Карта сайта
9 декабря 2016, 12:00

Год российского кино. Итоги и перспективы

Завершается 2016-й, который был объявлен в России годом российского кино. О том, что России нужны новые оригинальные форматы прочтения классики в кинематографе указывал президент РФ Владимир Путин. По его словам, государство продолжит поддерживать крупные проекты в области культуры. В свою очередь, «Единая Россия» считает поддержку отечественной культуры важнейшим стратегическим приоритетом развития страны. Какую работу партийцы ведут по развитию искусства, в том числе в малых городах? Оказывается ли поддержка выдающимся актерам театра и кино? На эти и другие вопросы в пятницу, 9 декабря, ответила глава экспертно-консультативного совета по совершенствованию законодательства в области культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская.
 

  • 1.
    Уровень образования, культуры современных школьников оставляет желать лучшего. Ученики 10-11 классов не знают элементарного: кто такая Анна Ахматова, Борис Пастернак, столицы государств СНГ и многое другое. Какие, на ваш взгляд, нужно предпринять меры для устранения столь чудовищной безграмотности?
      // Анна, Москва

    Возлагаю большие надежды на нового министра науки и образования Ольгу Васильеву. Это высокий профессионал, но кроме того - порядочный, душой болеющий за дело и Отечество человек. Не сомневаюсь, перекосы и непродуманные эксперименты в образовательной сфере исчерпаны. 

    У нас накоплен такой бесценный опыт - и советского, и дореволюционного образования, что надежный базис есть. Требуется лишь разумная адаптация этого опыта к требованиям нынешнего времени. При этом надо понимать, что вопросы интеллектуальной и духовной жизни не решаются исключительно профильными ведомствами. Даже самый добросовестный министр не в силах внушить детям любовь к учебе, интерес к знанию. Быть развитым, образованным, культурно богатым человеком должно снова стать элементом престижа на государственном уровне. Надеюсь, мы к этому движемся. Перестраивается российская экономика, меняется ее ориентация с сырьевых ресурсов на развитие науки и высоких технологий, так что роль образования будет расти с каждым днем.
     

  • 2.
    Недавно состоялась премьера сериала «София», основанного якобы на реальных событиях. Однако же в фильме было обнаружено много фактических несостыковок. На этот счет вышла колонка, в том числе, и в газете «Культура». Как вы считаете, нужно ли снимать фильмы на такие темы, пусть и с множеством огрехов, но для того, чтобы побудить граждан к изучению истории? Или посредством таких фильмов историю лучше не изучать, т.к. запоминаются все же лжефакты?
      // Сергей Васильевич, Мурманск

    Вечный и до уныния безнадежный вопрос: как лучше - не делать вообще или делать плохо? Оба варианта хуже. Желательно делать хорошо. 

    А для этого, на мой взгляд, необходимо возвращение института серьезной редактуры. И на телевидение, и в кино, и в книгоиздание. При наличии качественного редакторского фильтра не понадобится никакая цензура, возвращением которой нас заклинают особо пугливые граждане. Грамотный редактор укажет на вопиющие ляпы, несостыковки сюжета, провалы логики, слабости в прописывании характеров. Такой взгляд со стороны необходим, в первую очередь, авторам. А также, безусловно, продюсерам, руководству производящих студий и телеканалов, чтобы не выглядеть глупо. 
     

  • 3.
    Елена Александровна, вы наверняка слышали историю о том, что в Большой театр не пустили родителей с маленьким ребенком, мотивировав это тем, что на билете был возрастной ценз 12+. Как вы считаете, это правильно? Ведь дети же должны иметь возможность приобщаться к культуре?
      // Proffi@

    Всему свое время. Малышам - утренники, подросткам – «взрослые», т.е. вечерние спектакли. Маленькие дети должны жить по режиму, вовремя отправляться спать, и «продвинутые» родители, которые манкируют этими правилами, на мой взгляд, напрасно рискуют здоровьем своих отпрысков. Кроме того, ребенок может заскучать, закапризничать - согласитесь, ни публика, ни артисты не обязаны терпеть крик и визг.

    В некоторых театрах есть практика, когда маленьких детей пускают на вечерние спектакли, но просят семью удалиться, если ребенок начинает мешать остальным зрителям. Однако, на мой взгляд, это чревато еще большим стрессом для ребенка и разочарованием для его родителей. Гораздо проще соблюдать разумный возрастной ценз. Кроме того, впервые на вечерний спектакль - это событие для уже сознательного человека, своего рода культурная инициация. Не надо лишать ребенка возможности предвкушать такой праздник и насладиться им. 
     

