Карта сайта
17 апреля 2015, 12:47

Резолюция Всероссийского форума социальных работников

г.Ярославль
27 марта 2015 года

В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента  Российской Федерации В.В.ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 года, заслушав и обсудив доклад Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВА и выступления участников на дискуссионных площадках, участники Форума отмечают, что инициированные Президентом Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ и проводимые в настоящее время преобразования в социальной сфере создают необходимые условия для сохранения качества социальных услуг в сложившейся экономической ситуации в стране, прежде всего за счет модернизации и оптимизации системы социального обслуживания, повышая результативность деятельности социальных учреждений.

Участники Всероссийского форума социальных работников отмечают,  что система социального обслуживания в нашей стране вступила в период глубоких преобразований, определяемых изменением законодательства, модернизацией организационных и технологических основ социальной работы, всесторонней перестройкой идеологии предоставления социальных услуг на основе их адресности, антикризисных механизмов и Плана первоочередных мероприятий  по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности  в 2015 – 2016 годах.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 – 2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений  в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций  в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

С 01 января 2015 года вступил в силу ряд важных законов, в том числе законы, совершенствующие систему пенсионного страхования, закон о специальной оценке условий труда, а также закон об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации. В целом система социальной поддержки, включая систему социального обслуживания, затрагивает 35 миллионов человек.

Впервые деятельность социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников других специализаций, руководителей организаций социального обслуживания начала регламентироваться профессиональными стандартами, которые не только излагают трудовые функции соответствующих работников, но также закладывают основы их профессиональной подготовки и переподготовки, требования к их компетенциям, знаниям, умениям и навыкам.

Включение в процесс предоставления социальных услуг негосударственных организаций призвано оптимизировать ресурсы, привлекаемые в социальное обслуживание, расширить спектр предоставляемых гражданам услуг, повысить эффективность и качество деятельности организаций социального обслуживания  за счет стимулирования конкуренции между ними.

Участники Форума считают необходимым:

  • повысить доступность и качество социальных услуг в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан;
  • продолжить процессы модернизации и оптимизации системы социального обслуживания, повышая результативность её деятельности;
  • разрабатывать и внедрять более эффективные технологии социального обслуживания граждан, в первую очередь стационарозамещающие технологии,  с более активным привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций и негосударственного сектора;
  • апробировать и содействовать внедрению в практику социального обслуживания механизма социального сопровождения, ориентированного на комплексное решение социальных проблем;
  • развивать эффективные методики содействия повышению качества социальных услуг, включая профессиональное наставничество;
  • развивать технологии обучения при проведении повышения квалификации  и переподготовки кадров, включая использование современных информационных технологий удаленного доступа;
  • оказывать поддержку региональным профессиональным объединениям социальных работников, расширять их создание в субъектах  Российской Федерации;
  • привлекать профессиональные объединения в деятельность по независимой оценке качества предоставления социальных услуг;
  • внедрить рейтинговую оценку деятельности руководителей и сотрудников учреждений социального обслуживания, на основе которой формировать списки победителей конкурса «Лучший социальный работник  Российской Федерации»;
  • расширить круг мероприятий по повышению престижа профессий «социальный работник», «социальный педагог» посредством проведения конкурсов профессионального мастерства, форумов социальных работников, привлечения возможностей СМИ, повышения психологической устойчивости сотрудников учреждений, снижения риска «профессионального выгорания», укрепления корпоративной культуры.

Для выполнения вышеперечисленных задач участники Форума РЕШИЛИ:

  1. Рекомендовать:

