Карта сайта
11 июня 2015, 13:18

Бурматов попросил Генпрокуратуру проверить отмену выборов ректоров

По мнению парламентария, действия Министерства образования по изменению уставов вузов могут быть незаконными

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов попросил Генпрокурора РФ Юрия Чайку проверить законность действий Министерства образования, предложившего ректорам вузов новую редакцию уставов учебных заведений, которая предусматривает только назначение ректора вуза учредителем организации, то есть самим Министерством образования, фактически отменяя их выборность.

Бурматов выразил опасение, что это может полностью исключить выборность ректоров, и в своем депутатском запросе обратил внимание Генпрокурора на то, что действующее законодательство РФ в сфере образования в настоящее время предполагает четыре варианта утверждения ректоров в должности, в том числе - избрание общим собранием, конференцией работников образовательной организации. По мнению парламентария, действия Министерства образования по изменению уставов вузов в сторону фактической отмены выборности ректоров не только отнимают у коллективов вузов возможность самостоятельно определять стратегию развития и выбирать ректора, способного её реализовать, но и могут быть попросту незаконными. При этом Бурматов отмечает, что эти действия Минобра уже вызвали серьезные волнения в коллективах некоторых вузов.

«Мы все наблюдаем за тем, что происходит сейчас, например, в Приамурском государственном университете, где профессорско-преподавательский состав открыто заявил о том, что их лишают права участвовать в выборах ректора вуза. Приходят обращения и из других вузов, где коллектив недоволен нововведением Минобра и фактическим переходом от выборности ректоров к их прямому назначению учредителем, то есть самим министерством. При этом вопросов к Минобру очень много, в том числе - связанных с коррупцией в ведомстве. И такое сосредоточение полномочий - это просто небезопасно с точки зрения возможного появления коррупционной составляющей и при назначении ректоров. Я не знаю, что означают такие действия Минобра - умысел, или низкую правовую грамотность исполнителей. И то, и другое - одинаково настораживает. Но одно могу сказать: предложение об исключении выборности ректоров и полном переходе на их назначение, на мой взгляд, недопустимо, и может противоречить действующему закону «Об образовании», в котором предусмотрены четыре формы утверждения кандидатуры ректора вуза, в том числе - выборы. Эту возможность надо сохранить, поскольку именно она дает вузам право формировать и реализовывать свою стратегию развития и ограничивает произвол чиновников. Поэтому я был вынужден привлечь Генокуратуру к этому вопросу», - заявил Бурматов.

Ранее заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Е.А.Толстикова направила руководителям учреждений высшего образования письмо за №ЕТ-651/10 «О новой редакции уставов», которое обязывает руководителей вузов до 15 июня 2015 года представить в Минобрнауки документы, необходимые для утверждения новых редакций уставов учреждений.

К письму приложены макеты уставов вузов, подлежащих утверждению Минобрнауки, и указано, что аналогичные макеты размещены в электронном виде в информационной системе Минобрнауки (is-mon.ru). В макетах имеются изменяемые и не подлежащие редактированию графы -  так, например, виды образовательной деятельности, образовательных программ представлены на вариативной основе. Однако представленные макеты уставов вузов (п.п. 4.15, 4.26 макетов соответственно) предусматривают только один способ формирования единоличного исполнительного органа университета (ректора) – назначение учредителем.

В депутатском запросе, направленном Владимиром Бурматовым в Генпрокуратуру, говорится: «В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Таким образом, Министерством образования и науки не предусмотрена возможность избрания руководителей образовательных учреждений высшего образования (ректоров) общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации, при утверждении уставов вузов, что может свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования.

На основании изложенного прошу провести проверку соблюдения Минобрнауки России статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части реализации положения об избираемости руководителей подведомственных учреждений высшего образования при подготовке и утверждении новых редакций уставов».

Ссылка для блогов