Карта сайта
12 декабря 2016, 15:00

Безопасность детей. Задачи на будущее

Партия «Единая Россия» предлагает проводить в школах уроки по психологии для родителей. Какую пользу смогут принести данные занятия? Что входит в функции школьного психолога? Как оградить детей от различных опасностей в интернете? Какие меры необходимо предпринять для их душевного здоровья? На эти и другие вопросы в понедельник, 12 декабря, ответил заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья Николай Говорин.

  • 1.
    Читал об инициативе «Единой России» о проведении уроков психологии для родителей в школах. Расскажите, пожалуйста, что смогут дать такие уроки родителям? Зачем они вообще нужны? И когда пройдет первый психологический урок - на какой стадии сейчас эта инициатива? // Михалевский, Москва

    Да, мы действительно работаем над данной инициативой и на данный момент мы готовимся к парламентским слушаниям, которые состоятся в Госдуме 15 декабря. Там мы и обсудим вопрос уроков по психологии для родителей в рамках проработки новой концепции школьной медицины.

    Мы считаем, что такие уроки для родителей в школах необходимы. Дело в том, что в нашей стране подготовка по специальности педагогика и психология ведется давно. Понятно, что каждый учитель, безусловно, должен знать основы детской и возрастной психологии, и это помогает учителю в его работе. Однако мир стремительно меняется: и на взрослых, и на детей возрастает информационная нагрузка. Чего стоит только один Интернет, внедряются цифровые технологии, которые на порядок больше увеличивают информационное пространство.

    В этом потоке психологическое состояние человека подвергается повышенным нагрузкам, особенно чувствительны к этому дети и подростки. И в рамках развития новой концепции школьной медицины нельзя оставлять без внимания и психологическое (нервно-психическое) состояние здоровья детей. При этом важно определить вместе с экспертами объемы такой подготовки, может, правильнее - информированности в области «экологии души» как для детей, так и их родителей. Это мы и обсудим на слушаниях.

    Мне кажется, что здесь сегодня накопилось много проблем. Родители часто знают своих детей как бы с одной стороны, разве не важно и не полезно для них получить своевременную и объективную информацию о ребенке от профессионального психолога, что может быть не просто полезным в плане коррекции воспитательных приемов, но и поможет предотвратить возможные серьезные проблемы. Как говорится, осведомлен - значит, вооружен. Ведь как часто люди после случившейся беды с ребенком, образно говоря, кусают локти!

  • 2.
    Хочу спросить о том, что произошло в Пскове, ужасная история, когда подростки сначала обстреляли полицейских, а потом покончили с собой... Интересует ваше мнение по поводу действия полицейских. Как вы считаете, решение о штурме здания - верное? Может, нужно было продолжать переговоры с подростками?
      // Margo333@

    Сложно по имеющимся данным делать глубокий психологический анализ и выводы по этой трагедии. Личностная незрелость подростков, нередко категоричность их суждений, групповая психологическая зависимость, импульсивность поступков без адекватного анализа последствий - вот некоторые из характеристик, которые в определенной степени могли предрасполагать к этим трагическим событиям.

    Как важно для каждого родителя, имеющего в семье подростка, сформировать и постоянно укреплять с ним межличностную, душевную связь, оставаться при этом не только родителем, но главное - другом, которому всегда доверяют. Это очень непросто, ведь в этот возрастной период выход из под контроля родителей - эмансипация - является специфической психологической характеристикой, а авторитет друзей, «уличной философии» может заметно возрастать. Ведь именно в этот возрастной период мы сталкиваемся с групповыми случаями суицидального поведения. В моей профессиональной деятельности было немало случаев клинического и психологического анализа суицидального поведения среди молодых людей. Полагаю, что это поможет мне в разработке законодательных инициатив по данному направлению.

  • 3.
    Скажите, пожалуйста, что вы думаете об опасности таких сообществ в соцсетях как «группы смерти», о которых так много писали СМИ? Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы мой ребенок не вступал в них и что делать, если я узнаю, что он там состоит? Запретить ему пользоваться Интернетом, как-то наказать?
      // Светлана Васильевна, Нижний Новгород

    Сегодня Интернет занял в жизни людей очень большое место, особенно в молодежной среде. Проблема интернет-зависимости - реальная и очень серьезная. Жизнь в виртуальном пространстве часто оказывает психотравмирующее влияние на детей и подростков, отрывает их от социума, усиливает отчужденность и значительно снижает умение выстраивать здоровые межличностные отношения.

    Особую опасность представляют в социальных сетях такие "группы смерти", администраторы которых, будучи профессионально подготовленными, ставят специализированные ловушки для интернет-пользователей, в первую очередь, детей и подростков, реализуя свои корыстные, нередко преступные мотивы. В этих случаях мы должны говорить об одном из вариантов информационной безопасности, доктрину которой утвердил президент 5 декабря 2016 года. Запретить ребенку пользоваться Интернетом вряд ли уместно, однако разумное ограничение, чтобы Интернет не стал для для него сверхценным и единственным увлечением, это необходимо.

