Карта сайта
23 января 2016, 13:59

Юристы «Знака качества» выиграли резонансные дела у крупных банков

Партпроект в 2015 году проводил мониторинг работы наиболее востребованных у граждан Адыгеи банков и выявил нарушения в сфере потребительского кредитования

Юристы  партийного проекта «Единой России» «Знак качества» совместно с представителями регионального отделения Объединения потребителей России после многочисленных обращений граждан взяли под контроль ситуацию в сфере потребительского кредитования в республике Адыгея. 

О результатах данной работы в субботу, 23 января, во время онлайн-совещания руководителю партпроекта «Знак качества» Алексею Корягину рассказал руководитель регионального экспертно-правового бюро «Знака качества» Геннадий Пропорциональный.

Партпроект в 2015 году проводили общественный контроль наиболее востребованных у граждан Адыгеи банков, среди которых  «Кредит Европа Банк», «Ренессанс Кредит», «Банк Москвы», «ХКФ Банк», а также несколько других финансовых организаций. В первую очередь, юристы отслеживали соблюдения прав потребителей при заключении договоров потребительского кредитования, для чего были проанализированы заключенные кредитные договоры.

Как сообщил Пропорциональный, большинство жалоб о нарушении прав потребителей на включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей, о которых ранее сообщалось жителями республики, в ходе общественного контроля подтвердились. 

Наиболее распространенным и грубым из выявленных нарушений прав потребителей в этой сфере является, по оценке экспертов, «навязывание» заемщику дополнительной услуги по подключению его к иным страховым программам, например, жизни и здоровья человека.

При этом банки практически лишают потребителя возможности самостоятельного выбора страховщика, срока страхования, указывая в предлагаемых им заявлениях на страхование в только одну страховую компанию. В  период действия кредитного договора потребитель лишен возможности сменить страховщика и воспользоваться иными, более выгодными для себя условиями страхования. Тем самым банки дважды нарушают право потребителя на выбор – как самой услуги, так и стороны в договоре.

Более того, в нарушение законодательства банки включают страховую премию в состав кредита, что влечет для потребителей увеличение объема ежемесячных платежей за счет процентов за пользование кредитом. 

По итогам мероприятий общественного контроля, юристами регионального экспертно-правового бюро и регионального отделения Объединения потребителей России были подготовлены и поданы в суды иски в защиту прав конкретных граждан с требованиями о взыскании сумм страховых премий как неосновательно полученных.  

Всего было подано четыре таких исковых заявления, которые в настоящее время уже рассмотрены судами. Интересы потребителей в суде представлял Геннадий Пропорциональный. Судьи согласились с доводами общественных защитников потребителей и взыскали «Кредит Европа Банк», «Ренессанс Кредит», «Банк Москвы», «ХКФ Банк» незаконно включенные в состав кредита суммы страховых премии, размер которых составил  от 22 000 до 48 901 рублей,  а также денежные суммы в возмещение морального вреда. Два из четырех решений суда «устояли» в апелляционной инстанции и уже вступили в законную силу.  

По итогам общественного контроля на рабочей встрече председателя Общественной Палаты республики Адыгея Руслана Устова с Геннадием Пропорциональным принято решение – направить в Центробанк России, правительство России, руководителям финансовых учреждений конкретные предложения общественников по устранению выявленных нарушений и превентивных мерах по недопущению неправомерных действий со стороны банков в сфере потребительского кредитования.

Корягин со своей стороны констатировал, что общественный мониторинг за соблюдением в Адыгее прав потребителей в сфере банковских услуг участникам проекта «Знак качества» и Объединения потребителей России необходимо продолжить, так как нарушения со стороны банков носят «умышленный, хронический и беспринципных характер». На основе такой постоянной работы должна будет создана общественная  система предупреждения нарушений прав потребителей в сфере банковских услуг и оперативного восстановления прав граждан в случае неправомерных действий со стороны финансово-кредитных организаций. Положительный опыт адыгейских участников партпроекта будут транслирован в другие регионы, в первую очередь, в контексте общественных антикризисных  мер по защите населения.  

Ссылка для блогов