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

  • продолжить поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда и др.;
  • разработать и внедрить современные объективные методики для освидетельствования лиц, пострадавших на производстве;
  • внедрить в учреждениях медико-социальной экспертизы электронную систему управления очередью;
  • завершить работу по принятию необходимых нормативных правовых актов  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №464-ФЗ  «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • при разработке стратегии действий в интересах пожилых людей учесть рекомендации Форума социальных работников по структуре, конкретным направлениям и мероприятиям проекта стратегии;
  • разработать профессиональные стандарты работников государственных учреждений службы занятости населения, предусмотрев в них  компетенции по работе с инвалидами. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 февраля 2016 года;
  • до 2017 года (включительно) продолжить мероприятия по поддержке региональных программ по созданию доступной среды для инвалидов, включая формирование безбарьерной школьной среды;
  • обеспечить распространение лучшего регионального опыта по оказанию социальных услуг населению, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства экономического развития  Российской Федерации в сети Интернет, с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере;
  • продлить программу материнского (семейного) капитала после 2016 года  как эффективную меру демографической поддержки, проработать вопрос расширения направлений использования материнского (семейного) капитала, включая приобретение технических средств реабилитации,  не входящих в федеральный перечень технических средств реабилитации;
  • совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить привлечение компаний, обладающих современными технологиями производства товаров для инвалидов, в целях развития импортозамещающего производства таких товаров на территории Российской Федерации. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 апреля 2016 года;
  • совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации предусмотреть в проекте государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы мероприятия по развитию ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 июля 2015 года;
  • совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации пересмотреть положения Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 сентября 1981 года №109, с учетом нового законодательства об охране здоровья, об оказании психиатрической помощи населению, об основах социального обслуживания граждан и нормативах при проживании в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации  и социально ориентированными некоммерческими организациями обобщить и распространить позитивный опыт работы субъектов Российской Федерации по развитию сопровождаемого проживания  и организации возмездной опеки (по типу «приемной семьи») для лиц с расстройствами психического здоровья на основе положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Подготовить методические рекомендации по разработке нормативного акта субъекта Российской Федерации, регламентирующего данный вопрос;
  • совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разработать правовые механизмы, обеспечивающие стимулирование трудовой занятости граждан пожилого возраста, повышение их квалификации, развитие наставничества с использованием экспертного потенциала, создание возможностей трудовой занятости (неполный день или неполную рабочую неделю).
  • совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, доработать модельную программу по социальному сопровождению семей с детьми и направить ее в субъекты Российской Федерации. О выполнении доложить в Правительство Российской Федерации  до 31 декабря 2015 года.
  • совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации усилить меры социальной поддержки на селе жителей сельской местности, в том числе улучшить транспортную доступность объектов социальной инфраструктуры для сельских жителей, доставку им товаров первой необходимости и продуктов питания, увеличить охват мобильными бригадами соцобслуживания сельских населенных пунктов;
  • совместно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и экспертным сообществом обобщить практику реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации». О результатах доложить в Правительство Российской Федерации, в случае необходимости – с согласованными предложениями до 01 декабря 2015 года;
  • совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании государственной социальной помощи малоимущей семье с детьми включить в перечень мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, обеспечение надлежащих условий для развития, воспитания и образования детей в семье.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в области социальной сферы;
  • в рамках реализации Госпрограммы «Доступная среда» до 2020 года организовать обучение специалистов, участвующих в образовательном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  с целью обеспечения инклюзивного образования в образовательных организациях, а также оказывать поддержку образовательным организациям, реализующим адаптивные образовательные программы по реализации мероприятий по формированию доступной среды;
  • разработать единую программу и методические пособия для обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста, обратив особое внимание на необходимость обучения их умению коммуникации  с информационными ресурсами органов, предоставляющих  им государственные услуги;
  • совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования в социальной сфере. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 декабря 2015 года;
  • совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации организовать разработку и экспертизу примерных основных образовательных программ подготовки специалистов  в социальной сфере, учитывающих требования соответствующих профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 декабря 2015 года;
  • совместно с Министерством труда и социальной защиты  Российской Федерации разработать модельную программу постинтернатного сопровождения и адаптации воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 февраля 2016 года;
  • совместно с Министерством труда и социальной защиты  Российской Федерации внести изменения в нормативные правовые акты в целях повышения доступности образовательного процесса для детей инвалидов, обеспечения профориентационной работы и мониторинга этих процессов;
  • совместно с Министерством труда и социальной защиты  Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры, направленные на развитие системы подготовки и обучения воспитанников навыкам самостоятельного проживания и самообслуживания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в образовательных организациях интернатного типа, реализующих адаптированные образовательные программы. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 01 февраля 2016 года;
  • совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов  Российской Федерации разработать «дорожные карты» обеспечения в субъекте  Российской Федерации доступности  дошкольного образования для детей  в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • в рамках реализации Госпрограммы «Доступная среда» до 2020 года организовать пилотную отработку направления формы 088/у в учреждения медико-социальной экспертизы, без участия гражданина, обеспечив защиту персональных данных для последующего тиражирования результатов пилотного проекта в других субъектах Российской Федерации;
  • предусмотреть включение в профессиональные стандарты, соответствующих медицинских специальностей, требования в части гериатрических умений  и навыков;
  • совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации организовать разработку программ дисциплин, модулей, обеспечивающих подготовку студентов лечебных и стоматологических факультетов медицинских вузов по вопросам геронтологии, гериатрии и геротехнологии.
  • развивать «школы ухода» для родственников больных хроническими  и психическими заболеваниями.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:

