Карта сайта
11 декабря 2013, 10:42

Перечень ключевых изменений в законодательстве, направленных на развитие института внутреннего усыновления

во исполнение Указа Президента РФ №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

1. На органы опеки и попечительства дополнительно возложены следующие обязанности:

  • через официальный сайт органа опеки и попечительства в Интернете и средства массовой информации информировать граждан о возможности усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, о порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены;
  • вести прием граждан, желающих усыновить ребенка.

2. Введен упрощённый порядок получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) гражданами, уже имеющими заключение о возможности быть усыновителем, а также постановки на учёт в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

3. Исключена из перечня обязательных документов, представляемых гражданами, выразившими желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, справка о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

4. С 1 января 2013 года увеличивается до 100 000 рублей размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также братьев и сестер, являющихся кровными родственниками. Единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

5. Министерством здравоохранения РФ утвержден порядок проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

6. Министерству здравоохранения РФ поручено утвердить порядок представления сведений о проведении диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказании им в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

На министерство здравоохранения возложена обязанность обеспечить мониторинг проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

7. Усилен контроль Росздравнадзора за качеством проведения диспансеризации и медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе после передачи на воспитание в семьи.

8. Субъектам Российской Федерации поручено:

  • обеспечить проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных на воспитание в семью;
  • предусмотреть за счет средств Территориального фонда ОМС предоставление детям, оставшимся без попечения родителей, всех видов медицинской помощи, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

9. Гражданам, желающим стать опекунами, предоставлено право на получение подробной информации о ребёнке и сведений о наличии у него родственников, обращение в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребёнка, передаваемого под опеку.

10. Сокращается перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью. Установлено, что наличие злокачественного новообразования является не абсолютным противопоказанием, а в зависимости от стадии заболевания и возможности радикального лечения. Исключены из списка противопоказаний заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, инвалидность 2 группы.

При этом в категории психических расстройств и расстройств поведения перечень заболеваний расширен.

11. Пересматривается порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

В новом порядке медицинского освидетельствования изменен список врачей-специалистов, необходимых для выдачи медицинского заключения, и четко оговорен список лабораторных и инструментальных методов обследования.

Медицинское освидетельствование будет проводиться за счет средств бюджета и Территориального фонда ОМС.

12. Перечень субъектов, которые освобождены от необходимости прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, дополнен гражданами, которые уже являются усыновителями или опекунами и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Исключено обязательное требование о наличии фиксированной минимальной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком.

14. Сокращается срок вступления в силу решения суда об усыновлении ребенка с 30 до 10 дней.

15. Увеличивается срок передачи ребёнка, оставшегося без попечения родителей, под предварительные опеку или попечительство до 6 месяцев, с возможностью продления указанного срока до 8 месяцев.

16. Существенно упрощается действующая система отчетности опекунов и попечителей.

17. С 1 января 2013 г. Увеличен базовый размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы.

18. Продлен срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья лица, желающего принять ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью с 3 до 6 месяцев.

19. Усилены гарантии при прохождении лицами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского освидетельствования.

20. Из перечня лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями исключены лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

21. Запрещается усыновление ребенка, установление опеки (попечительства) над ребенком лицам, состоящим в союзе, заключенном с лицом своего пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лицам, являющимся гражданами указанных государств и не состоящим в браке.

22. Увеличен срок, по истечении которого информация о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семьи, становится доступна иностранным гражданам, лицам без гражданства, не являющимся родственниками таких детей.

23. Совершенствуются правила устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается требование по обеспечению условий пребывания детей, приближенных к семейным (семейные воспитательные группы).

Устанавливается перечень видов деятельности (услуг), оказываемых организациями, и порядок осуществления ими указанной деятельности.

Утверждается порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, в том числе порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации (их уполномоченных органов) при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей и порядок обследования детей при их устройстве в организации.

Определяются основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых организацией видов деятельности и оказываемых услуг.

24. Увеличена продолжительность временного пребывания ребенка, помещенного в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье.

25. С 1 января 2013 г. увеличивается размер ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

26. Расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Определены случаи оказания такой помощи.

27. Закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи; предусмотрена возможность направления таких детей на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

28. Изменяется порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

29. Осуществляется оптимизация формирования и использования государственных информационных ресурсов, содержащих данные о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

30. На уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти возлагаются обязанности:

  • утвердить требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства и примерные дополнительные профессиональные программы для них;
  • разработать методических материалы по вопросам деятельности по опеке и попечительству;
  • осуществлять разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

31. Разработаны профессиональные стандарты для работников органов опеки и попечительства и специалистов социальной сферы.

32. Введены общие принципы и основы осуществления деятельности по сопровождению семей, в которых воспитываются дети.

Перечень ключевых изменений в законодательстве, направленных на развитие института внутреннего усыновления, во исполнение Указа Президента РФ №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Ссылка для блогов