  • 4.
    Читал недавно в СМИ заявление президента о том, что государство продолжит поддерживать крупные проекты в области культуры. Это замечательно, ведь именно культура порой является опорой человека, тем фактором, который определяет его развитие. Как вы считаете, что именно сейчас нуждается в особой поддержке, на что надо обратить внимание – кинотеатры, театры, выставочные центры?
      // Виктор, Москва

    Полагаю, вопрос не в формах, а в содержании. В Послании Федеральному Собранию, а также обращаясь к участникам совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, проходившего 2 декабря в Петербурге, президент страны уделил особое внимание популяризации отечественной классики. Прежде всего, силами искусства.

    Значит, есть надежда, что в ближайшее время приоритетную поддержку получат экранизации (в том числе, телевизионные), театральные постановки, книгоиздательские и иные проекты, связанные с нашим главным культурным достоянием - классической русской литературой. Это вызывает искреннюю радость. Ведь ситуация доведена до того, что в книжных магазинах приобрести Пушкина, Толстого, Достоевского в хорошем издании и за приемлемую сумму стало практически невозможно. А что это за семья, если детям не читают Пушкина?

    Ну и в отношении многосерийных фильмов: чем один за другим ляпать сценарии, очерняющие советское прошлое, попробуйте сделать качественную инсценировку классики. А уж какое счастье для режиссера и актеров - встреча с подобным материалом, можно не объяснять. Итак, классика - приоритет номер один. Приоритетом номер два, не менее важным, на мой взгляд, должны стать произведения для детей. Взращивать в душе ребенка любовь к Родине надо исподволь, ненавязчиво - через фильмы, мультики, книги, песни. У нас есть золотой фонд, но его необходимо пополнять. 
     

  • 5.
    Мой вопрос касается кино. Не считаете ли вы массированную поддержку российского кино слишком навязчивой? Я имею в виду, что больше половины демонстрируемых трейлеров перед картиной, на которую ты пришел - трейлеры русских фильмов…
      // Руслан, Братск

    То, что вы описываете, на мой взгляд, не «массированная поддержка», а необходимый минимум. Меня как раз удручает тот факт, что мы порой можем выпустить хороший фильм, но совершенно не способны превратить его в событие общественной жизни, сделать предметом широкого обсуждения. А ведь это важный фактор сплочения нации. Культура должна превращать толпу в народ. 
     

  • 6.
    Елена Александровна, как вы считаете, может быть, в России стоит бросить попытки снимать фантастику и обратить свой взор на то, что нам удается гораздо лучше - семейные комедии, драмы? Это связано с тем, что постпроизводство нашего кино – то есть обработка видеоматериала после съемок, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка фильма – все это гораздо слабее, чем в том же Голливуде. Другими словами, наша компьютерная графика в кино на очень низком уровне. Зачем тратить на нее деньги?
      // Светлана, Голицино

    Думаю, надо осилить мировой уровень постпродакшна, а уже потом, с чувством глубокого удовлетворения, сделать акцент на драматических жанрах. Вы совершенно правы: русский человек, российский зритель всегда предпочитал эффектному, но пустому зрелищу работу души. Именно поэтому мы бесконечно пересматриваем советские фильмы. Две вещи нанесли грандиозный урон отечественному кинематографу: диктатура формата (хотя шедевры зачастую создаются на стыке жанров) и убеждение, будто в кинотеатры ходит только попкорновая молодежь. Нам нужно семейное кино для зрителей всех возрастов. 
     

  • 7.
    Недавно был на художественной выставке и наблюдал удручающую картину: один из экспонатов какие-то посетители просто прорубили то ли топором, то ли еще чем-то…Какой-то вандализм получается. Что-то надо с этим делать, как вы считаете?
      // Анатолий, Омск

    За последнее время президент России неоднократно разъяснял - в том числе, в тексте ежегодного Послания Федеральному Собранию и в ходе заседания Совета по культуре и искусству, что государство не потерпит хулиганских выходок и актов вандализма на концертах, спектаклях, выставках. 