  • совместно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и экспертным сообществом:

обобщить практику проведения независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, обратив особое внимание на порядок привлечения экспертов, используемый инструментарий оценки, формы публикации результатов оценки и принимаемые меры по результатам оценки;

  • в соответствии с установленными сферами ведения обеспечить размещение в сети Интернет на официальных сайтах организаций социальной сферы информации о результатах их работы, перечне оказываемых населению государственных услуг, а также предоставление сервисов, облегчающих поиск такой информации (каталоги, форумы, базы данных) для населения.

О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 03 августа 2015года.

  1. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов  Российской Федерации:
  • предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации необходимые объемы средств на обучение, переподготовку и повышение квалификации работников организаций социального обслуживания и меры поощрения указанных работников;
  • провести дополнительный мониторинг состояния психоневрологических интернатов, функционирующих на территории субъекта, включающих анализ материально-технической базы, очередности, соблюдения норм жилья, питания, обеспечения мягким инвентарем, предметами личной гигиены и оборудования. Принять меры по обеспечению полного соблюдения прав граждан, находящихся в интернатах;
  • активизировать работу по привлечению к оказанию психоневрологическим интернатам и проживающим в них гражданам благотворительной помощи бизнес-сообществами и волонтерскими организациями;
  • обеспечить необходимые условия для проведения с участием общественных организаций независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания в соответствии с положениями статьи  7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  по вопросам проведения независимо оценки качества оказания услуг организациям в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»;
  • внедрить профессиональные стандарты социального обслуживания;
  • обеспечить формирование необходимых условий для привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных организаций;
  • обеспечить переподготовку и повышение квалификации работников государственных, муниципальных и негосударственных организаций социального обслуживания;
  • проанализировать нормы труда социальных работников и по результатам внести соответствующие изменения в региональные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы оплаты и нормирования труда в сфере социального обслуживания;
  • при оказании государственной социальной помощи малоимущей семье с детьми на основании социального контракта предусмотреть в качестве мероприятия, направленного на преодоление трудной жизненной ситуации, обеспечение родителями условий для развития, воспитания и образования детей в семье;
  • при формировании региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, предусмотреть мероприятия по:

– развитию службы «Социальное такси» в сельской местности;

– обеспечению транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры для сельских жителей;

– созданию в сельских населенных пунктах различных видов связи  с объектами социальной инфраструктуры, включая возможности «Почты России»;

– обеспечению развития муниципальных служб по доставке товаров первой необходимости и продуктов питания «Автолавка»;

– развитию мобильных форм социального обслуживания населения сельских населенных пунктов;

– учету в органах социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в сельской местности и являющихся получателями социальных услуг;

– внедрению в практику работы социальных работников информационных технологий.

О результатах доложить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации до 06 ноября 2015 года.

  1. Рекомендовать фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • осуществлять мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и нормативных актов, принятых во исполнение указанного закона законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, вырабатывать предложения в целях повышения эффективности реализации указанного закона.
  1. Рекомендовать фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
  • разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий увеличение размера стандартного налогового вычета для родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • провести в Государственной Думе Федерального Собрания  Российской Федерации обсуждение вопросов внедрения профессиональных стандартов в социальной сфере и совершенствования на их основе образовательных стандартов с целью инновационного развития социальной сферы с привлечением специалистов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Российского государственного социального университета  и Учебно-методического объединения вузов России по образованию  в области социальной работы;
  • провести анализ законодательных норм, регулирующих оказание социальных услуг несовершеннолетним, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) и при необходимости проработать предложения о внесении изменений в указанные законы в целях их взаимосогласования.
  1. Рекомендовать региональным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с фракциями «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов  Российской Федерации обеспечить принятие необходимых нормативных правовых документов с учетом рекомендаций Форума.
  2. Рекомендовать региональным, местным, первичным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с Региональными координаторами  и руководителями федеральных партийных проектов «Старшее поколение», «Доступная среда», «Крепкая семья»: осуществлять постоянный мониторинг качества предоставляемых социальных услуг, проводить разъяснительную работу с населением по вопросам защиты прав гарантирующих доступность социальных услуг и их высокое качество.
Ссылка для блогов