  • 4.
    Николай Васильевич, недавно узнала, что 13-летняя дочка моей подруги, с виду обычная девочка, веселая, ведет в соцсетях переписку, с так скажем, очень странным аккаунтом на очень странные темы, касающиеся смысла жизни. В переписке, подруга говорит, даже затрагивался вопрос самоубийства! И теперь она даже не знает, зачем обычной, спокойной, домашней девочке, которая не курит и не пьет, занимается музыкой и танцами, общаться на эту тему с незнакомыми людьми?! В общем, мой вопрос о первопричине. Как вы считаете, всегда ли дети, оказавшиеся в такой ситуации, являются «проблемными»? // Наталья Храповская, Рязань

    Интернет-зависимое поведение может формироваться у многих детей, однако и к этому виду зависимого поведения есть некоторые предрасполагающие личностные характеристики: недостаточный уровень общительности, неуверенность в себе (закомплексованность), повышенная тревожность, замкнутость, склонность к сверхценному фантазированию, которое помогает достичь состояния душевного комфорта и повышения самооценки, когда, например, трусливый и неуверенный в себе мальчик-подросток, который не пользуется авторитетом среди сверстников, фантазирует на тему своей исключительной смелости и ловкости, когда он в своих фантазиях побеждает своих обидчиков. При этом интернет-зависимые подростки могут постепенно утрачивать связь с реальностью и их социальная адаптация значительно снижается.

  • 5.
    Я слышал, что в России один школьный психолог на 2000 человек. Мне кажется, этого недостаточно! Что делается в этом плане? // Ковач, Энгельс

    На государственном уровне в этой сфере делается многое, однако сегодня стоит вопрос о принципиально новом системном и комплексном подходе, программных мерах, которые, безусловно, должны быть обеспечены и ресурсом. Я сейчас говорю, прежде всего, о проработке вопроса психологических кадров.

    Всем нам в этом направлении предстоит большая работа. И прежде всего, как я и говорил, мы проведем парламентские слушания с экспертами, там мы определим наши дальнейшие шаги по законотворческой деятельности. Я считаю, что прежде всего надо обратить внимание на вопрос превентивных мер в детской психологии и психиатрии, а это как раз и вопрос работы школьных психологов.

  • 6.
    Недавно в Ярославской школе разразился скандал с избиениями учеников. Говорят, что родитель одной из учениц младших классов на глазах учителей решил «проучить» второклассника. А еще было два случая в той же Ярославской области - в одной школе на уроке физкультуры молодой учитель якобы вывел детей на улицу и, пообещав детям хорошие оценки, велел избивать друг друга. Результатом урока стали сломанные носы, многочисленные ушибы и травмы, зафиксированные в травмпункте. А в каком-то случае ребенок получил ушиб и отек уха после пощечины, которую ему дала школьный психолог!!! Скажите, пожалуйста, разве приемлемо такое поведение? Как стоит наказать виновных и что сделать для того, чтобы подобных ситуаций не было в стране? // Гость@

    Это возмутительные примеры поведения взрослых, которые не только антипедагогичны, но и содержат в себе признаки нарушения уголовного законодательства.

    Считаю, что это должно быть предметом не только обсуждения, но и жесткого правового реагирования.

  • 7.
    А что вообще входит в функции школьного психолога? // Кравченко, Мурманск

    Если говорить об основных задачах школьных психологов, то, на мой взгляд, они выражаются в умении специалиста в области школьной психологии с помощью современного методологического подхода оценивать индивидуально-психологические особенности детей, определять уровень их психологического развития, в том числе «слабые» зоны; умение определять в школьной среде ее комфортность или стрессогенность; вносить свои рекомендации для педагогов, родителей, с которыми нужно обсуждать деликатные проблемы ребенка конфиденциально; оказывать психологическую помощь семье, помогая формировать здоровые межличностные отношения между родителями и ребенком; важным является умение оказывать психологическую помощь ребенку по выходу из состояния психологического кризиса, тупика, причем, делать это очень деликатно и непублично. Также психолог в школе может оказать помощь в выборе профессии ребенку, провести профориентационное тестирование. Это, безусловно, важно как для самого ребенка и его будущей жизни, так и для его родителей.

    Уважаемые читатели ER.RU!
     
    Благодарим вас за участие в онлайн-интервью.
     
    Вопросы, не вошедшие в интервью, будут переданы для дальнейшей проработки.

Интервью закончено
Ссылка для блогов
новое интервью
Говорин Николай Васильевич, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья
Безопасность детей. Задачи на будущее

Родился 29 декабря 1952 года в селе Нерчинский Завод Читинской области
    
Образование высшее
В 1976 году окончил Читинский государственный медицинский институт по специальности
В 2014 году - Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского по специальности

Доктор медицинских наук
Профессор
Действительный член (академик) Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Заслуженный врач РФ
    
Трудовая деятельность

1976-1977 гг. - Проходил интернатуру по психиатрии
1977-1981 гг. - ординатор психиатрической больницы №1 города Читы
1979-1980 гг. - Заведующий отделением психиатрической больницы №1 города Читы
1984-1988 гг. - Заместитель декана лечебного факультета ЧГМА по старшим курсам
1987 г. - Избран на должность доцента кафедры психиатрии ЧГМА
1992 г. - Заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ЧГМА
1999 – 2008 гг. - Декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ЧГМА
2009-2015 гг. - Проректор по последипломному образованию ЧГМА
2015-2016 гг. - Проректор по последипломному образованию ЧГМА

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья
18 сентября 2016 года избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва

Сопредседатель Регионального штаба регионального отделения  «ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА» в Забайкальском крае
Координатор ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения

другие интервью
(324)
темы
Новости Партии
сюжеты
Предварительное голосование
последние новости