    Знаю, что Комитет Госдумы по культуре готовит поправки в действующее законодательство с целью ужесточить наказание за подобные акции. Надеюсь, это будет сделано в рамках здравого смысла. Надо не иметь не только художественного чутья, но и совести, чтобы приравнять облитую кислотой «Данаю» к разгрому выставки «Осторожно, религия!». В этом будет большая человеческая неправда. А на большую человеческую неправду люди всегда реагируют возмущением. Словесным либо действенным - в зависимости от темперамента и степени личной адекватности. 

    Вообще, я глубоко убеждена, что данную проблему, как, впрочем, и любую иную, нельзя решить исключительно «репрессивными» мерами. Надо ясно понимать глубинные причины явления, которое принято называть «цензурой снизу», не закрывать на них глаза. Есть ведь еще и нравственные законы, традиции народа, исконно присущие ему ценности. Если государство самоустраняется от этих тонких вопросов, на сцену выходят (в прямом и переносном смысле слова) разнообразные активисты. Сопротивляются злу (или тому, что им кажется злом) насилием и таким образом приумножают количество зла. Доброжелательное и компетентное партнерство между государством и культурой, постоянное заинтересованное взаимодействие, обсуждение самых острых чаяний общества - вот что избавит нас от хулиганства и вандализма в этой сфере. А главное - вернет отечественной культуре ту миссию, которую она утратила за последние десятилетия. 

  • 8.
    Хотела спросить об истории с запретом в Омске постановки популярной оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Как так? Это же свобода слова, право человека, гарантированное Конституцией! Вот я, например, молодой автор. И что будет, если мои произведения вот так «зацензурят», куда мне обращаться?
      // Stacy

    Насколько мне известно, в Омске просто совпали протест некой общественной организации и решение организаторов гастролей отменить спектакль, поскольку удалось продать менее полусотни билетов. Напрямую эти вещи связаны не были. 

    Интересно, кстати, что в былые времена рок-опера Уэббера и Райса вызывала недовольство как «религиозная пропаганда», а теперь как «антирелигиозная пропаганда». Есть повод задуматься над тем, сколь пластичны идейные установки в обществе. И сколь неблагодарная задача поверять произведение искусства исключительно догмами, даже самыми высокими. Искусство напрямую взаимодействует с душой человеческой, это материя тонкая.

    Что касается вашей обеспокоенности, цензуры у нас в стране нет, а про так называемую «цензуру снизу» мы уже говорили.
     

  • 9.
    Елена Александровна, я проживаю в маленьком селе. Тема досуга для нас, оставшихся здесь местных жителей, очень и очень важная. Наш единственный дом культуры очень нуждается в реконструкции...Что-нибудь делается в данном вопросе?
      // Леонид Алексеевич

    Рада сообщить вам, что положение о поддержке сельских клубов, зафиксированное в Программе «Единой России», уже начинает реализовываться. Со следующего года будут запущены новые приоритетные партийные проекты. Это как раз реконструкция муниципальных, в первую очередь, сельских клубов, а также поддержка театров в малых городах и благоустройство парков в малых городах. Финансирование по всем этим проектам уже определено. На каждом приеме избирателей в  Челябинской области я встречаюсь с людьми, которые приезжают с подобными вопросами: в клубе протекает крыша, дует из окон, доисторическая аппаратура выходит из строя... Что делать? Очень приятно, что для них есть хорошие новости. 

    Но не надо забывать, что дальше придется решать не менее трудный, кадровый вопрос. Молодежь в сельских клубах работать не хочет, это не секрет. Крыши мы отремонтируем. А кто будет заниматься с детьми, руководить самодеятельными коллективами, организовывать мероприятия? В моих мечтах - подчеркиваю, пока только в мечтах - вырисовывается программа, аналогичная «Земскому доктору». Скажем, «Сельский работник культуры». Надо поощрять желание молодых специалистов ехать на село. Духовное здоровье граждан не менее важно, чем физическое. Сельский клуб - это центр определенного мира. Исчезнет центр - распадется мир. Нельзя этого допустить. 
     

  • 10.
    Елена Александровна, вопрос о памятниках в России. Часть из них нуждается в реконструкции, они находятся в очень плачевном состоянии. Какие меры, по вашему мнению, здесь наиболее эффективны?
      // Lancer

    Это едва ли не самый болезненный вопрос нашей культурной отрасли. Точнее, целый комплекс вопросов. Для всех очевидно, что бюджет государства не потянет реконструкцию и содержание всего материального достояния. Кстати, пока и точный реестр памятников истории и культуры в стране не составлен. Есть недочеты в законодательной базе, безусловно. Например, «вилка» между федеральным значением памятника и его региональной либо муниципальной принадлежностью. Предельно тщательно, на мой взгляд, надо регулировать передачу памятников в частные руки. При этом если частное лицо готово за свои средства отреставрировать памятник в родном городе, а такое случается чаще, чем можно подумать, мы обязаны обеспечить этому меценату определенные льготы. В частности, я считаю, государство в лице местной власти могло бы взять на себя подготовку проектной документации. 

