены судом от уголовной ответственности по различным процессуальным основаниям», - добавил депутат.

«В настоящее время, отмечается в докладе Верховного Суда, имеется несколько системных проблем, в том числе - качество расследования, которое служит причиной длительного содержания обвиняемых под стражей, а также формировавшиеся десятилетиями ведомственные рекомендации, ограничивающие усмотрение следователей, дознавателей по прекращению дел. Часто в суды направляются дела, не имеющие судебной перспективы. Например, из более 535 тысяч дел небольшой тяжести (55% от числа поступивших) дознание и следствие проводилось почти по 490 тысяч дел, по которым почти каждое четвертое дело - 130 тысяч - прекращено судом по основаниям, имевшим место на стадии расследования», - сказал депутат.

«Неоправданно наращивая число осужденных, мы криминализируем общество. Принимая во внимание то, что последствия осуждения лица касаются не только этого лица, но и распространяются на его близких», - подчеркнул Плигин.

По мнению депутата, десятки-сотни тысяч людей - если ввести элементы декриминализации – освободятся от клейма ранее судимого, которое  влияет не только на их судьбы, но и на судьбы их детей и даже родственников. «Перечень статей, который мы можем обсуждать можно даже расширить», - сказал депутат.

«Таким образом, это не только освободит суды, но и даст возможность следователям – о чем мы говорили ранее – по-настоящему заниматься расследованием и раскрытием тяжких преступлений, а не прикрываться тем, что у них большая нагрузка», - добавил парламентарий.

«Следует помнить, что для уголовной угрозы – как и для всякого средства воздействия – существует предел, за которым увеличение дозы не играет никакой роли. Соответственно эта политика должна быть выверена. Допустим, законодатель поступит совершенно безнравственно, если заранее знает, что страдания не соответствуют содеянному, а значит, воздействие не служит идее права, справедливости и нравственности наказания», - заметил Плигин.

«Несомненно, что в уголовно-правовой политике должны быть различного рода критерии. В том числе, важен и такой критерий, как полезность. Совершенно бесполезно, например, назначать длительное лишение свободы, если мы стремимся предотвратить вред в экономической сфере, а поступок был направлен (или хищение было совершено) в отношении совершенно незначительного имущества. Поверьте, что из-за сумм от 1 тысячи до 2,5 тысяч десятки тысяч людей подвергаются осуждению, ряд из них приговорены к реальному лишению свободы. Приводя эти цифры (а сегодня мы продолжим во второй части заседания говорить об этих цифрах), в то же время хочу сказать: законодатель не может те или иные деяния оставить безнаказанными», - добавил парламентарий.

Плигин констатировал, что методы административного наказания, административной превенции зачастую оказываются значительно эффективнее, чем методы уголовной превенции. «И те меры, которые мы принимали, например, в сфере борьбы с неплательщиками алиментов, когда были наложены ограничения на выезд за рубеж, или ограничения, связанные с использованием специального права, дали несомненный эффект. Уважаемые коллеги, хочу, чтобы вы отнеслись крайне серьезно к той задаче, которую будете решать сегодня, и всегда помнили ту цифру, которую я приводил: умножьте 700 тысяч лиц на 30 лет и поймите - скольких людей это касается!», - заключил Плигин.

Ссылка для блогов