    В правоприменительной практике существующих законов тоже масса проблем - отсюда известные всем скандалы на реставрационном поле. Поэтому мне видится принципиально важным тезис из Программы партии «Единая Россия»: обеспечивать реконструкцию и реставрацию памятников истории и культуры исключительно под наблюдением экспертного сообщества.
     

  • 11.
    Живу в небольшом провинциальном городке, у нас всего одна библиотека. А ведь это очень важный культурный объект как для взрослых, так и для детей – им ведь надо приучаться читать, это основа, я убежден, гармоничного развития и грамотности. В общем, надо как-то помогать библиотеке, скажите, есть ли какие-то программы в этом направлении?
      // Иван Анатольевич

    Да, есть. В «Единой России» существует партийный проект «Библиотеки России». Его главная цель - содействие развитию библиотечной системы нашей страны, становление библиотек в качестве культурно-интеллектуальных центров. Уверена, что работа по переоснащению, модернизации и постоянному комплектованию библиотек будет продолжена. Для многих наших сограждан библиотека - это и клуб по интересам, и ячейка гражданского общества. Здесь можно не только взять в руки книгу, но и пообщаться, поспорить на острые темы, поучиться культуре дискуссии - в соцсетях этот навык не приобретешь... На мой взгляд, библиотеки, как и сельские ДК, нуждаются в первоочередной поддержке. 
     

  • 12.
    Елена Александровна, а какие законы в ближайшее время намерены предложить для принятия Думой? Может, над какими-то инициативами в данный момент идет работа?

      // Екатерина, Владивосток

    Рассчитываю на качественно новом уровне начать работу над законопроектом о культуре. Ныне действующий, 1992 года, безнадежно устарел. Законопроект, доставшийся нам от предыдущего созыва Государственной Думы, на мой взгляд, не закрывает проблемы отрасли. Нужен совершенно иной масштаб аналитики. Главными соавторами будущего законопроекта должны стать сами деятели и работники культуры. А опираться следует на «Основы государственной культурной политики» - документ, подписанный президентом страны. 

    На протяжении нескольких лет я упорно твержу о том, что в многонациональной и многоконфессиональной стране главным связующим звеном способна стать именно культура. Именно поэтому я выбрала работу в комитете Госдумы по делам национальностей. 

    Более того, на мой взгляд, надо проводить культурную «экспансию» в Государственной Думе, «захватывать» все более широкий плацдарм, подключать к обсуждению культурной тематики как можно больше комитетов. Так как какой комитет мы с вами ни возьмем, сразу увидим, что он имеет к культуре прямое отношение. Например, комитет по обороне. Именно культура воспитывает в человеке любовь к Родине, готовность ее защищать. Или комитет по противодействию коррупции. Ведь коррупция - недуг душевно неразвитого общества, где человек просто не обучен ценить иные блага, кроме материальных. Комитеты по экологии и аграрный: отношение к родной земле, родной природе – основа культуры общества и человека. Комитет по информационной политике: для 90 процентов наших сограждан культура это то, что они получают из средств массовой информации. И пока мы не разберемся с уровнем телевизионного контента, нет смысла рассуждать про высокое искусство. Комитет по охране здоровья: развитием культуры во многом обеспечивается благоприятный моральный климат в обществе, укрепляется психическое, а значит, и физическое здоровье граждан. Комитеты образованию и науке, а также вопросам семьи, женщин и детей - первые и лучшие союзники культуры. По делам религиозных организаций - аналогично. Комитет по международным делам напрямую связан с вопросами культуры, «мягкой силы» России. И так далее вплоть до комитета по физической культуре и спорту. В сущности, все аспекты нашей жизни могут быть отнесены либо к культуре, либо к проблемам ее отсутствия.

    Понимаю загруженность коллег, работающих по своей конкретной повестке, однако очень бы хотелось, чтобы представители всех комитетов Государственной Думы нашли время ответить на вопрос – рассматривают ли они культуру в качестве фактора национального единения и если да, какие направления ее развития считают приоритетными. Очень важно это услышать. Законодательную поддержку культурной отрасли нашей страны я и считаю своей главной задачей в качестве депутата Госдумы от партии «Единая Россия». 

  • 13.
    Как вы считаете, необходима ли поддержка пожилых актеров? Ведь за границей они получают средства до конца жизни от проката своих фильмов, а у нас, насколько я знаю, нет.
      // Антон, Владимир

    Ваша озабоченность абсолютно понятна. К сожалению, в безвременье 90-х мы были свидетелями целого ряда печальных историй, когда актеры, составлявшие славу советского кинематографа, оказались выброшенными в новую экономическую реальность без всякой системной поддержки. Кому-то помогли творческие союзы, скажем, Союз кинематографистов много делал и делает в этом направлении. Кто-то, помимо кино, работал на постоянной основе в репертуарном театре. Для кого-то нашлись частные благотворители. Но известны примеры, когда любимый народом артист (или актриса) с серьезными социальными проблемами (одиночество, болезни, определенные человеческие слабости) никого не интересовали и уходили из жизни в бедности и забвении. 

    Сейчас подобные ситуации, слава богу, практически не встречаются, но вы правы - проблема окончательно не решена. Вот как на данный момент регулируются права актеров в Российской Федерации. В соответствии с Гражданским кодексом актеры являются субъектами смежных прав. Однако на съемках с ними, как правило, заключаются договоры о передаче прав продюсеру или кинокомпании. И чаще всего там нет пункта о получении отчислений от сборов при прокате фильма. Однако в соответствии со статьей 1245 ГК РФ актеры имеют право на вознаграждение за «частное копирование» - то есть копирование в домашних условиях, не в коммерческих целях. Выплачивается такое вознаграждение импортерами и изготовителями копирующего оборудования (компьютеры, диски, флеш-карты), а собирает его уполномоченная государством организация по коллективному управлению правами. Сейчас в этой сфере аккредитацию получил Российский союз правообладателей.

    При этом остается актуальной проблема поддержки ветеранов кино, чьи лучшие роли сыграны в фильмах советского времени. Отчасти она решается благодаря специальным фондам, например, при том же РСП действует Национальный фонд поддержки правообладателей. 

    Все это хорошо, но значительно лучше, когда благополучие творческой личности обеспечивается не чьей-то доброй волей, а законом. На мой взгляд, есть смысл подумать о том, чтобы на базе тех же организаций по коллективному управлению правами создать профсоюзы деятелей культуры. Если соединить уже имеющиеся значительные средства и широкие права, которыми наделены в нашей стране профсоюзы, ныне здравствующим ветеранам кино не придется беспокоиться о завтрашнем дне.

    Уважаемые читатели ER.RU!
     
    Благодарим вас за участие в онлайн-интервью.
     
    Вопросы, не вошедшие в интервью, будут переданы для дальнейшей проработки.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Ямпольская Елена Александровна, Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей
Год российского кино. Итоги и перспективы

Родилась 20 июня 1971 года в городе Москва
Образование высшее

В 1994 году окончила Российскую академию театрального искусства по специальности «Театровед»

Трудовая деятельность

1988-1990 гг. - Внештатный корреспондент журнала «Коммерческий вестник»

1992-1994 гг. - Обозреватель отдела театра газеты «Культура»

1994-1995 гг. - Заведующая сектором творческого отдела Центрального Дома актера им. А.А.Яблочкиной

1995-1997 гг. - Корреспондент общественно-политической редакции АО «Редакция газеты «Известия»

1997-1997 гг. - Руководитель группы «Известия -культура» АО «Редакция газеты «Известия»

1997-2003 гг. - Редактор отдела культуры ОАО ИИГ «Новые Известия»

2003-2005 гг. - Редактор отдела культуры ООО «Издательство Х.Г.С.»

2005-2005 гг. - Шеф-редактор «Театральных Новых Известий» ЗАО «Газета «Новые Известия»

2006-2008 гг. - Редактор отдела культуры ОАО «Редакция газеты «Известия»

2008-2011 гг. - Заместитель главного редактора ОАО «Редакция газеты «Известия»

2011-2011 гг. - Заместитель главного редактора редакции газеты «Известия» ООО «Айньюс»

2011-2016 гг. - Главный редактор АО «Редакция газеты «Культура»

18 сентября 2016 года избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва

другие интервью
(324)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости